ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы, либо способностью ей противостоять.
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЕННАЯ (ОБОРОННАЯ)
военная составляющая государственной безопасности, которая обеспечивается состоянием вооруженных сил и других институтов общества, поддерживающих оборонную мощь государства на необходимом (достаточном) уровне для установления благоприятных взаимоотношений с другими государствами и исключения конфронтации с использованием «аргумента силы». Гарантирует защищенность (способность к защите) жизненно важных интересов гражданина, общества, нации и государства от внутренних и внешних угроз применением военной силы или угрозой ее применения.
Военная безопасность определяется готовностью и способностью государства надежно защищать свои интересы и суверенитет, противостоять военной агрессии и любым другим формам внешнего давления и шантажа с позиции силы, а также пресекать попытки развязать гражданскую войну, межнациональный конфликт с применением насилия или террористическую деятельность.
Важную роль в системе военной безопасности играют:
- разведка, способная своевременно выявлять возможные военные или террористические угрозы и непосредственную подготовку агрессора к нападению;
- контрразведка – для пресечения враждебных действий иностранных спецслужб, а также экстремистских и террористических организаций;
- пограничные войска – для предотвращения незаконного пересечения государственной границы;
- вооруженные силы.
Решение задачи укрепления военной безопасности предполагает наличие отлаженной системы военного управления; постоянное совершенствование качества военной организации государства; поддержание вооруженных сил на уровне оборонной достаточности; достижение своевременного их мобилизационного и стратегического развертывания; систематического обновления оружия и военной техники; обеспечение личного состава армии и флота всем необходимым имуществом и довольствием; укрепление авторитета вооруженных сил в обществе.
Решающими внешними факторами обеспечения военной безопасности государства в современных условиях являются:
- снижение (ликвидация) военных угроз политическими средствами, сокращение числа вероятных противников и приобретение новых союзников, разработка системы мер по предотвращению и локализации военных конфликтов, а также установление отношений доверия, партнерства и сотрудничества с соседними государствами (в том числе – в антитеррористической деятельности);
- участие в оборонительных военно-политических союзах для коллективного отпора возможной агрессии, создание систем контроля за военной деятельностью в различных регионах мира;
- участие в договорных процессах по сокращению и ограничению вооружений и вооруженных сил; создание на взаимной основе зон пониженных вооружений, демилитаризованных зон, зон ядерной безопасности и открытого воздушного пространства; ограничение на взаимной основе всех видов военной деятельности, в том числе на суше, в воздухе, в космосе и на море.
Военная безопасность определяется готовностью и способностью государства надежно защищать свои интересы и суверенитет, противостоять военной агрессии и любым другим формам внешнего давления и шантажа с позиции силы, а также пресекать попытки развязать гражданскую войну, межнациональный конфликт с применением насилия или террористическую деятельность.
Важную роль в системе военной безопасности играют:
- разведка, способная своевременно выявлять возможные военные или террористические угрозы и непосредственную подготовку агрессора к нападению;
- контрразведка – для пресечения враждебных действий иностранных спецслужб, а также экстремистских и террористических организаций;
- пограничные войска – для предотвращения незаконного пересечения государственной границы;
- вооруженные силы.
Решение задачи укрепления военной безопасности предполагает наличие отлаженной системы военного управления; постоянное совершенствование качества военной организации государства; поддержание вооруженных сил на уровне оборонной достаточности; достижение своевременного их мобилизационного и стратегического развертывания; систематического обновления оружия и военной техники; обеспечение личного состава армии и флота всем необходимым имуществом и довольствием; укрепление авторитета вооруженных сил в обществе.
Решающими внешними факторами обеспечения военной безопасности государства в современных условиях являются:
- снижение (ликвидация) военных угроз политическими средствами, сокращение числа вероятных противников и приобретение новых союзников, разработка системы мер по предотвращению и локализации военных конфликтов, а также установление отношений доверия, партнерства и сотрудничества с соседними государствами (в том числе – в антитеррористической деятельности);
- участие в оборонительных военно-политических союзах для коллективного отпора возможной агрессии, создание систем контроля за военной деятельностью в различных регионах мира;
- участие в договорных процессах по сокращению и ограничению вооружений и вооруженных сил; создание на взаимной основе зон пониженных вооружений, демилитаризованных зон, зон ядерной безопасности и открытого воздушного пространства; ограничение на взаимной основе всех видов военной деятельности, в том числе на суше, в воздухе, в космосе и на море.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
состояние и объективные (в том числе латентные) тенденции развития общества, а также совокупность внутренних и международных условий и факторов, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству ущерба военным путем, средствами вооруженного насилия. Она является важной составной частью и образует одну из основ систем национальной, региональной и международной безопасности и находится в диалектической связи с другими их слагаемыми. В. б. характеризуется либо отсутствием применения и угрозы применения военной силы по отношению к объекту безопасности, либо его способностью гарантированно противостоять военному давлению в любой форме. Она обеспечивается, прежде всего, комплексом невоенных мер экономического, политико-дипломатического, разведывательного, идеологического и т. д. характера. Однако в современных международных отношениях продолжает оставаться существенным значение военно-силовых факторов. В этих условиях национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Главная роль в обеспечении В. б. принадлежит государству, как подчеркивается в Концепции национальной безопасности РФ, оно является важнейшим направлением деятельности государства и главной целью имеет обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI в. при рациональных затратах на национальную оборону. По общему правилу, государство решает три группы задач: обеспечения вооруженной защиты территориальной целостности и национальной независимости, суверенитета государства; создания военных гарантий стабильности общественного и государственного строя, поддержание правопорядка, гражданского мира в стране; противодействия диверсионно-террористическим действиям политических икриминальных групп. Соответственно этому, для обеспечения В. б. создаются различные силовые структуры, каждая из которых решает особые задачи свойственными именно ей способами: регулярные вооруженные силы, полиция (милиция) и органы безопасности (разведка, контрразведка). Главную роль в обеспечении В. б. Российской Федерации играют Вооруженные Силы Российской Федерации; безусловное сохранение государством своего монопольного права на вооруженное насилие является необходимым условием и важнейшим принципом обеспечения В. б. Создание и деятельность неконституционных военных и военизированных формирований осложняют военно-политическую обстановку, подрывают В. б. общества. Основные принципы обеспечения В. б.: сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности; эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения В. б., их рациональное использование; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям В. б.; ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран. Док.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Безопасность Евразии. 2009. № 2; Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 21.4.2000 № 706 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852. Лит.: 3олотарев В.А. Военная безопасность Отечества: (Историко-правовое исследование). М., 1998.
Источник: Геокультурная энциклопедия