термин, введенный Л.В.Луначарским при разработке проблем политики, эстетики и искусства в период его углубленного изучения и даже увлечения идеями Ф.Ницше, политико-экономической теорией К.Маркса и научными изысканиями Р.Авенариуса, лекции которого он слушал в Цюрихе по окончании гимназического курса (Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933) - советский государственный деятель, писатель, блестящий оратор, участник Октябрьской революции, один из организаторов советской системы образования, автор многочисленных трудов по истории политической и философской мысли, проблемам культуры, автор ряда пьес, литературно-критических работ). В своем исследовании «Отклики жизни» (1906) А.В.Луначарский развивает идею создания нового, жизнеутверждающего искусства, которое служит целям утверждения «1рандмознмх, прекрасных и человеческих форм жизни, дарящих свободу и раскрепощение личности, освобождение ее от любых форм угнетения, зла и несправедливости». (См. «Отклики жизни». 1906.С.25). Прославление героического начала в человеке занимает особое место в созданной А.В.Луначарским теории жизнестроения. В центре этой теории человек - борец за счастье людей, преданный идее гражданского служения обществу, что явно противоречит основам учения одного из первых его учителей - учения Авенариуса с его представлениями об объективном мире как совокупности «явлений - ощущений, далеких от политической реальности (См. Авенариус Р. «Критика чистого опыта» Т.1-2. 3-й русский перевод 1907-1908). А.В.Луначарский считал, что только человек с его «чудным мозгом и чудесной целеустремленностью - венец прогрессивной эволюции» способен переделать, изменить мир, сделать жизнь справедливой и прекрасной».
Непрерывно развивающийся человек как высшее проявление биологической эволюции принадлежит, по Луначарскому, к «жизнеспособному, могучему виду». Но биологический критерий должен совпадать с критерием социальным, и А.В.Луначарский связывает самосознание вида (биосоциальной личности) с всесторонним развитием индивида и интенсивностью ее жизни и политической деятельности в коллективе, представляющем собой «не конгломерат особен», а многообразное сотрудничество гармонически развитых людей. Прекрасный человек будущего и есть воплощение «полноты жизни, наибольшего могущества и красоты рода человеческого». «Смысл жизни, - утверждает А.В.Луначарский, - есть ее продолжение, расширение и совершенствование». (См. «Отклики жизни». 1906.С.28). В противоположность Шопенгауэру, призывавшему отвергнуть ненасытимую волю, сказать жизни «нет!» и погрузиться в нирвану. А.В.Луначарский провозглашает: «Да, воля ненасытима, но вечная жажда, стремление сотворять добро есть сущность жизни». По Луначарскому, все, что ведет к росту прекрасных сил в человечестве, должно рассматриваться как «движение к конечной цели - созданию социально-политических условий, обеспечивающих достойную жизнь свободных, целеустремленных и счастливых людей в гуманном, цивилизованном обществе».
Жизненная теория
Жизненная теория
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013