направление русской общественно-политической мысли, отрицающее специфический, самобытный путь развития России и выступающее за ее реформирование по западному образцу (В.Г. Белинский, А.И Герцен и др.).
ЗАПАДНИЧЕСТВО
Западничество
Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов
ЗАПАДНИЧЕСТВО
направление философской и общественной мысли, сложившееся в Российской империи в 1830–1850‑х гг. и выступавшее за признание необходимости развития России исключительно по западноевропейскому пути. Его представители назывались западниками.
Источник: Советский политический язык 1984 г.
Западничество
1) направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на ценности западноевропейской культуры, отрицательно относящееся к идее самобытности, своеобразия, уникальности путей развития русской, более общо – восточноевропейской культуры. Сочетается со стремлением представителей этой тенденции навязать русской нации формы западной культуры, социальной практики и политического устройства, отвергая систему ценностей и традиционных устоев жизнедеятельности русского общества; 2) течение русской философской и общественной мысли 40-х – 50-х годов XIX века, противопоставляющее себя славянофильству, и обосновывающее необходимость увязки социальных преобразований в России с историческими достижениями западноевропейских стран.
Западничество
одно из основных идейных и общественно-политических течений в России XIX в. Существует предположение, что термин "западники" ввел Н. В. Гоголь, и он быстро распространился в общественной среде. Западничество является частью более широкого явления - европеизма, представляющего собой умонастроение значительной части русской интеллигенции, которое выражалось в сильных прозападных симпатиях. В отличие от европеизма западничество выступает как концептуально завершенное течение общественной мысли, общая идеологическая платформа для русского либерализма, умеренного" и радикального демократизма, позитивизма, солидаризма и пр. Западники считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей, сторонники реформ и конституционного преобразования государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник». Крайне левое крыло западников - А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев (до кон. 1840-х гг.). После крестьянской реформы 1861 западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. Взгляды западников (особенно их конституционные проекты) получили дальнейшее развитие в программах российских либеральных организаций и групп кон. 19 - нач. 20 вв.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
ЗАПАДНИЧЕСТВО
1) в широком смысле — постоянное течение русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящееся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России; 2) направление русской общественной мысли 1840–1850-х годов, обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма как необходимые для развития России и противостоящее славянофильству. К западникам принято относить таких мыслителей, как Т.Н. Грановский (1813–1855), К.Д. Кавелин (1818–1855), П.Я. Чаадаев (1793–1856). Термин «западники», стихийно возникший в ХIХ в. в ходе дискуссий о путях развития России, следует считать условным, в полной мере не отражающим сути воззрений подразумеваемых под ним мыслителей. В действительности их взгляды не укладываются в схему только лишь положительного отношения к Западу и только лишь отрицательного — к России. Для западников характерны стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущие перспективы, критика бездумного заимствования и подражательства Западу, осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической сфере. Целью социально-политических преобразований для либерального крыла западников являлось установление в России либеральнодемократических порядков, подразумевающих отмену крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати. Западники скептически относились к исторической роли православия и не находили в нем достаточного потенциала быть основой для будущего развития России.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
ЗАПАДНИЧЕСТВО
одно из основных идейных и общественно-политических течений в России XIX в. Существует предположение, что термин "западники" ввел Н. В. Гоголь и он быстро распространился в общественной среде.
3. является частью более широкого явления - европеизма, представляющего собой умонастроение значительной части русской интеллигенции, которое выражалось в сильных прозападных симпатиях. В отличие от европеизма 3. выступает как концептуально завершенное течение общественной мысли, общая идеологическая платформа для русского либерализма, умеренного" и радикального демократизма, позитивизма, солидаризма и пр. К числу западников принадлежали В. П. Анпенков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
Политические идеи, развиваемые в русле 3., можно представить следующим образом: государство должно быть сильным, способным осуществить прогрессивные реформы, оно должно стоять на страже интересов отдельного индивида и служить ему. В качестве политического требования выдвигалась идея конституционной монархии. Многие западники выступили идеологами реформ - отмены крепостного права, законодательной и судебной реформ, реформы системы образования и т.д.
Слово "социализм", широко используемое западниками, обозначало у них любое учение, в котором говорилось о необходимости и возможности построения справедливого и согласного с законами разума общества. Цель этого общества - создать условия для самореализации свободной личности. Во взглядах на сроки возникновения социализма в России западники расходились: В. Г. Белинский относил осуществление социализма в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа капиталистических преобразований; А. И. Герцен, напротив, считал, что Россия может миновать этот этап и перейти к социализму благодаря русской общине. Свобода личности признавалась западниками как доминирующая ценность, подчинившая себе средневековую идею корпоративности и патриархальную идею семейного единства помещика и его крепостных.
3. является частью более широкого явления - европеизма, представляющего собой умонастроение значительной части русской интеллигенции, которое выражалось в сильных прозападных симпатиях. В отличие от европеизма 3. выступает как концептуально завершенное течение общественной мысли, общая идеологическая платформа для русского либерализма, умеренного" и радикального демократизма, позитивизма, солидаризма и пр. К числу западников принадлежали В. П. Анпенков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
Политические идеи, развиваемые в русле 3., можно представить следующим образом: государство должно быть сильным, способным осуществить прогрессивные реформы, оно должно стоять на страже интересов отдельного индивида и служить ему. В качестве политического требования выдвигалась идея конституционной монархии. Многие западники выступили идеологами реформ - отмены крепостного права, законодательной и судебной реформ, реформы системы образования и т.д.
