ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКОЕ

Найдено 1 определение
ВОСПИТАНИЕ СОВЕТСКОЕ
идеологизированная передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью приобщения их к коммунистическим идеалам и деятельности. В. с. имеет две цели: образовательную, заключающуюся в приобретении человеком в процессе обучения необходимых государству знаний и навыков, и воспитательную — укрепление в его сознании коммунистических принципов.
В Советском Союзе приоритет отдается второй цели: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали» (Ленин., Соч. IV изд. т. 31, с. 266). Объем В. с. противоречив. Духовно он искусственно сужается — сводится к натаскиванию людей лишь в соответствии с ценностями коммунизма; содержательно — неоправданно расширяется, подразумевая многочисленные виды образования: интеллектуальное, трудовое, физическое. На этом противоречивом фундаменте строится здание советского просвещения, теоретические основы которого были заложены Н. Крупской и С. Макаренко, утверждавшими, что обучение без коммунистического воспитания есть средство без цели, а коммунистическое воспитание без обучения — цель, лишенная средств.
В. с. имеет подчиненный по отношению к политике характер. Содержание образования, средства обучения, организация учебного процесса — все это носит четко выраженную коммунистическую направленность, в соответствии с которой советский педагог использует разнообразные методы: убеждение, поощрение, наказание, определенный режим труда и отдыха. Коммунистическими идеями продиктованы и основные принципы В. с. — такие, как связь с жизнью, воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива. «Построению коммунизма» подчинена и основная задача В. с., которая в Программе КПСС определяется как воспитание «нового человека», сочетающего в себе «духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС, М., 1956).
Советская система образования порождает глубокие противоречия между обучением и воспитанием. Научные знания как предмет изучения не соответствуют задачам воспитания в СССР. Нравственные идеалы никак не «стыкуются» с советской действительностью, с ее низким материальным стандартом, узким диапазоном гражданских прав и духовных свобод. Реальность жизни порождает в людях чувства и убеждения, противоположные тем, которые В. с. стремится утвердить. Эти антиномии частично разрешаются фальсификацией обучения, когда овладение знаниями и само их содержание подчиняются марксистскому мировоззрению, обработке учащихся в духе преданности и покорности властям. А частично — идеологическим воздействием (вне учебного процесса) общественных организаций, стремящихся вытравить те черты характера, которые не вписываются в «моральный кодекс» советского общества. В. с. осуществляется не только учителями, хотя им принадлежит в этом процессе ведущая роль, но и многочисленными «общественными» организациями: пионерской и комсомольской, молодежными лагерями, детскими комнатами милиции, домами культуры и т. д. В более широком смысле идеям В. с. служит вся система официальной духовной и социальной жизни в Советском Союзе (искусство, литература, средства информации, трудовая деятельность). Многочисленные культурно-просветительные учреждения - такие, как клубы, библиотеки, музеи — систематически проводят просветительно-воспитательную и образовательную работу среди взрослого населения.
Требованиям В. с. обязано отвечать и семейное воспитание. Их нарушение может повлечь суровое наказание родителей: лишение родительских прав и передачу детей под надзор и опекунство благонадежных семей. В. с. — школьное, общественное, семейное, направляемое и контролируемое в СССР партийными организациями, — имеет целью затруднить проникновение в сознание советских людей — и воспитателей, и воспитуемых — идей и мнений, нежелательных для властей, заменить подлинную картину мира надуманными представлениями и взглядами.
ПРИМЕРЫ: «Особое внимание Советы уделяют делу интернационального, идейно-политического, трудового и нравственного воспитания подростков и молодежи» («Известия», 13 октября 1983, с. 3.) «Важнейшая задача воспитания - формирование человека-труженика», («Правда», 15 октября 1983, с. 1.) «Интернациональное воспитание - одна из наиболее действенных форм коммунистического воспитания». («Агитатор», 1983, № 6, с. 58.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
156.26 кб

Воспитание сознательной дисциплины в советской педагогике

Ахмадеева А. В.
Работа посвящается актуальной проблеме воспитания сознательной дисциплины школьников и имеет практическое значение. В стате анализируются теоретические основы дисциплинирования, сущность сознательной дисциплины.
Читать PDF
0.00 байт

