ЗА ВЕРУ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

Найдено 1 определение
ЗА ВЕРУ ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Оборот За Веру, Царя и Отечество!, содержащий важнейшие идеологемы-символы монархии, какою была Российская империя до Октябрьской революции, сформировался в начале XIX столетия, во время войны 1812 г., которую позже, в празднование 25-летия победы над Наполеоном, решено было называть «отечественной». Каждый из компонентов этого оборота, принятого российской армией в качестве воинского девиза, порознь или попарно использовался в составе лозунговых выражений задолго до наполеоновского нашествия. Как пишет Ф. Гайда, «в допетровские времена воины шли в бой “за землю Руськую” (Слово о полку Игореве), “за землю за Рускую и за веру християньскую” (Задонщина), “за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру” (приговор Первого ополчения 1611 г.), “за государскую честь” (приговор Земского собора 1653 г.). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII в. стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну ёмкую формулу» (Гайда 2013: http). Помимо изречения Петра Первого, прозвучавшего перед Полтавской битвой в 1709 г. («за государство, Петру вручённое, за род свой, за Православную нашу веру и Церковь»), предвестниками трёхчастного девиза За Веру, Царя и Отечество можно считать надписи на российских орденах и медалях конца XVII – XVIII вв. типа «За веру и верность» (орден святого апостола Андрея Первозванного, учреждённый в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден святой Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден святого благоверного Александра Невского, 1725 г.), «За спасение Веры и Отечества» (медаль в честь коронации Екатерины II), а также формулу «Бог, Вера, Отечество», предложенную С.Н. Глинкой в качестве патриотического лозунга в журнале «Русский вестник» 1811 г. (Гайда 2013: http). Девиз За Веру, Царя и Отечество был сформулирован адмиралом А.С. Шишковым, назначенным ещё до начала войны с Наполеоном государственным секретарём при ставке императора. Будучи автором манифестов и обращений военного времени, А.С. Шишков от имени Александра I призывал соотечественников сплотиться в борьбе с ненавистным врагом за главные ценности, которые обеспечивали, по мнению царского окружения и его идеологических сторонников, единство России в течение нескольких веков. В «Объявлении для чтения в церквях», написанном Шишковым в 1812 г., когда позади были самые тяжёлые сражения, говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество. Сам Бог укреплял руки ваши и наполнял сердца ваши мужеством. Ныне время брани миновало. Нет ни единого врага, скитающегося вокруг жилищ ваших. Вы не имеете больше нужды в оружии; но имеет ещё надобность в оном победоносное наше воинство, охраняющее вас и ваши поля. Итак, совершив дело своё и оставаясь по-прежнему мирными поселянами, отдайте ненужное вам оружие на защиту вас же самих братьям своим, воинам, которые употребят оное на всеконечное врагов ваших истребление» (Шишков 1812: http). Девиз За Веру, Царя и Отечество! оставался общеармейским в России до октября 1917 г. Не все отечественные учёные считают, что этот девиз способствовал единению граждан во время войны 1812 г. и вызывал патриотические чувства у рядовых солдат и крестьян, да и само название войны с Наполеоном «отечественной» некоторые историки считают неправомерным. Так, например, Е. Понасенков, автор книги «Правда о войне 1812 года», в своих многочисленных выступлениях по радио и на телевидении, опираясь на французские источники, утверждает, что успехи российской армии в войне 1812 г. слишком преувеличены, что у Наполеона не было намерений покорить Россию, а российские крестьяне не могли быть настроены патриотически. В публикации «Почему войну 1812 г. никак нельзя назвать “отечественной”, отвечая на вопросы оппонентов, он пишет: «Русские крестьяне в 1812 году отказались защищать “веру, царя и отечество”, потому что не чувствовали связи между собой и всем этим “джентльменским набором” Бенкендорфа! Французы были в ужасе от нечеловеческого положения русских: генерал Ж.Д. Компан писал, что свиньи во Франции живут лучше и чище, чем крепостные в России … А. Пасторе заметил, что “грустно наблюдать эту иерархию рабства, это постепенное вырождение человека на общественной лестнице”. И тот же свидетель – про помещиков … “жадные паразиты и корыстолюбивые льстецы”» (Понасенков: htpp). После Октябрьской революции и начала Гражданской войны девиз За Веру, Царя и Отечество! оставался на вооружении Белой Армии, в то время как противостоящие ей красноармейцы вдохновлялись новыми, революционными лозунгами. В современном коммуникативном пространстве этот девиз упоминается представителями различных партий и общественных движений, когда речь идёт о военном прошлом России.
