Жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство
Wohnungs und Kommunalwirtschaft. Housing and communal services (HCS) Комплекс отраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра Жилищно-коммунальных услуг. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка. В общем объеме основных фондов экономики России доля ЖКХ составляет более 26 %. Основные фонды ЖКХ сильно изношены (по официальным данным, износ более 60 %), значительная их часть находится в аварийном или предаварийном состоянии. В отрасли увеличивается аварийность. Принят Национальный план развития Жилищно-ком мунального хозяйства России на 2012–2014 гг.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Социологические исследования свидетельствуют, что состояние жилищно-коммунального хозяйства и качество оказываемых им населению услуг оцениваются россиянами даже более критично, чем их собственные жилищные условия в целом. Если последними в той или иной степени не удовлетворен каждый второй опрошенный (50%), то уровень претензий к ЖКХ заметно выше — 64%. Соответственно, доля тех, кто им доволен (32%), существенно ниже доли тех, кто удовлетворен своим жильем. Другими словами, нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства можно расценивать как главный фактор кризиса в жилищной сфере. Это подтверждается и тем, что основными причинами недовольства выступают различные обстоятельства, связанные с качеством и оплатой жилищно-коммунального обслуживания. Первое место занимает теснота проживания и нехватка жилой площади (24%), а три следующих строки отданы слишком высокой цене за жилье и жилищно-коммунальные услуги (18%), плохому отоплению, водоснабжению (13%), ветхости, аварийному состоянию жилья (10%).
В различных регионах и типах поселения эти причины акцентированы по-разному. Чрезмерно высокие расходы на оплату жилья и ЖКУ чаще всего называют респонденты средних и малых российских городов (23-24%), которые при сравнительно невысоких доходах платят за жилье не меньше, чем в крупных индустриальных центрах. В крупных городах, в том числе столичных, где доходы выше, а также в селах, где ниже плата за жилье, эта причина называется реже (12-15%). Плохое качество жилищно-коммунальных услуг — водоснабжения, отопления и т.д. — беспокоит в первую очередь жителей крупных городов (эту причину здесь называют 21%) за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где текущее коммунальное обслуживание вызывает нарекания только у 3% опрошенных. Не менее остро, чем в крупных городах, проблема водоснабжения, отопления стоит в селах (20%). Что касается ветхости жилого фонда, вплоть до аварийного его состояния, то это тоже проблема, главным образом, сельских территорий (16%). Однако и в городах, за исключением мегаполисов, ее упоминают не менее 7-9% опрошенных.
Социальное напряжение, которое фиксируется в отношении россиян к проблемам в жилищной сфере, в первую очередь складывается за счет разрыва между расходами, которые люди несут в связи с оплатой жилья и жилищно-коммунальных услуг, и их качеством. Как показывают опросы, те респонденты, которые тратят на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг больше других, чаще недовольны ими. Так, среди опрошенных, чьи «жилищные расходы» составляют менее 500 руб., доля недовольных этими услугами составляет 50%, среди тратящих от 500 до 2000 руб. — 65-66%. Больше всего недовольных (70-73%) среди тех, кто тратит на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги более 2000 руб. Иначе говоря, высокая цена обслуживание мало кому гарантирует высокое качество. Единственное, чего пока удалось «добиться» высокими тарифами — недовольства и претензий к ЖКХ со стороны тех, кто обнаруживает в своих счетах большие суммы к оплате.
Самые высокие расходы по оплате жилья сегодня несут люди состоятельные, имеющие в своем распоряжении жилье большой площади и рассчитывающие на высококачественное, а порой и эксклюзивное жилищно-коммунальное обслуживание. Однако и малообеспеченные граждане также нередко становятся заложниками астрономических сумм в коммунальных «жировках». По данным опросов, примерно 25% россиян, оценивающих среднемесячные душевые доходы на одного члена семьи в размере менее 1500 руб., расходуют на оплату жилья и ЖКУ более 1500 руб. в месяц. Большинство (52%) называют суммы трат от 500 до 1500 руб. Суммы доходов, озвучиваемые респондентами, далеко не всегда совпадают с реальным уровнем доходов их семей, однако в целом расходы на жилье и ЖКУ для многих уже сегодня непомерно высоки.