Нравственное воспитание: советское прошлое и современность

Костькин Д. А.
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания в советский период истории. Автор проводит параллели с современностью. В статье излагаются цели и задачи советского нравственного воспитания, его особенности.
Читать PDF
448.86 кб

Представление о духовно-нравственном воспитании в советской педагогике

Гореликов Максим Игоревич
Настоящая статья посвящена исследованию понятия «духовно-нравственное воспитание» в советской педагогике.
Читать PDF
515.55 кб

Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития

Гребенев Игорь Васильевич, Сомова Дарья Витольдовна
Рассматриваются основные этапы становления трудового воспитания в советской школе.
Читать PDF
191.79 кб

Детская песня как элемент патриотического воспитания: опыт советского прошлого

Чугунова Лилия Валентиновна
В статье рассматривается детская песня советской эпохи как важный элемент патриотического воспитания.
Читать PDF
1.17 мб

Разработка проблемы трудового воспитания детей в советской дошкольной педагогике

Сайгушева Людмила Ивановна
В статье представлен ретроспективный анализ осмысления проблемы трудового воспитания дошкольников в советской педагогике, дана характеристика этапов постановки проблемы приобщения детей к труду.
Читать PDF
4.65 мб

«я себя под Лениным чищу. . . »: советские вожди 1920-х годов об идеале воспитания

Новиков Сергей Геннадьевич
В статье рассматривается определение «наследниками Ленина» идеала воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Фильмы о старшеклассниках, как отражение тенденций советского воспитания 1970-х годов

Пивненко Владимир Юрьевич
В статье рассматриваются проблематика «школьных» художественных фильмов 1970-х годов, анализ наиболее ярких фильмов о советских старшеклассниках, соотношение идеологизированной и педагогической действительностей в образовании.
Читать PDF
0.00 байт

Трудовое воспитание в советской школе в 1984-1991 гг. (на примере Горьковской области)

Сомов Владимир Александрович, Сомова Дарья Витольдовна
Актуальность и цели. Современное состояние системы образования в России характеризуется поиском оптимальных моделей формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения.
Читать PDF
455.58 кб

Героизм советского народа в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма

Сампиев Исрапил Магометович
Рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи. Доказывается, что одним из важнейших воспитательных ресурсов российской истории является героизм советского народа в Великой Отечественной войне.
Читать PDF
0.00 байт

Культурно-образовательные инструменты советского гражданского воспитания: философское измерение

Мухина И. Г.
Проанализированы культурно-образовательные механизмы советского гражданского воспитания сквозь призму идейного противостояния советских и западных философов. Обращено внимание на проблему воспитания личности и ее роли в обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Характеристика основных реформ по патриотическому воспитанию в советский период (1917-1992 гг. )

Целовальникова Анна Сергеевна
Исторический анализ опыта школьных реформ в советский период показал, что вопросы воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма всегда занимали одно из ведущих мест.
Читать PDF
742.25 кб

Старшеклассник и советское воспитание 1970-1980-ых годов: противоречивость ценностных ориентиров

Пивненко Владимир Юрьевич
В статье рассматриваются основные проблемы формирования, развития и воспитания старшеклассников СССР в период 1970-1980-х гг. в зависимости от внешних факторов социализации и ценностных ориентиров молодежи.
Читать PDF
0.00 байт

Физическое воспитание в общеобразовательных школах Советской Украины (в период 20-x годов ХХ века)

Гук Алексей Михайлович
Статье исследуется становление форм и содержания учебных школьных программ, освещаются особенности физического воспитания школьников, в частности девушек.
Читать PDF
10.33 мб

У истоков пионерской организации на Урале (к истории советской системы воспитания в 1920-30е гг. )

Яшина Марина Анатольевна, Худобородов Александр Леонидович
В статье рассматривается становление и развитие пионерской организации. Предшественниками были скауты. В статье выявлены как положительные, так и негативные черты системы воспитание детей в СССР в 1920-е и 1930-е годы.