Слово "социализм", широко используемое западниками, обозначало у них любое учение, в котором говорилось о необходимости и возможности построения справедливого и согласного с законами разума общества. Цель этого общества - создать условия для самореализации свободной личности. Во взглядах на сроки возникновения социализма в России западники расходились: В. Г. Белинский относил осуществление социализма в отдаленное будущее, признав неминуемость этапа капиталистических преобразований; А. И. Герцен, напротив, считал, что Россия может миновать этот этап и перейти к социализму благодаря русской общине. Свобода личности признавалась западниками как доминирующая ценность, подчинившая себе средневековую идею корпоративности и патриархальную идею семейного единства помещика и его крепостных.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Западничество
направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и находящиеся в оппозиции к идее самобытности, своеобразия, уникальности исторических судеб России (Руси), в частности тому, что в середине XIX века, называлось славянофильством и выражалось формулой: «самодержавие, православие, народность», выражавшей главный смысл русской идеи, позднее это вылилось в понятие «почвенничество». В таком расширительном смысле западничество истолковывалось Л.Н.Ныпиным. М.О.Гершензоном, с оговорками Г.В.Плехановым. Н.А.Бердяевым. В узком смысле западники - направление русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, обосновывающее и защищающее ценности западного либерализма как необходимые для развития Росеии и присущее Н.Г.Белинскому А.И.Герцену. Т.Н.Грановскому. К.Д.Каверину. Б.Н.Чичерину (в работах двух последних затрагивались и важные вопросы, соотносимые с политологией). Традиция западничества в истории идей, согласно Г.В.Плеханову, проявляется уже в XII XIII вв. через противостояние устоявшейся и колонизируемой части Киевской Руси. В целом его парадигма в ответе на вопрос: похожа ли история России на историю Западной Европы? - была такой: «Чем более своеобразен становился ход нашего развития в сравнении с западноевропейским, тем менее своеобразен он был по отношению к ходу развития восточных стран и наоборот». В этой посылке содержатся указания на ход многих дискуссий о судьбе России в прошлом, настоящем и даже в будущем.
Идеей западничества было пронизано русское Просвещение, движение декабристов. «Философские письма» П.А.Чаадаева. К началу 40-х гг. определилось противостояние западников и славянофилов. Политический и социальный идеал первых, оформившийся как идейно-политическое течение к 1839 году, - конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Славянофилы, оформившиеся двумя годами позже как оппозиция, ратовали за самобытность исторического пути России. Центральная фигура дискуссий между западниками и славянофилами - Петр Великий. Целостной идеологии в рамках западничества первой половины XIX века не было. т.к. объединяющим началом западников служило скорее отрицание славянофильства, чем поиск конструктивного подхода к определению сущности социального идеала. В числе тех и других были люди с преобладанием консервативных, либеральных и умеренных умонастроений, основным полем для дискуссий служила литературная критика: местные социальные реалии и западниками и славянофилами учитывались слабо. Те и другие сошли с авансцены идейно-политической жизни к началу 60-х годов XIX века с принятием в 1861 году реформы о ликвидации крепостного права, уступая место революционным демократам и почвенникам. Русские западники, тем не менее, причастны к разработке идей правового государства (даже в форме конституционной монархии), основных гражданских свобод. Однако Г.Федотов считал западничество ответственным за создание интеллигенции с ее «пламенной беспочвенностью», подчеркивая, что такое могло быть возможным только в России. Формы западничества отличаются большим разнообразием: здесь и революционные демократы, и либералы, и многие приверженцы марксизма, и приверженцы позитивизма с его культом науки, в том числе социальной, противостоящие многим течениям народничества, анархизма и «народного социализма». Пореформенное западничество как направление идейно-политической истории - предмет постоянно обновляющегося анализа, острых дискуссий, имеющих широкий общественный резонанс (деятельность А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына и др.).
Идеей западничества было пронизано русское Просвещение, движение декабристов. «Философские письма» П.А.Чаадаева. К началу 40-х гг. определилось противостояние западников и славянофилов. Политический и социальный идеал первых, оформившийся как идейно-политическое течение к 1839 году, - конституционная монархия или буржуазный парламент по европейским образцам. Славянофилы, оформившиеся двумя годами позже как оппозиция, ратовали за самобытность исторического пути России. Центральная фигура дискуссий между западниками и славянофилами - Петр Великий. Целостной идеологии в рамках западничества первой половины XIX века не было. т.к. объединяющим началом западников служило скорее отрицание славянофильства, чем поиск конструктивного подхода к определению сущности социального идеала. В числе тех и других были люди с преобладанием консервативных, либеральных и умеренных умонастроений, основным полем для дискуссий служила литературная критика: местные социальные реалии и западниками и славянофилами учитывались слабо. Те и другие сошли с авансцены идейно-политической жизни к началу 60-х годов XIX века с принятием в 1861 году реформы о ликвидации крепостного права, уступая место революционным демократам и почвенникам. Русские западники, тем не менее, причастны к разработке идей правового государства (даже в форме конституционной монархии), основных гражданских свобод. Однако Г.Федотов считал западничество ответственным за создание интеллигенции с ее «пламенной беспочвенностью», подчеркивая, что такое могло быть возможным только в России. Формы западничества отличаются большим разнообразием: здесь и революционные демократы, и либералы, и многие приверженцы марксизма, и приверженцы позитивизма с его культом науки, в том числе социальной, противостоящие многим течениям народничества, анархизма и «народного социализма». Пореформенное западничество как направление идейно-политической истории - предмет постоянно обновляющегося анализа, острых дискуссий, имеющих широкий общественный резонанс (деятельность А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына и др.).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013