Грядущий переход на стопроцентную оплату жилищ но-коммунальных услуг населением вызывает у россиян особую тревогу. Лишь малая доля опрошенных (8%) заявляют, что смогут без особых усилий платить за жилье столько, сколько будет нужно.
Для остальных этот переход будет связан с серьезными трудностями. Большинство (55%) полагают, что несмотря на серьезную нагрузку, которая будет возложена на их семейный бюджет, они все-таки смогут найти возможности для того, чтобы оплачивать в необходимом размере свое нынешнее жилье и его обслуживание.
Для 15% опрошенных переход на стопроцентную оплату ЖКУ будет, по их прогнозам, непосильным, и им, вероятнее всего, придется менять нынешнее жилье на другое, более скромное. Кроме того, почти каждый десятый (9%) заявил, что не будет платить по новым расценкам. Характерно, что эта своеобразная протестная позиция наибольшее распространение получила не в бедных регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге (24%). В основном это малообеспеченные граждане, волею судеб оказавшиеся владельцами либо квартиросъемщиками достаточно просторного жилья, зачастую в престижных районах, и не желающие с этим жильем расставаться.
Планируемая жесткость в отношении контроля за соблю де нием гражданами дисциплины оплаты жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до выселения неплательщиков, приведет, по мнению россиян, к негативным последствиям. Почти половина (47%) убеждены, что выселения ухудшат положение беднейших слоев населения, которым уже сегодня не на что жить, 27% ожидают усиления коррупции и образования нового «поля» для различных махинаций, 24% опасаются того, что, несмотря на все заверения и обещания официальных лиц, выселения коснутся не только злостных неплательщиков, но и людей, которые не смогли вовремя оплатить жилье по объективным причинам. Гораздо меньше тех, кто видит в практике выселений положительные моменты — 17% полагают, что они повысят дисциплину платежей, 9% верят в то, что они будут способствовать увеличению средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда. Большие сомнения у россиян (86%) вызывает и то, что переход к стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг будет способствовать повышению их качества. Еще 9% и вовсе полагают, что качество работы жилищно-коммунальных служб с перенесением тяжести их оплаты с государства на население только пострадает. Лишь 16% опрошенных придерживаются оптимистичного взгляда на реформу и считают, что коммунальное обслуживание улучшится. Причем 13% из них ожидают незначительного улучшения, и лишь 3% — значительного.
Улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания ждут в основном состоятельные россияне, среди которых доля оптимистов достигает 30%. Напротив, россияне со средним достатком ничего от реформы системы оплаты жилья не ждут (71% из них полагают, что ничего не изменится), а малообеспеченные прогнозируют снижение качества жилищно-коммунальных услуг.
Пессимистичные прогнозы локализуются в основном в группах малообеспеченных жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в мегаполисах ухудшения качества ЖКУ ожидают 24% опрошенных), а также среди жителей сельской местности (12%).
В ходе реализации жилищной реформы несоответствие растущих расходов на жилье, которые несут граждане, их доходам и качеству обслуживания становится все более очевидным. Соответственно, растет «армия» противников этой реформы — только за три месяца 2005 г. (с января по март) доля россиян, считающих переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением в принципе недопустимым, выросла с 55 до 60%. Ряды сторонников данной меры, наоборот, сокращаются. Если в начале года 31% респондентов полагали такой переход в целом правильной, но преждевременной мерой, то сейчас их осталось 27%.
С 6 до 4% уменьшилась доля тех, кто полностью и безоговорочно поддерживает этот переход, считая его правильным и своевременным. Среди опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга в ходе последнего опроса не нашлось ни одного твердого сторонника перехода к стопроцентной оплате ЖКУ населением, но зато отмечена самая высокая доля его противников — 69%.
