Восточноазиатское сообщество

Найдено 1 определение
Восточноазиатское сообщество
(East Asian Community, EAC) – проект создания новой региональной организации. Идея создания ВАС первоначально была предложена во второй половине 1980-х годов премьер-министром Малайзии М. Махатхиром. Согласно его проекту Восточная Азия (включая Юго-Восточную Азию) должна объединиться в рамках единого сообщества с целью снижения влияния внерегиональных акторов, таких как, например, США, в интересах независимого поступательного прогрессивного развития[2]. По его мнению, экономический потенциал Восточной Азии значительно превышает потенциал Европы и Америки вместе взятых. Однако его реализации препятствует политическое присутствие с претензией на доминирование стран Западного мира, которые стараются навязывать странам Азии собственные экономические модели и ценности. Если «азиатам и людям смешанной расы, живущим в Азии, удастся избавиться от данного чрезмерного влияния, они смогут занять принадлежащее им по праву место и получат принадлежащую им по праву долю в мире». Иными словами, Махатхир призывал к созданию определенного «Восточного блока», противостоящего «Западному блоку», в основе которого лежал бы принцип «Азия для азиатов».
Однако, несмотря на привлекательность идей Махатхира для азиатских государств, на момент их появления еще не сложились необходимые исторические условия: Азия была разделена между противоборствующими блоками, относившимися друг к другу с высокой степенью подозрения.
Фактически необходимые условия для формирования ВАС начали появляться со второй половины 1990-х годов и были связаны с регионализационной деятельностью Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), создавшей ряд площадок и механизмов, направленных на уменьшение и элиминирование существовавших противоречий, укрепление мер доверия, среди которых особо выделялся Асе айовский региональный форум (АРФ). Важную роль сыграл и азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг., в ходе которого негативные оценки М. Махатхира относительно роли стран Запада получили реальное подтверждение. При этом азиатские партнеры, в первую очередь Китай, откликнулись на призыв стран региона о необходимой помощи и не стали пользоваться сложившимися условиями для максимизации собственного влияния в ущерб соседям по региону. Впоследствии данные действия Китая способствовали созданию ряда механизмов, направленных на расширение взаимодействия и укрепление партнерства между странами Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, такими как АСЕАН + 3.
Однако развитие отношений между соседними регионами могло представлять реальную угрозу для интересов США и их союзников. Логичным результатом поиска симметричного решения стала идея Азиатско-Тихоокеанского сообщества, выдвинутая в июне 2008 г. премьер-министром Австралии К. Радом. По мнению Рада, целями этой организации должны были стать создание необходимых условий для процветания всех народов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и содействие поиску решений на многочисленные вызовы, связанные с динамичным развитием региона, глубокими социально-экономическими, политическими и культурными трансформациями. Он также выступил с предложением создания нового общерегионального межправительственного института, который географически охватывал бы страны всего АТР, а функционально включал бы все главные направления сотрудничества (экономическое, политическое и в сфере безопасности).
Тем не менее идея Рада не нашла поддержки не только у стран АТР, но и у США, испугавшихся утраты собственного влияния в регионе в пользу иных акторов, поскольку в концепции Рада всем акторам уделялось равное место в новой организации.
Практически одновременно с Радом со схожим предложением выступил премьер-министр Японии Ю. Хатояма. В сентябре 2009 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке он предложил создать Восточноазиатское сообщество, а именно: сформировать «чисто азиатское» сообщество, которое объединило бы различные механизмы регионального сотрудничества в области экономики, торговли, образования, противостояния стихийным бедствиям и т. п.
Позднее, под нажимом США, Хатояма был вынужден отойти от азиатского принципа формирования, заявив, что «не намерен исключать США или любую другую страну» из подобного формата взаимодействия.
Наряду с японскими и австралийскими инициативами идея создания ВАС привлекательна и для лидеров стран АСЕАН, стремящихся не утратить свое центральное положение в моделировании региональных процессов в Большой Восточной Азии. Так, в 2005 г. ими был создан Восточноазиатский саммит (ВАС), сформированный по формату АСЕАН + 3 + 3 (АСЕАН + Китай, Япония, Южная Корея + Индия, Австралия, Новая Зеландия), к которому в 2011 г. присоединились США и Россия.
Многими деятелями ВАС воспринимается в качестве центрального механизма формирования Восточноазиатского сообщества, способного стать компромиссом между закрытым и открытым регионализмом: из региональных отношений не выключаются США, но их возможность доминировать и определять отношения в регионе корректируются для большего соответствия интересам стран региона. Тем не менее перспективы дальнейшей институционализации данных отношений пока вызывают сомнения в силу противоречивости основных участников процессов. (С.В. Михневич)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

АСЕАН и проект «Восточноазиатское сообщество»

Лицарева Елена Юрьевна
В статье рассмотрено Восточноазиатское сообщество, созданное по инициативе АСЕАН в 2005 г. с целью укрепления мира, стабильности и экономического процветания в АТР.
Читать PDF
0.00 байт

Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества

Толстогузов Сергей Анатольевич
Статья Толстогузова С.А. "Внешняя политика кабинета Хатояма и идея Восточноазиатского сообщества" посвящена начальному этапу внешнеполитической деятельности нового кабинета Хатояма Юкио.
Читать PDF
0.00 байт

2014.04.019. ЛИ СЕОК-ВОН. ИМПЕРИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА: ШИНМЭЙ МАСАМИЧИ И ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЕ СООБЩЕСТВО

Виноградова Т.В.