ЖЕНЕВСКИЕ ПРОТОКОЛЫ

Найдено 1 определение
ЖЕНЕВСКИЕ ПРОТОКОЛЫ
1) 1922 о займе для Австрии и о запрещении аншлюсса - подписаны 4. X правительством Австрии и правительствами Великобритании, Франции, Италии, Чехословакии.

Падение курса кроны в Австрии летом 1922 приняло катастрофические размеры, и 8. VIII 1922 австрийское правительство обратилось к конференции западных держав, заседавшей в Лондоне, с просьбой предоставить гарантию для займа Австрии. Свою просьбу оно мотивировало угрозой экономической катастрофы в Австрии и вытекавших отсюда последствий для Центральной Европы. В своем ответе от 14. VIII 1922 Ллойд-Джордж от имени Верховного совета союзников рекомендовал австрийскому правительству обратиться к Лиге наций.

Совет Лиги на осенней сессии 1922 подверг обсуждению австрийский вопрос, и в результате 4. X 1922 были подписаны три протокола о гарантиях займа для Австрии в размере 650 млн. золотых крон и о политических условиях этой гарантии. Австрийское правительство обязалось в согласии со ст. 88 Сен-Жерменского мирного договора воздерживаться от всяких переговоров, а также от всяких экономических и финансовых соглашений, которые могли бы прямо или косвенно привести к нарушению независимости Австрии. Протоколы, таким образом, подтверждали запрещение "аншлюсса".

Для наблюдения за проведением предусмотренных протоколами экономических и финансовых мероприятий и 8а расходованием займа были назначены генеральный комиссар Лиги наций и контрольная комиссия из представителей государств-гарантов. Генеральный комиссар, местопребыванием которого была Вена, обладал широкими полномочиями и нес ответственность только перед Советом Лиги наций.

С 30. VI 1926 контроль Лиги наций, установленный протоколами, был отменен. Однако политические обязательства, принятые Австрией в 1922, оставались в силе впредь до погашения займов.

В июле 1932 по Лозаннскому соглашению австрийское правительство подтвердило эти обязательства, которые продолжали действовать до 1938, когда Австрия была оккупирована Германией.

2) 1924 о мирном урегулировании международных конфликтов - принят 2. X на Ассамблее Лиги наций. В ст. 2 протокола устанавливалось, что государства, его подписавшие, не будут прибегать к войне между собой, за исключением случаев сопротивления актам агрессии или случаев необходимости действий, согласно решениям Совета и Ассамблеи Лиги наций. В ст. 4 устанавливалась процедура арбитража в случае конфликтов между государствами, подписавшими протокол. При отказе одной из сторон подчиниться арбитражному решению Совет Лиги наций должен был принять меры для обеспечения процедуры арбитража, а в случае начала войны применить санкции.

В протоколе давалось определение агрессора: "Агрессором является всякое государство, которое прибегает к войне в нарушение обязательств, предусмотренных Уставом или настоящим протоколом". К ведению войны приравнивалось нарушение статута демилитаризованной зоны. Агрессором считалось также государство, которое в случае начала военных действий откажется передать конфликт на арбитражное решение.

При конфликте одного или нескольких участников протокола с государствами, его не подписавшими и не являющимися членами Лиги наций, Совет Лиги должен предложить этим государствам подчиниться процедуре, предусмотренной протоколом. При отказе предусматривалось применение санкций на основе ст. 16 Устава Лиги.

Вступление в силу гарантий безопасности, предусмотренных протоколом, должно было предшествовать сокращению вооружений.

Протокол оставлял его инициаторам полную возможность использовать Устав Лиги наций и арбитражную процедуру для борьбы против СССР. Во время предварительного обсуждения протокола в Лиге наций НКИД нотой от 12. III 1924 генеральному секретарю Лиги наций отклонил проект протокола и предложил приступить к непосредственному обсуждению вопроса о сокращении вооружений. Советское правительство предупреждало, что разоружение и устранение опасности войны не могут быть достигнуты без участия СССР.

Для вступления протокола в силу требовалась ратификация его большинством государств, имевших постоянное место в Совете Лиги (в 1924 это были Великобритания, Франция, Италия, Япония), и десятью другими членами Лиги наций. Однако ввиду англо-французских противоречий эта ратификация не состоялась.

Принятие протокола на Ассамблее Лиги наций было лишь эпизодом в длительной дипломатической борьбе между Англией и Францией. Оно совпало с образованием в 1924 первого лейбористского правительства Макдональда в Англии и правительства Эррио во Франции и наступлением кратковременной эры т. и. "демократического пацифизма".