Таким образом, исследования показывают, что проводимая реформа жилищной сферы и, в частности, системы оплаты услуг ЖКХ, воспринимается населением негативно. По мнению россиян, эта реформа не решает главных проблем, существующих во взаимоотношениях между гражданами и службами жилищно-коммунального хозяйства — дисциплины платежей со стороны граждан и качества жилищно-коммунального обслуживания. Реформа будет способствовать дальнейшему обеднению наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения, лишению их одного из важнейших условий существования — достойного жилья. Негативные ожидания, в свою очередь, углубляют протестные настроения, которые, в частности, могут приобрести, особенно среди жителей мегаполисов, форму демонстративного уклонения от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг.
Н. Н. Седова
В различных регионах и типах поселения эти причины акцентированы по-разному. Чрезмерно высокие расходы на оплату жилья и ЖКУ чаще всего называют респонденты средних и малых российских городов (23-24%), которые при сравнительно невысоких доходах платят за жилье не меньше, чем в крупных индустриальных центрах. В крупных городах, в том числе столичных, где доходы выше, а также в селах, где ниже плата за жилье, эта причина называется реже (12-15%). Плохое качество жилищно-коммунальных услуг — водоснабжения, отопления и т.д. — беспокоит в первую очередь жителей крупных городов (эту причину здесь называют 21%) за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где текущее коммунальное обслуживание вызывает нарекания только у 3% опрошенных. Не менее остро, чем в крупных городах, проблема водоснабжения, отопления стоит в селах (20%). Что касается ветхости жилого фонда, вплоть до аварийного его состояния, то это тоже проблема, главным образом, сельских территорий (16%). Однако и в городах, за исключением мегаполисов, ее упоминают не менее 7-9% опрошенных.
Социальное напряжение, которое фиксируется в отношении россиян к проблемам в жилищной сфере, в первую очередь складывается за счет разрыва между расходами, которые люди несут в связи с оплатой жилья и жилищно-коммунальных услуг, и их качеством. Как показывают опросы, те респонденты, которые тратят на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг больше других, чаще недовольны ими. Так, среди опрошенных, чьи «жилищные расходы» составляют менее 500 руб., доля недовольных этими услугами составляет 50%, среди тратящих от 500 до 2000 руб. — 65-66%. Больше всего недовольных (70-73%) среди тех, кто тратит на оплату жилья и жилищно-коммунальные услуги более 2000 руб. Иначе говоря, высокая цена обслуживание мало кому гарантирует высокое качество. Единственное, чего пока удалось «добиться» высокими тарифами — недовольства и претензий к ЖКХ со стороны тех, кто обнаруживает в своих счетах большие суммы к оплате.
Самые высокие расходы по оплате жилья сегодня несут люди состоятельные, имеющие в своем распоряжении жилье большой площади и рассчитывающие на высококачественное, а порой и эксклюзивное жилищно-коммунальное обслуживание. Однако и малообеспеченные граждане также нередко становятся заложниками астрономических сумм в коммунальных «жировках». По данным опросов, примерно 25% россиян, оценивающих среднемесячные душевые доходы на одного члена семьи в размере менее 1500 руб., расходуют на оплату жилья и ЖКУ более 1500 руб. в месяц. Большинство (52%) называют суммы трат от 500 до 1500 руб. Суммы доходов, озвучиваемые респондентами, далеко не всегда совпадают с реальным уровнем доходов их семей, однако в целом расходы на жилье и ЖКУ для многих уже сегодня непомерно высоки.
Грядущий переход на стопроцентную оплату жилищ но-коммунальных услуг населением вызывает у россиян особую тревогу. Лишь малая доля опрошенных (8%) заявляют, что смогут без особых усилий платить за жилье столько, сколько будет нужно.
Для остальных этот переход будет связан с серьезными трудностями. Большинство (55%) полагают, что несмотря на серьезную нагрузку, которая будет возложена на их семейный бюджет, они все-таки смогут найти возможности для того, чтобы оплачивать в необходимом размере свое нынешнее жилье и его обслуживание.
