Запад

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Запад
синоним талассократии, атлантизма.

Источник: Геополитический глоссарий

Запад
условное понятие, применяемое для обозначения западноевропейской региональной великой культуры, возникшей на базе западнохристианского суперэтноса, в настоящее время секуляризированного и переставшего быть христианским; в иерархии ценностей западноевропейской великой культуры цивилизация (техническое совершенство и материальное благополучие) заняла место религиозного культа, определяющего культуру; страны Запада составляют ядро «Золотого миллиарда».

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Запад
геополитическое понятие, противоположное Востоку (западная цивилизация, атлантизм, талассократия). Запад включает преимущественно высокоразвитые страны, исповедующие принципы демократии и гражданского общества.Война в Заливе и на Балканах, другие военные конфликты показали силу и слабость Запада. Его техническое превосходство является подавляющим и не может быть нейтрализовано военными средствами. Запад крайне медлителен в принятии решений и эффективно действует только при всеобщей политической поддержки. Запад безразличен к материальным потерям и крайне чувствителен к гибели своих граждан. Если международный терроризм заставит Запад перейти к стратегической обороне, то это будет означать начало конца цивилизации, взращенной на экспансии.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ЗАПАД
(West) термин, обозначающий Западную Европу, США и другие заселенные европейцами страны. Ассоциируется с идеалом светского и демократического либерализма, и экономическим ростом. К этому идеалу на всем протяжении истории 20 в. поочередно стремились народы России, Турции, Китая и других стран, впоследствии отказавшиеся от него. Со 2-й половины 1940-х гг., идеологическое и военное противоборство времен холодной войны (cold war) привело к появлению откровенно коммунистического Востока, во главе с СССР и Китаем, и Запада, центром которого с тех пор стали США, где такие ценности, как ориентация на потребление, экономический рост и свобода личности, выражены наиболее ярко. Именно от этой якобы разлагающейся цивилизации, явившейся следствием холодной войны, по-прежнему стараются оградить себя такие непохожие друг на друга исламские государства, как Иран и Саудовская Аравия, не отвергавшие тем не менее ни высокого уровня развития технологии и вооружений, а также материального благосостояния, достигнутых на Западе.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