На основе протокола правительство Макдональда гарантировало ряд условий Версальского мира. Это как бы являлось той компенсацией за согласие Франции на план Дауэса, которую Макдональд обещал Эррио в июле 1924, при встрече обоих премьеров в Лондоне накануне конференции экспертов. Протокол давал Франции основание надеяться на английскую помощь в случае германской агрессии против Франции или ее союзников. Французский союзник - Чехословакия была первым государством, ратифицировавшим протокол. Однако победа консервативной партии на английских парламентских выборах 29. X 1924 и образование правительства Болдуина о О. Чемберленом в качестве министра иностранных дел изменили положение. Правительство Болдуина - О. Чемберлена пришло к власти под знаком непримиримой борьбы против СССР. Оно стремилось создать в Европе единый блок против СССР и привлечь Германию к участию в этом блоке. Достижение этой цели затруднялось подписанием протокола, принятого в рамках Лиги наций без участия Германии и в значительной степени направленного против Германии. Для привлечения Германии к антисоветскому блоку консервативное правительство намеревалось прежде всего устранить какую бы то ни было видимость англо-французского блока. В этом консерваторы встречали полную поддержку правительств доминионов.

На заседании Совета Лиги наций 12. III 1925 О. Чемберлен сообщил, что Англия не ратифицирует протокол. Примеру Англии последовала Италия. Таким образом, формальная предпосылка для вступления протокола в силу (ратификация большинством постоянных членов Лиги) не могла быть выполнена.

При активном содействии германского министра иностранных дел Штреземана (см.) английская дипломатия начала оказывать давление на Францию, добиваясь замены коллективных обязательств протокола гарантийным договором великих держав с участием Германии как равноправной стороны. В конце 1924 начались англо-франко-германские переговоры о гарантийном пакте, которые привели к созыву Локарнской конференции 1925.

3) 1925 о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств - подписан 17. VI в Женеве представителями 37 государств, в т. ч. Великобритании, Германии, Италии. Румынии, США, Турции, Финляндии, Франции и др. Впоследствии к протоколу присоединились еще 11 государств. Из 37 государств, первоначально подписавших протокол, 9 не ратифицировали его совсем (Япония, Венгрия, Бразилия, Колумбия, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Уругвай, США), 8 - ратифицировали с оговорками (Бельгия, Болгария, Британская Индия, Великобритания, Испания, Канада, Румыния, Франция).

Попытка запрещения газовой войны была впервые сделана еще при подписании 2-й Гаагской декларации 1899 "о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы". Запрещение газовой войны подтверждается также ст. 171 Версальского договора 1919 "ввиду воспрещения пользования удушливыми, ядовитыми или тому подобными газами, а также всякими аналогичными жидкостями, веществами или способами, производство и ввоз их в Германию строго воспрещается". Аналогичные статьи имеются в Сен-Жерменском договоре - 135 ст., Нейиском - 82, Трианонском - 119, Севрском - 176. Этот вопрос снова обсуждался на Вашингтонской конференции, на которой уполномоченные Великобритании, Италии, США, Франции и Японии 6. II 1922 подписали договор, провозгласивший (в ст. V) отказ его участников от употребления в случае войн между ними "удушливых, ядовитых или иных газов и всех аналогичных жидкостей, материалов и составов".

Государства, подписавшие протокол 1925, но не участвовавшие в указанных соглашениях, запрещающих применение газов, признают этот запрет и распространяют его на бактериологические средства войны.

2. XII 1927 Советский Союз присоединился к протоколу, а 5. IV 1928 передал на хранение в министерство иностранных дел Франции ратификационную грамоту. Советское правительство в специальном протоколе сделало оговорку, согласно которой протокол: 1) "обязывает правительство СССР только по отношению к государствам, которые его подписали или ратифицировали, или к нему окончательно присоединились"; 2) "перестает быть обязательным для правительства СССР в отношении всякого неприятельского государства, воооруженные силы которого, а также формальные или фактические союзники которого не будут считаться с воспрещением, составляющим предмет этого протокола".

Фашистские государства, попирающие все законы и обычаи войны, не раз прибегали к применению отравляющих веществ и бактериологических средств.

Италия использовала отравляющие вещества в войне против Эфиопии, причем особенно зверский характер носила газовая атака 1. III 1936, когда одновременно в нескольких частях Эфиопии был сброшен с самолетов иприт, от которого пострадали не только войска, но и значительная часть мирного населения.

Гитлеровская Германия также намеревалась применить отравляющие вещества в войне против СССР.

Об этом свидетельствуют опубликованные в июле 1941 секретные документы германского главного командования ("Правда" от 23. VII 1941), а также угрозы официальных представителей гитлеровской Германии, имевшие место в 1942-43 после первых поражений германских армий на Восточном фронте (новогодняя речь Гитлера от 31. XII 1943 и речь Геббельса от 19. II 1943). Однако предупреждение со стороны правительств Англии и США о том, что в случае применения Германией газов они сделают то же самое в отношении Германии, вынудило немцев отказаться от первоначального замысла.

Германия неоднократно прибегала к замаскированным формам бактериологической войны против Советского Союза. Так, Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков установила факты распространения немцами "эпидемии сыпного тифа среди советского населения и частей Красной Армии, для чего гитлеровцы, как это выяснилось, организовали у переднего края своей обороны специальные концентрационные лагери" ("Правда", 30. IV 1944).

Источник: Дипломатический словарь

Похожие термины: