ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
главные установки современного Ж.д. - ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы новых отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
(women´s movement) движение за освобождение женщин (ДОЖ), за равноправие между мужчинами и женщинами, в т.ч. за равные возможности получения образования, работы, заработной платы, за право принятия решений о контрацепции и абортах, за улучшение общественной заботы о детях, усиление законодательных санкций против жестокого обращения с женщинами в общественной и частной жизни, ликвидацию дискриминации по признаку пола, расы, религии, этнической принадлежности. Название (ДОЖ) было сознательно принято движением в 1960-е гг., чтобы уйти от ставшего политическим шаблоном "женского вопроса". ДОЖ многое заимствовало у движения американских "новых левых" (New Left). ДОЖ стремилось апеллировать к жизненному опыту женщин и пыталось политизировать их сознание с помощью митингов, демонстраций и т.д. Оно выступало против режимов, допускающих различные формы угнетения женщин, но одновременно призывало трудиться в рамках этих режимов. Эта позиция привела к выходу из ДОЖ многих радикальных сторонников феминистского движения (feminism).

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
одно из массовых альтернативных демократических движений современности, направленное на решение женского вопроса в отдельных странах мира и в международном масштабе. Иногда Ж.Д. именуется феминистским (от фр. femmes) движением.
Ж.Д. зародилось еще в конце XVIII в., отражением чего явилась «Декларация прав женщины и гражданки», написанная в 1791 г. французской писательницей О. Де Гуж по аналогии с известной «Декларацией прав человека и гражданина» (1789), где речь фактически шла о равноправии мужчин. Тогда и много позднее в центре Ж.Д. находились вопросы борьбы за политическое равноправие мужчины и женщины, в том числе и в области избирательного права. На этом пути Ж.Д. добилось немалого, особенно во второй половине XX в. Современное Ж.Д. ставит перед собой, наряду с нерешенными в части мира традиционными задачами, и новые, более высокие задачи реального обеспечения свободного, полноправного и самобытного развития женщин, их самовыражения и самореализации. Оно стремится разрушить бытующую монополию мужчин на власть, добиться возможно большего представительства женщин в различных политических и социальных институтах. Для идеологии и практики современного Ж.Д. характерны гуманизм и демократизм, подлинное равноправие и партнерство в отношениях с мужчинами, активное участие в борьбе за мир и международную безопасность, выживание человечества, охрану окружающей среды и тд. Большую роль в организации, расширении и развитии современного Ж.Д. сыграла Международная демократическая федерация женщин, созданная в 1945 г, и ее национальные секции.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

женское движение
Frauenbewegung. Womens’ Movement Ж.д. – борьба женщин за социальное, политическое и экономическое равенство прав полов. Исторически оно восходит к xVIII в., возникло под влиянием идей Просвещения и Великой французской революции. Первыми организованными представителями Ж.д. в Германии были женские профессиональные объединения (работницы, прислужницы и т. д.), которые возникли около 1840 г. За ними последовали объединения за женское образование, пролетарское женское движение (1892), союз немецких женских объединений (1894), союз прогрессивных женских объединений (1899) и т. д. Причиной разнообразия женских организаций были отчасти значительные противоречия в споре о решении социального вопроса. В дальнейшем появилось Ж.д., связанное с религиозными конфессиями. Немецкий евангелический союз женщин (1899) действовал как организация, объединившая женские союзы, главной задачей которых считалась Социально-педагогическая работа. Во времена национал-социализма организации свободного Ж.д. были распущены. На их место пришли национал-социалистское движение «Женский труд» и национал-социалистская организация «Женская колонна», главной целью которых было повышение престижа материнства и усиление традиционной роли женщин. После Второй мировой войны 15 надконфессиональных и надпартийных объединений создали организацию «Женское кольцо» (1947). В 1969 г. на базе этого объединения возник Немецкий совет женщин, в котором в настоящее время насчитывается 56 женских объединений и организаций. Вследствие подъема студенческого движения конца 1960х гг. Ж.д. в Германии значительно выросло. В нем появились и по настоящее время существуют два направления: автономное Ж.д. (радикальные феминистки) и Ж.д., ориентированное на реформы. Главные требования были нацелены на преодоление экономической зависимости, против сексуальных репрессий и на отмену ст. 218 ОЗ ФРГ (запрещение абортов). Многочисленные женские проекты работали на подъем Ж.д.: создание женских книжных магазинов, женских центров, женских журналов, женских книжных издательств, женских домов и т. п. Начиная с 1980х гг. в землях создавались министерства по обеспечению равенства и коммунальные ведомства по обеспечению равенства. В дальнейшем в государственных учреждениях и крупных частных фирмах все больше постов занимали женщины, и при приеме на работу обращалось внимание на то, чтобы было принято достаточное число женщин. Представленные в бундестаге партии имеют квоту (разную) для женщин для занятия ими постов в партии. Тем не менее и в настоящее время существует неравенство полов в том, что касается жизненных шансов и предоставления рабочих мест; можно констатировать, что в 1990е гг. наметился регресс в развитии Ж.д. в достижении равенства полов. В России Ж.д. возникло в 1860е гг. как часть русского общественного движения эпохи отмены крепостного права. Специфика Ж.д. в России была обусловлена особенностями русского исторического развития. Требование политических и гражданских свобод, присущее Ж.д. на Западе, в условиях самодержавной России являлось лозунгом общедемократического движения. В это время Ж.д. развивалось преимущественно в среде женщин привилегированных сословий и являлось разновидностью феминизма. В конце xIx в. возникает движение женщинработниц как составная часть рабочего движения. Требования политического равноправия женщин появились только во время революции 1905–1907 гг. Основная организация Ж.д. «Русское женское взаимноблаготворительное общество» подготовило и провело в декабре 1908 г. 1й Всероссийский женский съезд, на котором присутствовало более 1 тыс. делегаток. В 1907 г. была создана Российская лига равноправия женщин, которая провела в декабре 1912 г. в Петербурге 1й Всероссийский съезд по распространению образования женщин. 9 марта 1913 г. в России впервые отмечался День работниц – международный женский день. 23 февраля (8 марта) 1917 г. женщиныработницы вышли на улицы Петрограда, протестуя против голода и войны. Это выступление явилось началом Февральской революции. К осени 1917 г. Ж.д. добилось ряда политических и социально-экономических прав, например были отменены паспортные ограничения для женщин, расширены их имущественные права, гарантирована личная независимость, наконец, женщины получили бесцензовое избирательное право на выборах в органы власти от местного самоуправления до Учредительного собрания. В 1917–1918 гг. были приняты декреты, гарантирующие равные права супругов в отношении детей, равное право на развод, на выбор местожительства и т. д. Конституцией были закреплены равные политические и гражданские права женщин и мужчин. Но при этом «женский вопрос» был соотнесен только с работницами и крестьянками, женщины среднего класса из общественной жизни были исключены, все бывшие женские организации были закрыты, феминистские газеты запрещены, как и запрещено само понятие «феминизм». В 1941 г. был создан Антифашистский комитет советских женщин, в 1956 г. он был переименован в Комитет советских женщин. Имея международные связи с женскими организациями 120 стран, он выполнял сугубо миротворческую роль. В конце 1980х – начале 1990х гг. происходит становление других женских организаций. Были проведены два Независимых женских форума (1991, 1992); по инициативе Союза женщин России (возник на базе Комитета советских женщин) – конференция «Женщины России: от дискриминации к равным возможностям» (1992). Участницы Ж.д. добились включения в Конституцию РФ нормы, устанавливающей равные права и свободы и равные возможности для их реализации для мужчин и женщин. В 1993 г. впервые в истории страны женщины вышли на выборы как самостоятельная общественно-политическая сила, партия «Женщины России» вошла в состав Госдумы I созыва. Женские организации предпринимают усилия по объединению. В ноябре 2008 г. в Москве состоялся Второй всероссийский женский съезд (первый – в 1908 г.), присутствовало 918 участниц из 73 субъектов РФ. Был создан Совет по консолидации Ж.д. России – добровольное неформальное объединение общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан РФ, но разобщенность женских организаций еще слишком велика. См.: Феминизм

