ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
(оpinion polls) Исследования, призванные выявить отношение или определить предполагаемое или реализованное поведение действующих лиц на политической сцене. Это могут быть политические деятели, законодатели, бюрократы или, что бывает чаще, избиратели. Такие опросы могут проводиться различными методами, включая опрос по телефону и непосредственное интервью, и делятся на два главных типа. Первый основывается на случайной выборке, при которой исходят из того, что каждый представитель целевой группы населения обладает очевидной возможностью быть выбранным для этой цели. Так как при этом методе получаются статистические показатели выборки из генеральной совокупности, примерно равные нормальной (normal distribution), размер ошибки может быть определен количественно. Другой метод строится на стратифицированной выборке (метод квот), когда при проведении опроса делается попытка воспроизвести социальное распределение населения по квотам, исходя из предположения, что социальная репрезентативность будет аналогична политической. Оба метода опроса, в основном метод квот, применяются фирмами, занимающимися маркетинговыми исследованиями, для оценки общественного мнения, прежде всего во время избирательных кампаний (используются для получения информации, необходимой для определения стратегии соревнующихся между собой партий и для прогнозирования исхода выборов). В целом с 1945 г. организации Великобритании, проводившие опросы, имели неплохие результаты в предсказании итогов выборов. Однако в 1990 г. качество прогнозов по стратифицированной выборке заметно ухудшилось. См.: survey research (опрос общественного мнения).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).
Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая ответить на свои вопросы небольшой группе представителей общества. Существует несколько способов отбора таких групп, однако основным является формирование случайной и квотированной выборки. В первом случае вопросы задаются людям, подбираемым без использования какой — либо научно разработанной системы. Например, в Великобритании случайная выборка может быть представлена каждым тысячным фигурантом регистра избирателей одного из избирательных округов. При квотированной выборке опрашивающий стремится задать свои вопросы группе людей, качественный состав которой продуман заранее. При использовании этого метода вопросы обращены как бы к миниатюрной модели общества, его поперечному разрезу.
Опросы приобретают особую популярность в процессе проведения предвыборных кампаний. Ими пользуются для оценки отношения избирателей к конкретным проблемам и выяснения того, кому они собираются отдать свой голос. Предположение о том, что опросы могут реально влиять на электоральное поведение (например, давать преимущество партии, которая по итогам опроса опережает по популярности своих политических соперников), в некоторых странах (в частности, во Франции) послужило основанием для запрета публикации данных опросов в преддверии голосования.
Хотя опросы используются весьма широко, степень достоверности их результатов далека от идеала. Некоторые люди могут отказываться отвечать на вопросы, что может искажать реальную картину, если отвечать отказываются преимущественно представители какой-то одной части спектра электоральных мнений. Те, кто полагается на результаты опросов, исходят из того, что респонденты говорят правду и впоследствии будут действовать в соответствии со сделанными высказываниями. Между тем существование хорошо известного феномена «импульсивного решения» говорит за то, что избиратели могут и передумать, а значит, отступить от некогда высказанного мнения.
Кроме того, точность результатов опроса сомнительна, если мнение общества по исследуемому вопросу разделилось практически в равных долях.
См. также статьи «Выборы», «Либеральная демократия», «Референдум».

Источник: 101 ключевая идея политика

Опросы общественного мнения
Как россияне относятся к массовым опросам общественного мнения, социологическим и маркетинговым исследованиям, а также организациям, проводящим в России подобные исследования? Этой теме был посвящен специальный проект «Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения», осуществленный ВЦИОМ совместно с Исследовательской группой «ЦИРКОН», а также региональными исследовательскими компаниями — членами Ассоциации региональных социологических центров «Группа 7/89».
О своем опыте участия в каких-либо опросах общественного мнения, социологических или маркетинговых исследованиях заявили около трети россиян (35%). На вопрос о том, знают ли они что-либо об исследовательских организациях, положительно ответили 43% респондентов, при этом среди тех, кто сообщил об имеющемся у них опыте участия в исследованиях, эта доля выше — 60%. Более высокая информированность о социологических организациях характерна для граждан с высшим образованием. В «территориальном разрезе» выделяются Воронеж, Казань, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург, где этот показатель выше 50%.
В то же время известность компаний, проводящих массовые опросы, социологические и маркетинговые исследования, невелика. Назвать без подсказки хотя бы одну такую организацию смог лишь каждый десятый респондент, а в ряде российских городов — не более 3–7% участников опросов. Самыми известными исследовательскими центрами являются ФОМ и ВЦИОМ (известность, соответственно, 23% и 9%), узнаваемость остальных компаний не достигает и 5%.
Россияне в целом демонстрируют позитивное отношение к социологическим исследованиям и опросам общественного мнения.
Три четверти опрошенных (77%) сообщили о том, что социологическая информация, с которой они встречаются в СМИ, вызывает у них интерес; 84% считают, что опросы общественного мнения нужны; 76% придерживаются точки зрения, что результаты опросов отражают действительные мнения граждан. Большинство россиян считают, что опросы помогают узнать мнение простых людей о положении в их городе, области, в стране, чтобы власти могли учесть мнение народа при решении наболевших проблем (84%); что основной целью проведения опросов является научное познание общества (67%); что результаты опросов используются органами власти, политиками, предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности (согласны 59%, не согласны 27%). Большинство граждан не верят в то, что опросы проводятся с целью «выпытывания у людей информации в корыстных целях» (74%); не считают, что «опросы часто являются сфабрикованными и публикуются для оказания влияния на людей» (не согласны 51%, согласны 28%), не рассматривают их как «дань моде» (не согласны 51%, согласны 35%).
Можно предположить, что позитивное отношение к опросам и социологическим исследованиям является следствием (или отражением) сохраняющегося в обществе уважения к научной деятельности, а социологи рассматриваются скорее как ученые, чем как коммерсанты.
Е. Н. Кофанова

Источник: Словарь политических терминов.

ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
(survey research) Изучение на научной основе политического поведения масс началось в 1930-х гг. с открытия, что правильно спланированное исследование поведения небольшого числа людей может дать более точный прогноз, чем неправильно спланированное исследование большого числа людей. В 1936 г. журнал "Литерари дайджест" ("Literary Digest") опубликовал прогноз, предсказавший поражение Франклина Д. Рузвельта на президентских выборах того года. Прогноз основывался на результатах телефонного опроса примерно 2 млн. человек (см.: Гэллап). Одновременно опрос общественного мнения был проведен Институтом Гэллапа. Было выборочно опрошено всего около 2 тыс. человек, в результате была предсказана внушительная победа Рузвельта, что и произошло на самом деле. Прогноз "Литерари дайджест" оказался неверным, т.к. в 1936 г. телефонные аппараты были главным образом у богатых людей, большей частью выступавших против Рузвельта: т.е. опрос имел неправильную "систему выборки". В теории статистики выборка – это репрезентативная часть населения при условии (и только при условии), что каждый член этого "населения" имеет одинаковую вероятность быть отобранным в качестве объекта исследования. Надежный способ получить представительную выборку – взять список населения, соответствующий теме опроса (например, список избирателей для выборки по голосованию) и выбрать каждого (P/n)-ного представителя, где Р – это численность населения, а n – желаемая величина выборки (группы обследуемых). На практике чаще используется не очень точный, но эффективный метод "квоты", при котором опрашивающий должен опросить определенный процент каждой социальной и демографической группы населения или провести выборочный опрос в определенном географическом районе. Если выборка группы опрашиваемых (респондентов) составлена правильно, то законы статистики позволяют предсказать, насколько близко полученное с ее помощью распределение исследуемого параметра (например, прогноз голосования) к неизвестному распределению этого же параметра среди населения, из которого произведена выборка. Форма такого прогноза всегда предполагает высокую вероятность (обычно 95–99%) того, что отклонение в ту или другую сторону от действительного распределения выборки очень незначительно (не более чем на 1–3%). Авторы заголовков недостаточно хорошо понимают эту форму, поэтому они часто преувеличивают значение небольших колебаний в намерениях электората, выявленных удачными опросами. Есть одно средство – "опрос опросов" (включая все авторитетные опросы общественного мнения, проведенные примерно в одно и то же время) и сведение воедино их результатов для получения наиболее правильного из возможных прогнозов о намерениях электората. Наибольший интерес для политической науки представляют не выяснения намерений электората (по типу: "Если бы всеобщие выборы состоялись завтра, как бы вы голосовали?", но при этом каждый респондент знает, что завтра выборов не будет), а скорее, те исследования, которые выявляют отношение и поведение на более глубоких уровнях. Общенациональные предвыборные исследования, постоянно проводимые в США с 1952 г. и в Великобритании с 1963 г., дают исчерпывающие представления о том, почему люди голосуют так, а не иначе. Предшествующие этим опросы предназначались для подтверждения мнения Мичиганской школы (Michigan school), изображавшей электорат плохо информированным и реагирующим скорее на традиционную "партийную идентификацию", чем на предвыборные программы. В одном из более поздних исследований высказывается мысль о том, что избиратели больше соответствуют созданному школой рационального выбора (rational choice) образу человека, отдающего предпочтение партии, наиболее полно отвечающей его потребностям. Современные ученые признают, что обе школы внесли ценный вклад в понимание того, что заставляет избирателей голосовать. Исследования на основании опросов общественного мнения – залог удачной эмпирической работы по изучению групп с большой численностью населения в области политической науки и социологии, т.к. нет другого пути получить о них достоверные и надежные сведения (что не удерживает многих самоуверенных людей от ненадежных обобщений).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.30 мб

Результаты опросов общественного мнения: май-июнь 2009

Читать PDF
105.95 кб

Результаты опросов общественного мнения: март-апрель 2011

Читать PDF
1,019.81 кб

Результаты опросов общественного мнения: январь-март 2008

Читать PDF
2.31 мб

Результаты опросов общественного мнения: апрель-июнь 2007

Читать PDF
978.29 кб

Результаты опросов общественного мнения: апрель-июнь 2008

Читать PDF
1.41 мб

Результаты опросов общественного мнения: Март апрель 2009

Читать PDF
1.47 мб

Результаты опросов общественного мнения: март-апрель 2010

Читать PDF
2.17 мб

Результаты опросов общественного мнения: Июль сентябрь 2007

Читать PDF
983.75 кб

Результаты опросов общественного мнения: июль-сентябрь 2008

Читать PDF
1.09 мб

Результаты опросов общественного мнения: ноябрь-декабрь 2009

Читать PDF
1.55 мб

Результаты опросов общественного мнения: январь-февраль 2010

Читать PDF
666.38 кб

Результаты опросов общественного мнения: январь-февраль 2011

Читать PDF
743.21 кб

Результаты опросов общественного мнения: октябрь-декабрь 2008

Читать PDF
1.56 мб

Результаты опросов общественного мнения: Октябрь Декабрь 2007

Читать PDF
2.00 мб

Результаты опросов общественного мнения: сентябрь-октябрь 2009