(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Это золотое правило распространяется не только на морально-этическую сферу общественных отношений. Еще в большей степени оно относится к решению проблем политических и особенно властных, ибо от характера власти, политического режима, степени его демократизма зависят и все остальные вопросы: экономические. социальные, национальные, культурно-идеологические и т. п. Исторически золотое правило фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, правило, заповедь, поговорка. предписание и т. д. Название «золотое правило» за ним закрепилось с конца XVIII века. Первые упоминания о золотом правиле относятся к так называемому «осевому времени» - середине 1-го тысячелетия до н. э. Оно встречается в изречениях Будды (Джамманада, гл. X 129. гл. XII 159). Конфуций на вопрос ученика, можно ли вело жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». (Лунь Юнь. 15.23). Из древнегреческих источников следует указать на Гомера (Одиссея, V 188-189) и Геродота (Истории Км. III, 142; VII, 136). В Библии золотое правило нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Товит.. 4.15), и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лука.. 3.31: Матфей.. 7.12). Евангельская формулировка золотого правила нравственности является наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон божеский».
В текстах античной науки золотое правило нравственности встречается редко. Оно приписывается двум из семи мудрецов - Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь, самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других». (Фрагменты ранних греческих философов. Ч.Первая. М.. 1989. С. 103).
Средневековые христианские учения рассматривают золотое правило в контексте Нагорной проповеди. Августин считает золотое правило нравственности принципом естественного поведения (О порядке. 118), нарушение которого пагубно для человеческого повеления (Исповедь. 119). одновременно оно рассматривается и как конкретное выражение закона любви: «Закон любви состоит в том, чтобы человек желал ближнему того же самого добра, какого желает и самому себе, и не желал ему того зла, которое не желает себе» (Об истинной религии. 46). В социально-договорной концепции Т.Гоббса золотое правило нравственности выступает в качестве критерия, позволяющего установить, не противоречит ли любое действие - политическое, социальное, межличностное и т. п. - естественным законам (Гоббс Т. «О гражданине», раздел первый, глава III, 26). Д.Локк видит в золотом правиле нравственности «непоколебимое нравственное правило и основу всякой общественной добродетели». (Опыт о человеческом разуме. Кн. I. гл. 3,84). Лейбниц не считает золотое правило самоочевидным мерилом нравственности: «Если бы это зависело от нас, то мы хотели бы от других излишнего; значит ли это, что мы должны делать излишнее и другим?» (Новые опыты о человеческом разуме: 1704г.). По его мнению, это правило лишь описывает диспозицию для вынесения справедливого суждения (суть его - встать на точку зрения другого).
Но И.Канту, золотое правило нравственности не может быть всеобщим законом, т.к. оно не содержит в себе основании долга. (Основание к метафизике нравственности. Соч.Т.4.С.271). И.Кант придавал принципиальное значение различению сформулированного им категорического императива и золотого правила нравственности. Некоторые критики И.Канта, напротив, видели в категорическом императиве немецкого мыслителя лишь иное выражение золотого правила нравственности. (См. Шопенгауэр А. Об основе морали. С.7). Ссылки на золотое правило нравственности как критерия нравственной оценки и концентрированное выражение гуманистической морали имеются также в марксистских трудах (Маркс К. Дебаты о свободе печати...// Маркс К.. Энгельс Ф.. Соч.Т.1. С.З; Бебель А. Женщина и социализм. М.. 1959. С.516). П.Кропоткин видел в золотом правиле нравственности выражение общеприродного и общеполитического закона о взаимопомощи. (См. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М.. 1990. С.338-341).
Наиболее полную содержательную характеристику и классификацию форм золотого правила нравственности в современной литературе предложил профессор Райнер. Он выделил три формы золотого правила нравственности:
Правило чувствования - «(не) делай другому то, что (не) желаешь себе»:
Правило автополности - «(не) делай сам того, что ты находишь (не) похвальным в другом»;
Правило взаимности - оно также предполагает: «как вы хотите, чтобы по отношению к вам поступали люди, поступайте так же и вы по отношению к ним».
Г.Райнер оправданно считает, что правило взаимности является наиболее полной и адекватной формулой золотого правила нравственности.
Золотое правило нравственности
Золотое правило нравственности
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013