Восточноазиатская архитектура безопасности

Найдено 1 определение
Восточноазиатская архитектура безопасности
способы обеспечения безопасности, формирующиеся в Восточной Азии и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности, характеризуются наличием значительного числа механизмов
безопасности, направленных на разрешение проблем безопасности различной природы и уровня серьезности: традиционные и нетрадиционные риски, вызовы, угрозы. Однако в регионе не существует единой организации безопасности, которая бы объединила все или большинство стран региона в рамках одного военно-политического блока. Попытки, предпринимавшиеся внешними акторами по созданию такой организации, к успеху не привели. Например, потерпели неудачу усилия США создать подобную организацию в начале 1950-х годов. Сформированный в 1954 г. блок СЕАТО, в который из азиатских государств вошли Пакистан, а также две страны Юго-Восточной Азии – Таиланд и Филиппины, очень скоро доказал свою несостоятельность и быстро распался. Тогда причиной неудачи стали военная направленность созданного блока и участие в нем таких бывших колониальных стран, как, например, Великобритания, что воспринималось странами Юго-Восточной Азии, недавно получившими независимость, настороженно и даже враждебно. Институционализация многосторонней системы безопасности носила невоенный характер даже перед лицом потенциальной военной угрозы – маоистского Китая 1950–1960-х годов. Тогда странами Юго – Восточной Азии был выбран путь: создание региональной организации невоенного характера. Так в 1967 г. была образована Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Превращать ее в военный блок руководители стран-участниц не стали, на что было несколько причин. Наряду с опасностью спровоцировать радикальный Китай, наблюдались определенные сложности с выработкой членами Ассоциации общей позиции по вопросам традиционной безопасности, что было связано с относительно недавней историей независимой государственности в этих странах и нежеланием поступаться даже частью своего реального суверенитета. И сегодня ситуация осложняется наличием в регионе большого количества спорных территорий, затрудняющим процесс поиска общих решений.
Первоначальное решение воздержаться от создания военного блока позволило в будущем сделать АСЕАН центром формирующейся системы азиатской безопасности. Тем не менее между странами региона ведется активное взаимодействие в сфере традиционной безопасности: проходят совместные военные учения, налаживается сотрудничество между различными военными службами и т. д. Ключевыми региональными проблемами безопасности в регионе на сегодняшний день являются:
• территориальные споры в Южно – Китайском и Восточно-Китайском морях и обеспечение безопасности границ;
• северокорейская ядерная программа;
• модернизация Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и связанный с этим рост военных расходов стран региона, его милитаризация;
• терроризм, экстремизм, сепаратизм; пиратство, транснациональная преступность;
• невоенные угрозы прогрессивному развитию стран региона: поддержание поступательного экономического роста и модернизация экономик государств региона.
В настоящее время существуют четыре основных модели (механизма) сотрудничества по вопросам региональной безопасности в Восточной Азии:
1. Многосторонние механизмы безопасности с участием внерегиональных держав, инициатива создания которых исходила не от АСЕАН: соглашения об обороне между пятью силами (Five Powers Defence Arrangements); антипиратское сотрудничество, ведомое Японией; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Данные механизмы нацелены в основном на разрешение проблем нетрадиционной безопасности. В реализации каждого из соответствующих механизмов есть выраженный лидер, в интересах которого они в основном и функционируют. Кроме того, лидер также несет основную ответственность за поддержание работоспособности и эффективности организации.
2. Ведомая США система сотрудничества в сфере безопасности, включающая систему двусторонних союзов и соглашений о безопасности, а также многосторонних инициатив:
• договоры о создании военных союзов подписаны между США и Японией, США и Австралией, США и Южной Кореей;
• квазиальянсы заключены между США и Новой Зеландией, США и Филиппинами, США и Тайванем, США и Сингапуром, США и Таиландом;
• между США и Индией подписано рамочное соглашение об обороне;
• между США и Китаем, а также США и Вьетнамом установлены отношения стратегического диалога по вопросам безопасности.
3. Ведомая Китаем, но основанная АСЕАН модель сотрудничества, наиболее ярким примером которой является АСЕАН + 3.
Данные механизмы направлены на создание условий для противодействия потенциальным экономическим кризисам и, как следствие, нетрадиционным угрозам безопасности. Одним из средств в рамках данных механизмов стала имплементация многостороннего варианта Чиангмайской инициативы в виде создания регионального антикризисного фонда с участием Китая, Японии, Южной Кореи и стран АСЕАН. Его суммарный объем составил 120 млрд долл. В рамках АСЕАН+3 также создан ряд механизмов по противодействию таким нетрадиционным угрозам, как международная преступность, терроризм, наркоторговля.
4. Многосторонние механизмы безопасности под руководством АСЕАН: Асеановский региональный форум, Восточноазиатский саммит, встречи министров обороны стран АСЕАН. (С.В. Михневич)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

|