Для 15% опрошенных переход на стопроцентную оплату ЖКУ будет, по их прогнозам, непосильным, и им, вероятнее всего, придется менять нынешнее жилье на другое, более скромное. Кроме того, почти каждый десятый (9%) заявил, что не будет платить по новым расценкам. Характерно, что эта своеобразная протестная позиция наибольшее распространение получила не в бедных регионах, а в Москве и Санкт-Петербурге (24%). В основном это малообеспеченные граждане, волею судеб оказавшиеся владельцами либо квартиросъемщиками достаточно просторного жилья, зачастую в престижных районах, и не желающие с этим жильем расставаться.
Планируемая жесткость в отношении контроля за соблю де нием гражданами дисциплины оплаты жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства, вплоть до выселения неплательщиков, приведет, по мнению россиян, к негативным последствиям. Почти половина (47%) убеждены, что выселения ухудшат положение беднейших слоев населения, которым уже сегодня не на что жить, 27% ожидают усиления коррупции и образования нового «поля» для различных махинаций, 24% опасаются того, что, несмотря на все заверения и обещания официальных лиц, выселения коснутся не только злостных неплательщиков, но и людей, которые не смогли вовремя оплатить жилье по объективным причинам. Гораздо меньше тех, кто видит в практике выселений положительные моменты — 17% полагают, что они повысят дисциплину платежей, 9% верят в то, что они будут способствовать увеличению средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда. Большие сомнения у россиян (86%) вызывает и то, что переход к стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг будет способствовать повышению их качества. Еще 9% и вовсе полагают, что качество работы жилищно-коммунальных служб с перенесением тяжести их оплаты с государства на население только пострадает. Лишь 16% опрошенных придерживаются оптимистичного взгляда на реформу и считают, что коммунальное обслуживание улучшится. Причем 13% из них ожидают незначительного улучшения, и лишь 3% — значительного.
Улучшения качества жилищно-коммунального обслуживания ждут в основном состоятельные россияне, среди которых доля оптимистов достигает 30%. Напротив, россияне со средним достатком ничего от реформы системы оплаты жилья не ждут (71% из них полагают, что ничего не изменится), а малообеспеченные прогнозируют снижение качества жилищно-коммунальных услуг.
Пессимистичные прогнозы локализуются в основном в группах малообеспеченных жителей Москвы и Санкт-Петербурга (в мегаполисах ухудшения качества ЖКУ ожидают 24% опрошенных), а также среди жителей сельской местности (12%).
В ходе реализации жилищной реформы несоответствие растущих расходов на жилье, которые несут граждане, их доходам и качеству обслуживания становится все более очевидным. Соответственно, растет «армия» противников этой реформы — только за три месяца 2005 г. (с января по март) доля россиян, считающих переход на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением в принципе недопустимым, выросла с 55 до 60%. Ряды сторонников данной меры, наоборот, сокращаются. Если в начале года 31% респондентов полагали такой переход в целом правильной, но преждевременной мерой, то сейчас их осталось 27%.
С 6 до 4% уменьшилась доля тех, кто полностью и безоговорочно поддерживает этот переход, считая его правильным и своевременным. Среди опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга в ходе последнего опроса не нашлось ни одного твердого сторонника перехода к стопроцентной оплате ЖКУ населением, но зато отмечена самая высокая доля его противников — 69%.
Таким образом, исследования показывают, что проводимая реформа жилищной сферы и, в частности, системы оплаты услуг ЖКХ, воспринимается населением негативно. По мнению россиян, эта реформа не решает главных проблем, существующих во взаимоотношениях между гражданами и службами жилищно-коммунального хозяйства — дисциплины платежей со стороны граждан и качества жилищно-коммунального обслуживания. Реформа будет способствовать дальнейшему обеднению наиболее уязвимых и социально незащищенных групп населения, лишению их одного из важнейших условий существования — достойного жилья. Негативные ожидания, в свою очередь, углубляют протестные настроения, которые, в частности, могут приобрести, особенно среди жителей мегаполисов, форму демонстративного уклонения от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг.
Н. Н. Седова
Источник: Словарь политических терминов.