ЗАПАД
обобщенное наименование стран золотого миллиарда, высокоразвитых государств, преимущественно находящихся к западу от Российской Федерации. В устах демократов Запад — это образец демократии, высший идеал всех государств мира, желающих освободиться от оков тоталитаризма. Запад характеризуется наличием открытого общества, контролирующего государство и власть, использованием в хозяйственных отношениях исключительно рыночной экономики, а также полноценной частной собственностью, которая пронизывает все аспекты жизнедеятельности как всего общества в целом, так и каждого его индивидуума.
На деле Запад проводит политику нового колониализма, завуалировано подчиняя себе страны, которые не входят (и никогда не войдут) в состав золотого миллиарда. Данная политика разрабатывалась годами, в том числе и во время холодной войны, когда некоторые военные доктрины прямо указывали на необходимость подчинения стран социалистического блока для овладевания их ресурсами (природными, трудовыми, любыми). Теперь все это можно наблюдать воочию, когда в когда-то свободных государствах посадили оккупационные марионеточные правительства, которые занимаются геноцидом собственного народа, грабежом государства, переправкой материальных ресурсов западным контрагентам и прочими демократическими процессами. Страны, которые не подчинились такому новому мировому порядку, были подчинены насильно при помощи гуманитарных миссий.
См. также: глобализация, гражданское общество, гуманитарная помощь, евразийство, золотой миллиард, интеллигенция, коммуно-фашизм, либеральная революция, миграционная политика, мондиализм, новый мировой порядок, общество потребления, общечеловеческие ценности, оранжевая революция, открытое общество, политкорректность, права человека, право выбора, продажа земли, разоружение, реалити-шоу, Российская Федерация, русская мафия, рыночная экономика, самоокупаемость, самофинансирование, свобода вероисповедания, свободный рынок, социал-дарвинизм, ток-шоу, тоталитаризм, феминизм, цензура, язык ненависти.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ЗАПАД
западная часть Старого Света, в переносном смысле — пространство, населенное народами, унаследовавшими культуру, сложившуюся на основе греко-римской античности и христианства.
В настоящее время данный термин нередко используется как синоним таких понятий, как «современное общество», «цивилизация», «демократия», «наука и техника», «прогресс», «гуманизм».
Принято считать, что именно страны Запада дали миру самые совершенные политические, экономические и социальные институты, являющиеся эталоном для остального человечества, которое по мере приближения к ним будет избавляться от варварства. Именно так в древние времена воспринимали собственное государственное устройство греки, а затем и римляне. В этом смысле они, безусловно, были «Западом» той эпохи, противостоящим варварскому Востоку. Несомненно, в этом смысле «Западом» себя ощущали и византийцы по отношению к варварским королевствам германцев, возникшим на обломках Западной Римской империи.
Но в современном значение понятие «Запад» оформилось лишь в конце XIX в. До этого в ходу было словосочетание «христианский мир», «христианское сообщество». Именно так в Утрехтском мирном договоре 1713 г. было обозначено единство европейских стран в противостоянии враждебному миру дикости и варварства.
Когда в XIX в. историки А. Мартен и Ж. Мишле впервые выдвинули идею построения единого западного политического сообщества, они полагали, что это прежде всего будет союз европейских государств, включая и германские, во главе с Францией против Российской империи, «жандарма Европы». Но после того как в 1871 г. Пруссия разгромила Францию, конфигурация возможного единого сообщества значительно изменилась — вплоть до 1949 г. Германия оставалась для французов главным врагом.
Островная Великобритания, на протяжении веков дистанцировавшаяся от континентальной Европы, не могла стать центром, вокруг которого консолидировалось бы западное сообщество. Им стали после своего вступления в Первую мировую войну в1917г. США, впервые за время своего существования выступившие в качестве полноценной «европейской» и мировой державы.
Именно США после 1945 г. и превратились в главную составную современной западной цивилизации. Америка за годы Второй мировой войны удвоила свой национальный доход и, в отличие от разгромленной Германии и истощенного войной СССР, реально могла претендовать на место лидера в мире.
Уже в 1944 г. журналист, основатель и редактор журналов Time и Life Г. Люс объявил, что XX в. будет «американским», подобно тому как XIX в. был «британским». Не удивительно, что после 1945 г. именно американизм стал идеологией западного сообщества, оттеснив на периферию европейские проекты — французский, немецкий, российский.
Американцы никогда не подвергались иностранной агрессии на своей земле, не знали поражений от какоголибо противника и в иных сферах деятельности. Отсюда проистекает их безграничная вера в технологический прогресс как в панацею от всех экономических неурядиц и социальных проблем.
Общество потребления, уровень которого и формируется высокотехнологичным производством, по мнению американцев демократично уже потому, что дает шанс обычному человеку пользоваться благами цивилизации на равных с элитой. «Век, в который мы вступаем, — говорил во время Второй мировой войны вице-президент США Г. Уоллес, — может и должен стать веком простого человека».
По сути дела, ко второй половине XX в. пресловутая «американская мечта» из пуританского проекта «Град на холме», где Америке была уготована роль Иерусалима, превратился в мессианизм «Макдоналдса» и попкорна. И европейцы, продолжающие осознавать себя частью западной цивилизации, всерьез (и не без оснований) опасались вульгарности и меркантилизма заокеанской цивилизации. Видный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет писал: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».
Именно США в XX в. оказались единственной державой в мире, способной предложить человечеству куда более универсальный проект, чем либеральный европейский, нацистский — Германии и коммунистический — России. Поэтому он и был положен в основу того, что в мире осознается как «Запад» — сообщество США, Европы, Японии, государств, осознающих общность принципов, на которых базируется внешняя и внутренняя политика и формулируется стратегия развития. Однако, уже в конце XIX — начале XX вв. в Европе и в России звучала критика «универсалистского подхода» к человеческой истории.
Так, русский мыслитель К. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер выступили с идеей «самоценности» каждого народа и каждой культуры. Ни одну из культур нельзя измерять внешней для нее меркой чужой культуры, что сплошь и рядом делает Запад.
Антропологи М. Мосс, К. ЛевиСтросс и другие показали, что иные культуры и их представители во многих отношениях превосходят западного человека, а вовсе не являются «варварскими и недоразвитыми».
Одна из впечатляющих работ по этому вопросу принадлежит Э. Саиду. В книге «Ориентализм» он показал, как на протяжении столетий Западом формировался искаженный образ Востока.
Подобные умонастроения все больше овладевают мировой интеллектуальной элитой. В научных работах критикуется «евроцентризм» и «западоцентризм». В свою очередь в Японии и Китае принят на вооружение лозунг «Модернизация без вестернизации», призванный сохранить культурную идентичность и специфику великих восточных цивилизаций в условиях глобализации. Политическое продолжение идей культурного плюрализма стоит ожидать и во многих других странах в ближайшее столетие.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

|

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.37 кб

Николай Сергеевич Трубецкой: Запад и человечество

Никитин А. Ф.
Оригинальный русский мыслитель, политический эмигрант Н. Трубецкой еще в 20х гг. XX века поднял вопрос столкновении интересов западной цивилизации и интересов всего остального человечества.
Читать PDF
366.13 кб

Россия и Запад: что нам ждать от XXI века?

