ВОЛЮНТАРИЗМ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Волюнтаризм
политика, осуществляемая в соответствии с волей лидеров и не учитывающая объективные условия.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

ВОЛЮНТАРИЗМ

Направление идеалистической философии, признающее движущей силой развитии общества волю.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Волюнтаризм
(лат. - воля) - деятельность, осуществляемая без учета объективных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений.

Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.

Волюнтаризм
от лат. voluntas - воля) - форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.

Источник: Словарь основных политологических понятий и терминов

ВОЛЮНТАРИЗМ
voluntarism) - во властной практике, политике и общественной жизни проявления субъективизма, игнорирование объективно существующих условий, наносящие ущерб делу и, в конечном счете, глубоко дискредитирующие данную власть и ее органы.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Волюнтаризм
1) политика, осуществляемая в зависимости от произвольных решений политических лидеров, не считающаяся с объективными условиями общественной жизни; 2) философская концепция, возводящая волю личности в решающий фактор развития мира.

Источник: Политико-терминологический словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
лат. voluntas воля) - 1) направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Термин "В." введен Ф. Теннисом в 1883; 2)социально-политическая практика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Волюнтаризм
(от лат. «voluntas» – воля) – 1) политика и практика, не считающиеся с объективными условиями и законами развития общественной жизни, осуществляемые в зависимости от субъективных факторов и произвольных решений политических лидеров; 2) философская концепция, рассматривающая волю как основной принцип существования и развития мира.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas - «воля») - идеалистическое учение в психологии и философии, признающее волю особой, природной силой, лежащей в основании психики и бытия в целом. Сторонниками В. (основатели - религиозный мыслитель Августин, немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман) являлись немецкий философ и психолог В.Вундт, американский философ и психолог У.Джемс, немецкий психолог Г.Мюнстерберг и др.

Источник: Политическая психология. Словарь-справочник

Волюнтаризм
от лат. voluntas воля; термин введен Ф. Теннисом в 1883)
1) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц;
2) форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы развития политической жизни, политического процесса.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВОЛЮНТАРИЗМ
лат. voluntas — воля) — социально-политическая практика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующаяся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Термин введен в научный оборот в 1883 г. Ф. Теннисом в противопоставление интеллектуализму (рационализму), рассматривающему в качестве высшего критерия общественно-политической деятельности разум (интеллект). Использование термина «волюнтаризм политический» связывается с метафорой «большая политика», введенной в 1888 г. Ф. Ницше в работе «Esse Homo». В практической политике волюнтаризм связывается с проявлением авторитарных тенденций в способах реализации власти, субъективизмом и авантюризмом. По обвинению в волюнтаризме в 1964 г. с постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР был отправлен в отставку Н.С. Хрущев.

Источник: Новейший политологический словарь

ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas воля) 1) идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Сформировалось в рамках концепций иррационализма и крайнего индивидуализма. В. противостоит материалистическому пониманию истории и связан с признанием постулатов абсолютности свободы воли человека, субъективизма целей и произвола в выборе средств, с отрицанием объективных закономерностей общественного развития. Исторический материализм не отрицает активной роли общественного сознания и сознательной деятельности отдельной личности, но рассматривает их как явления вторичные, производные, зависящие в конечном счете от условий материальной жизни общества; 2) В. деятельность, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующаяся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Социальные корни В. в присущих классово антагонистическому обществу отношениях господства и подчинения, в политике произвола и насилия реакционных классов. В условиях современного капитализма политический В. находит выражение в антинародном курсе авторитарных, фашистских режимов, в авантюризме империалистической политики военных агрессий, а также в проявлениях мелкобуржуазной революционности (анархизм, левоэкстремистский терроризм и т. д.). Явления В. и субъективизма могут возникать в условиях нового общества вследствие нарушения демократических принципов управления обществом. КПСС направляет усилия на преодоление имевших место в прошлом волюнтаристских тенденций и методов, на перестройку всех сторон жизни социалистического общества.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

ВОЛЮНТАРИЗМ
от лат. voluntas - воля) - форма политической деятельности субъекта, опирающаяся на субъективные стремления, желания и игнорирующая объективные законы политической жизни. Политического процесса. Волюнтаристы преувеличивают роль волевого, стихийного начала в политике, трактуют ее как спонтанный, иррациональный процесс произвольных решений и действий, не основанных на программе деятельности, конкретной и реальной цели общественно-политического развития страны, региона. Абсолютизация волевых желаний вне их объективного наполнения, содержания неизбежно ведет к краху проводимой политики, ее ущербности.
Волюнтаризм характерен для политиков линейного движения мысли и действия, догоняющей модернизации, субъективистского стиля политического мышления, сопутствующей "культуры", алогичного и антидиалектического склада мышления. Разрывая сущее и должное, они приукрашивают должное, которое к тому часто просто недостижимо. Поэтому волюнтаризм как течение политической мысли и действия наносит большой ущерб политической консолидации и интеграции социальных сил общества и государства, вносит деструктивные моменты в способы принятия и осуществления решений и в целом является деструктивной силой.
Корни политического волюнтаризма находятся во внешних детерминантах общественного развития (экономике, социальности и др.), но главные из них, безусловно, политические: отчужденность народа, социальных слоев и групп от политической власти и политической деятельности, от процесса управления делами государства; существование авторитарно-центристской, бюрократической модели управления "сверху"; неразвитость, а порой и отсутствие политического сознания и культуры политических субъектов, их однолинейный, формационный стиль мышления; начальственная ориентация в деятельности многих людей и другие.