► Воинский девиз дореволюционной эпохи, отражавший основные компоненты самосознания граждан Российской империи, которые должны были вдохновлять армию на борьбу с внешним врагом. В начале августа, когда Россия полыхала пожарами – горел русский лес, 5-й канал ТВ представил новый телепроект «Суд времени». Его автор и ведущий, он же судья, Сванидзе предложил телезрителям судить историю, как оказалось – советскую. Роль обвинителя советской эпохи взял на себя тележурналист Леонид Млечин, защитником выступает политолог Сергей Кургинян … Через ряд лет, по окончании Гражданской войны, в эмиграции, Деникин в своих «Очерках русской смуты» писал: «Испокон века вся военная идеология наша заключалась в известной формуле: – За веру, царя и отечество. …Но в народную массу, в солдатскую толщу эти понятия достаточно глубоко не проникали». Почему? Деникин не только не даёт ответа на данный вопрос, но и не ставит его. Он лишь констатирует: «Мы проглядели внутренний органический недостаток русского народа: недостаток патриотизма», «Народ подымался на войну покорно, но без всякого воодушевления и без ясного сознания необходимости великой жертвы». Генерал не мучает себя вопросом: а нужна ли народу была мировая война? Белов Ю. Суд времени. Газета «Правда»: правда о прошлом – залог связи времён, 06.09.2010 // Сайт КПРФ. Режим доступа: https://kprf.ru/rus_soc/82224.html (дата обращения: 10.10.2016);
В 1917 году Временное правительство амнистировало политических заключённых, и Федор Григорьевич, отбыв 12 лет каторги, вернулся в родную станицу Мечетинскую. Встретились два брата. Вот здесь и выяснилось, что они идейно расходятся. Мой дед был готов умереть «за веру, царя и Отечество», а брат Фёдор – за большевиков. На почве своих убеждений они так схватились, что мой дед чуть не убил брата. И вот тогда Фёдор Григорьевич принял решение уехать в Севастополь к знакомому офицеру, с которым служил на крейсере «Очаков». Так разошлись дороги двух братьев. В стране началась Гражданская война, и в водоворот событий втянуло и станицу. Белые захватят станицу – грабят станичников. Красные выбьют белых – у них порядок и дисциплина. Так было несколько раз: то белые захватят станицу, то красные. И вот на Пасху ворвались в станицу белые и вместе с местными богатыми казаками с криком: – А, хамы, власти захотели! Получайте!» – начали рубить работящих мужиков. Порубили почти всё мужское население. Моего деда спрятал атаман станицы. В этот день у Захара Григорьевича полностью перевернулось мировоззрение. Стал он размышлять: «Как это можно на Пасху сотворить такое зло». И дед в ту же ночь, взяв ружьё, ушёл к красным. Мартыненко Е.А. На переломе // Правда, № 36, 08-11.04.2011; По сути в Первую мировую Россия умерла как великая держава и могла исчезнуть вообще как единое образование. И нужно сказать огромное спасибо большевикам, что они смогли воссоздать на обломках новую государственность. Мы не получили ничего. Да и что мы могли получить? За что мы на самом деле воевали «до победного конца»? За Сербию? За Галицию? За ещё один буйный кусок Польши? За Проливы, к которым наши же союзники договорились нас не допустить? Простой солдат воевал за «Веру, царя и Отечество!» Но верили уже не все, а после грязно-кровавого хаоса окопной войны, после тысяч калек, после газовых атак вера уходила. Царь уже был, мягко говоря, не популярен после 1904–1905, но во время войны умерла сама идея Царя, идея самодержавия. Отечество же стало восприниматься как абстракция – война шла далеко от домов большинства бойцов, далеко от их семей и родных мест. Мог ли солдат из Сибирского полка, оказавшийся на Румынском фронте, под Варшавой или под Перемышлем сказать, что воюет за Отечество? Переоценка сил, бездарность руководства, неясность целей – всё это создало гремучую смесь из которой рождался гнев. Мизеров И., пресс-секретарь МГК ЛКСМ. Первая империалистическая. Критика официальной версии, 02.08.2014 // Сайт КПРФ. Режим доступа: https:// kprf.ru/history/date/133465.html (дата обращения: 20.10.2016);
… утверждение «обличителей», будто … количество пленных свидетельствует, будто народ ненавидел советский строй, большевиков и Сталина, и потому красноармейцы сразу же бросали оружие, – это ложь. Её делают очевидной два момента. С одной стороны, если бы красноармейцы действительно сдавались немцам из ненависти к Советской власти, то оказавшись в плену, они должны были бы сотрудничать с оккупантами. Но … Подавляющее большинство пленных оставались верными своей стране и своему строю, хотя немцы создали им в лагерях нечеловеческие условия. А каким же оно было у царской армии, которую нам преподносят как образец воинской доблести и готовности сражаться за «веру, царя и Отечество»? В 1914 году во 2-й армии под командованием генерала Самсонова … на примерно 7 тысяч погибших пришлось 92 тысячи пленных. Соотношение менее, чем 1:13! Для полноты картины приведём аналогичное соотношение во французской армии в 1940 году – на одного погибшего порядка 18 пленных. Историк Василенко: «Подвиг 1941 года доказал высочайшую прочность сталинской системы и стал основой Победы 1945-го», 29.04.2015 // Сайт КПРФ. Режим доступа: https://kprf.ru/history/soviet/142119.html (дата обращения: 20.10.2015);
Музей казачества и памятник генералу Краснову были открыты в 2007 году на территории усадьбы московского бизнесмена Владимира Мелихова. Почти однофамилец литературного героя из романа Шолохова «Тихий Дон», возможно, хотел и себя увековечить этим деянием … Основанием для оправдания предателя Родины член совета при президенте РФ по делам казачества назвал... желание донских казаков. Но вряд ли большинство реестровых и нереестровых казаков сказали бы: «Любо!» – тем более после посещения музея в станице Еланской и знакомства с собранными в экспозиции «подлинными» … Экспозиции, посвящённые быту и службе казаков с первых лет их существования до середины XIX века, базировались на исторических документах. Подвиги удальцов атамана Платова, прошедших от берегов Тихого Дона до Парижа, не умалить. Но вот в позднейшие времена, когда казаки больше воевали «за веру, царя и Отечество» не с внешним врагом, а с внутренним, подвиги донцов показаны слишком своеобразно. А уж когда на арену политической борьбы вышли большевики, казацкие нагайки превратились в оружие света, противодействующее силам ада. И главными носителями зла названы Ленин и Сталин. Хорошилов А. Свастика на Тихом Дону – это кощунство // Правда, № 54, 23-26.05.2015. С.Г. Шулежкова, Г.С. Ляпкало

Источник: Дайте миру шанс! Словарь современных политических лозунгов России и Германии 2016. – 300 с.