Золотое правило нравственности

Найдено 1 определение
Золотое правило нравственности
(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это золотое правило распространяется не только на морально-этическую сферу общественных отношений. Еще в большей степени оно относится к решению проблем политических и особенно властных, ибо от характера власти, политического режима, степени его демократизма зависят и все остальные вопросы: экономические. социальные, национальные, культурно-идеологические и т. п. Исторически золотое правило фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, правило, заповедь, поговорка. предписание и т. д. Название «золотое правило» за ним закрепилось с конца XVIII века. Первые упоминания о золотом правиле относятся к так называемому «осевому времени» - середине 1-го тысячелетия до н. э. Оно встречается в изречениях Будды (Джамманада, гл. X 129. гл. XII 159). Конфуций на вопрос ученика, можно ли вело жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». (Лунь Юнь. 15.23). Из древнегреческих источников следует указать на Гомера (Одиссея, V 188-189) и Геродота (Истории Км. III, 142; VII, 136). В Библии золотое правило нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Товит.. 4.15), и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лука.. 3.31: Матфей.. 7.12). Евангельская формулировка золотого правила нравственности является наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон божеский».
В текстах античной науки золотое правило нравственности встречается редко. Оно приписывается двум из семи мудрецов - Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь, самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других». (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.Первая. М.. 1989. С. 103).
Средневековые христианские учения рассматривают золотое правило в контексте Нагорной проповеди. Августин считает золотое правило нравственности принципом естественного поведения (О порядке. 118), нарушение которого пагубно для человеческого повеления (Исповедь. 119). одновременно оно рассматривается и как конкретное выражение закона любви: «Закон любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и самому себе, и не желал ему того зла, которое не желает себе» (Об истинной религии. 46). В социально-договорной концепции Т.Гоббса золотое правило нравственности выступает в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли любое действие - политическое, социальное, межличностное и т. п. - естественным законам (Гоббс Т. «О гражданине», раздел первый, глава III, 26). Д.Локк видит в золотом правиле нравственности «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели». (Опыт о человеческом разуме. Кн. I. гл. 3,84). Лейбниц не считает золотое правило самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» (Новые опыты о человеческом разуме: 1704г.). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (суть его - встать на точку зрения другого).
Но И.Канту, золотое правило нравственности не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе основании долга. (Основание к метафизике нравственности. Соч.Т.4.С.271). И.Кант придавал принципиальное значение различению сформулированного им категорического императива и золотого правила нравственности. Некоторые критики И.Канта, напротив, видели в категорическом императиве немецкого мыслителя лишь иное выражение золотого правила нравственности. (См. Шопенгауэр А. Об основе морали. С.7). Ссылки на золотое правило нравственности как критерия нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских трудах (Маркс К. Дебаты о свободе печати...// Маркс К.. Энгельс Ф.. Соч.Т.1. С.З; Бебель А. Женщина и социализм. М.. 1959. С.516). П.Кропоткин видел в золотом правиле нравственности выражение общеприродного и общеполитического закона о взаимопомощи. (См. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М.. 1990. С.338-341).
Наиболее полную содержательную характеристику и классификацию форм золотого правила нравственности в современной литературе предложил профессор Райнер. Он выделил три формы золотого правила нравственности:
Правило чувствования - «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»:
Правило автополности - «(не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом»;
Правило взаимности - оно также предполагает: «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним».
Г.Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой золотого правила нравственности.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
642.50 кб

О золотом правиле нравственности

Неретина С.С., Блюхер Ф.Н., Гурко С.Л.
Этот «круглый стол» состоялся почти по следам выступления о «золотом правиле нравственности. Он не готовился специально и не напоминал последовательные выступления докладчиков с заранее выстроенными текстами.
Читать PDF
875.64 кб

Понятие признания и золотое правило нравственности

Ставцева Ольга Ивановна
В статье анализируется гегелевское понятие признания (Anerkennung), выявляется его значение для индивидуализации и социализации человека, что позволяет соотнести его с золотым правилом нравственности.
Читать PDF
218.68 кб

Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя

Поздняков Виктор Сергеевич, Позднякова Оксана Константиновна
В данной статье ставится проблема ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности; показываются возможные варианты реализации учителем золотого правила нравственности в ситуации морального выбора в контек
Читать PDF
398.65 кб

Жизнь на основе золотого правила нравственности как идея нравственного воспитания учащихся

Бездухов Владимир Петрович, Позднякова Оксана Константиновна
В статье приводятся доказательства важности и необходимости нравственного воспитания учащихся.
Читать PDF
271.23 кб

О методах ориентации студента - будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности

Поздняков Виктор Сергеевич
В данной статье актуализируется проблема подготовки будущего учителя, ориентированного на реализацию золотого правила нравственности; представляются методы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности
Читать PDF
88.07 кб

Нравственное сознание будущего учителя: анализ состояния с позиции золотого правила нравственности

Позднякова О. К.
В статье представлены методики изучения нравственного сознания студента будущего учителя, позволяющие анализировать состояние нравственного сознания студента педагогического вуза под углом зрения золотого правила нравственности.
Читать PDF
683.88 кб

Принципы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии

Поздняков В.С.
В статье обосновывается актуальность проблемы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися и делается вывод о том, что решение данной проблемы связано с включением будущих
Читать PDF
438.84 кб

Забвение «Золотого правила нравственности» и утрата культуры доверия в поведении и человеческих взаи

Филюшкина Диана Владимировна
В статье показано, что составной частью процесса нарастающей духовной люмпенизации российского общества является забвение «золотого правила нравственности» и утрата культуры доверия в поведении и человеческих взаимоотношениях.