Источник: Словарь по политологии

Волюнтаризм
(от лат. voluntas - воля) - одно из понятий категорического императива И. Канта (1721-1804) - родоначальника немецкой классической философии. Основные труды: «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790) и др. Как считал И. Кант, воля - способность к выбору цели и ее достижения, обеспеченная субъективными качествами личности (чаще всего харизматической). Так, осуществление коренных, радикальных политических перемен в государственных структурах и обществе в целом невозможны без реальной оценки политических реалий, их научного анализа, когда на одном из заключительных этапов политического действия требуется волевое политическое поведение: мобилизация масс, формирование у них убежденности в необходимости перемен, использование ресурсов - экономических, политических, информационных и т.д. В конкретной политической деятельности воля имеет большое значение и всегда носит ценностно-целевой характер. Постоянная постановка новых проблем и определение способов их решения, стремление к их оптимизации двигательный механизм человеческого бытия. Наличие противоречий между целями, политическими задачами и методами волевых действий остро ставит вопрос, даже проблему (проблема - нерешенный вопрос) оправдания волевых поступков, поскольку они связаны с выбором и далеко не безразличны для общества, поиска иугей достижения поставленных целей, что в свою очередь, выдвигает вопрос соответствия волевого поведения принятым в обществе моральным принципам и правовым нормам, соотношения его с совестью и долгом, что, опять же, требует обязательной ориентации на общечеловеческие ценности, гуманистические факторы, без учета которых волевое решение и адекватное ему волевое политическое поведение могут привести к губительным последствиям. Термин «волюнтаризм» введен в научный оборот Ф.Теннисом в 1883г. Он рассматривал волю в качестве высшего принципа человеческого бытия. Волюнтаризм характерен для учения Августина. Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное научное направление впервые оформилось у Шопенгауэра. Нсаргикулированный волюнтаризм был характерной чертой политико-социологических взглядов и политических идей приверженцев субъективного метода анализа политической жизни Михайловского Николая Константиновича (1842-1904) - русского социолога и публициста и Лаврова Петра Лавровича (1823-1900) - русского социолога, философа и публициста, одного из идеологов революционного народничества, считавших волю «героев» побудительной силой, ведущей за собой «толпу».
Термин «политический волюнтаризм» связывается с метафорой «Великой политики», введенный Ф.Ницше (1844-1900) в 1888 году в книге «Ессе homo»: он опирается на волю к власти - это и есть «Великая политика». Т. е. «политический волюнтаризм» сродни року - он осуществляется носителем самополагающей воли - «сверхчеловеком» и подрывает, даже разрушает все традиционно-устоявшиеся формы социально-политической регуляции социально-политических процессов в обществе, переносит центр тяжести с моральных основ христианства на «почву», «расу» и т. п. В дальнейшем «воля к власти», как политический лозунг, воплощенный в жизнь Муссолини и Гитлером и их последователями, стали камуфляжным выражением политики войны и оккупации. И не случайно доживший до этого времени Ф.Теннис назвал фашизм «современным варварством». Показательно, что в работах А.Розенберга волюнтаризм считался высшей «нравственной ценностью». В нашей стране, уже с октября 1964г. термин «волюнтаризм», наряду с термином «субъективизм» применялся для характеристики политической деятельности Хрущева, хотя она носила скорее маскирующие, нежели объясняющие функции. Произошел своеобразный перенос значения этих терминов, т.е. произвола, беззакония и др. присущих деятельности Сталина на его первого и главного «разоблачителя» - на Хрущева (см.: Материалы XX съезда КПСС).
Более того, волюнтаристские побуждения сыграли значимую роль в определении условий и целей горбачевской перестройки, именно они стимулировали многие акции политического и экономического характера - «стратегия ускорения» и др., или сущности перестройки в изложении Горбачева: «перестройка - эго революция в революции», что в переводе с русского на русский в политологической интерпретации означает - «контрреволюция».
Нельзя обойти вниманием и ельцинский период отечественной истории (1991-1999) и выдвижение Ельциным волюнтаристских и популистских лозунгов: «Разрешено все, что не запрещено законом» в отсутствие в государстве нового законодательства в новых социально-политических условиях, что породило беспрецедентное беззаконие, коррупцию, «великий передел» национальной собственности в пользу немногих, или: «берите суверенитета столько, сколько проглотите» - без комментариев! Такова и наша отечественная история.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
247.56 кб

Пятидесятничество: транснациональный волюнтаризм в глобальном религиозном хозяйстве

Мартин Дэвид
Статья посвящена анализу феномена глобального пятидесятничества, которое, вместе с другими харизматическими течениями, является наиболее экспансивной формой протестантизма во многих частях «глобального Юга», в особенности в Латинс
Читать PDF
77.81 кб

Фатализм и волюнтаризм как категории социальной философии

Камалдинова Элионора Шайхутдиновна
В статье анализируются философские категории «фатализм» и «волюнтаризм».
Читать PDF
111.78 кб

Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма

Канарш Григорий Юрьевич
Читать PDF
429.34 кб

Об «Этическом волюнтаризме» ашаризма как о «Традиционной этике» ислама

Насыров Ильшат Рашитович
В научной литературе бытует представление об этической концепции ашаритов, представителей одной из школ калама (исламская рациональная/философская теология) как о традиционной этике ислама.