Асонов Николай Васильевич
Развитие событий последних лет оправдывает прогноз политологов, считающих, что XXI век пройдет под знаменем борьбы цивилизаций за выживание.
Читать PDF
155.86 кб

Россия и Запад: от нового экономического порядка к «Ползучему» Версалю

Де Робертис Антон Гилио
Рассматривается возможность смены устных международных соглашений, закончивших холодную войну, и вычеркнувших малейшую возможность возникновения вооруженных конфликтов, на применение политики силы, безоговорочный приоритет национа
Читать PDF
206.53 кб

Проблемы типологизации и оценки потенциала различных типов регионального сепаратизма в странах Запад

Пузырев Константин Сергеевич
В статье анализируются основные типы регионального сепаратизма в странах Западной Европы. Рассматриваются предпосылки и особенности проявлений регионального сепаратизма в западно-европейском регионе.
Читать PDF
91.67 кб

Политическая справедливость (Запад и Россия)

Канарш Григорий Юрьевич
Читать PDF
130.98 кб

2004. 01. 025-028. Россия и Запад в Центральной Азии

Кузнецова С. И.
Читать PDF
78.43 кб

2001. 03. 004. Воржецов А. Г. Правовое социальное государство: Запад и Россия / Казан. Гос. Технолог

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
298.71 кб

Запад и региональные конфликты в Грузии (1992-2003)

Семенов В. С.
Рассмотрено участие западных держав, международных организаций (ООН, ОБСЕ, Европарламент) в процессе мирного урегулирования региональных конфликтов в Грузии (Абхазия, Южная Осетия) в период с момента распада СССР «до революции роз
Читать PDF
338.09 кб

Международная конференция «Восток - Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири»

Кальянова Т. П.
Автор анализирует ход и итоги международной конференции «Восток Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири», прошедшей в ИГУ в апреле 2011 г. Приведен обзор докладов участников
Читать PDF
146.15 кб

Евроатлантическая безопасность: одно видение, три пути (доклад Института "Восток-Запад")

Институт "Восток-Запад", отвечая на запросы российских и американских официальных лиц, учредил экспертную группу для обсуждения как теоретических, так и практических рекомендаций, которые могли бы облегчить насущную "глобальную ди
Читать PDF
420.83 кб

Восток-Запад: специфика политико-правовой доктрины «Треть-его пути»

Воронин Сергей Анатольевич
Статья посвящена теоретическим аспектам концепции социально-экономического развития по «третьему пути».
Читать PDF
348.28 кб

95. 04. 034. Загорский А. Россия - СНГ и Запад. // междунар. Жизнь. - М. , 1994. -№ 10. - С. 78-86

Агабеков Г. Б.
Читать PDF
216.10 кб

Идеология современного исламизма и Запад

Комар Валентина
Статья написана специально для бюллетеня "Россия и мусульманский мир".
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Запад перед лицом угроз нового поколения

Воронков Л. С.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Запад: отношения гомоморфизма

Комлева Наталья Александровна
В статье на основе использования понятий «гомоморфоза» и «псевдоморфоза» анализируются отношения политического гомоморфизма и России как политической гомоморфозы.

Похожие термины:

  • Запад и Восток

    две вечные стороны или момента состояния человечества. Они, по определению, не могут пересечься и не могут конфликтовать друг с другом в географии. Но возможно некоторое многомерное пространство,
  • Запад западная цивилизация

    Западная цивилизация, блудная и ублюдочная дочь Европы, находящаяся сегодня под господством американской модели, которая преследует цель сделать всеобщим абсолютный примат торгашеского обществ
  • ВОСТОК ЗАПАД ДИАЛОГ

    комплекс взаимоотношений между государствами с различным общественно-экономическим строем в политической, экономической, научно-технической, культурной и др. областях, базирующийся на принципа