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.57 кб

Женское движение: генезис и эволюция

Королева Татьяна Алексеевна
Статья посвящена исследованию эволюции женского политического движения в странах Западной Европы и США.
Читать PDF
181.43 кб

Женские движения: сущность, особенности развития

Тихонова Валерия Александровна
В статье анализируются истоки идеологии феминизма, основные этапы феминистского движения, его современное состояние.
Читать PDF
262.32 кб

Женское движение в современной России: проблемы и перспективы

Казакова А. А.
Читать PDF
376.28 кб

Женское православное общественное движение в современной России

Белова Татьяна Павловна
Анализируется процесс институционализации женского православного общественного движения в современной России, раскрываются его главные цели и задачи, характеризуются основные направления и формы деятельности женских православных о
Читать PDF
691.06 кб

98. 04. 016-017. История Америки и женское движение. (сводный реферат)

Соломатина В. M.
Читать PDF
323.20 кб

Развитие женского движения в Турецкой Республике (конец XX – начало XXI века)

Адаян Татьяна Алексеевна
Анализируется развитие женского движения в Турецкой Республике. Рассматривается турецкий феминизм: светский, радикальный и так называемый «исламский».
Читать PDF
229.03 кб

Высшее женское образование и женское движение во Франции в XIX - начале XX в.

Королева Т. В.
Читать PDF
197.42 кб

Женское движение в США в эпоху «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта (1930-1940-е годы)

Епифанова Ирина Виктровна
После принятия ХIХ поправка Конституции США, американские женщины активно стали принимать участие в выборах наравне с мужчинами.
Читать PDF
146.33 кб

Женское движение и государство: социальное партнерство в сфере гендерной политики

Гафизова Н. Б.
Анализируются формы и методы взаимодействия государства и современного женского движения в сфере гендерной политики.
Читать PDF
1.26 мб

Радикальное измерение мужских и женских общественно-политических движений в Британии XX века

Д. Б. Вершинина
Рассматривается влияние радикальной традиции на британские общественнополитические движения, связанные с гендерной проблематикой, а также поднимается вопрос типологии подобных движений в британской политической истории XX в.
Читать PDF
318.41 кб

Женское движение в контексте борьбы за решение социально-экономических проблем в 1993-1996 годы

Вязовская Татьяна Николаевна
Исследованы женское движение как институт гражданского общества в условиях социально-экономических реформ, первые женские организации, женские политические блоки в парламенте, роль женского движения в трудовых отношениях.
Читать PDF
1.69 мб

От решения женского вопроса к новому гендерному порядку: движение в модусах социального времени

Силласте Галина Георгиевна
В статье анализируется специфика решения гендерного вопроса.
Читать PDF
222.51 кб

Образ татарской женщины-мусульманки и развитие женского движения в контексте исторической памяти: во

Саттарова А.И., Фазлиев А.М.
Статья посвящена изучению роли женщины в обществе и женского мусульманского движения в социально-политической жизни татар в прошлом и настоящем
Читать PDF
350.05 кб

Феминизм, класс и партия в стратегиях взаимодействия международного и российского женского движения

Гафизова Наталья Борисовна
Анализируется опыт взаимодействия международного и российского женского движения в начале ХХ в.
Читать PDF
400.88 кб

Особенности формирования «Женской» журналистики в рамках прогрессивного движения в США (рубеж XIX на

Якушева Екатерина Геннадьевна
В статье исследуется вклад женщин-журналисток в прогрессивное движение в США. С помощью прессы как основного источника показано, что именно со страниц газет начиналась борьба за изменения в американском обществе.