ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Внешняя политика
(Foreign policy, Тышкы саясат) - практическая деятельность государства и его органов на международной арене.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Внешняя политика
политика, регулирующая межгосударственные и международные отношения на основе международного права, межгосударственных договоров и соглашений.

Источник: Политико-терминологический словарь

Внешняя политика
система приоритетов, принципов и действий, реализуемая правительством суверенного государства во взаимоотношениях с миром за пределами своих границ.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Политика внешняя
область деятельности государства, связанная с регулированием его отношений с регулированием его отношений с другими государствами и международными организациями.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

Внешняя политика
деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений.

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, общественными, всемирными, региональными, международными организациями.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Внешняя политика
деятельность государства, его институтов, направленная на регулирование отношений с другими субъектами внешнеполитической деятельности (международными организациями, государствами, зарубежными партиями и организациями) на основе международного права, межгосударственных договоров и отношений.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Внешняя политика
общий курс государства в международных делах, с помощью которого регулируются отношения одного государства с другими в соответствии с его национальными интересами, принципами и целями. Внешняя политика осуществляется путем различных средств и методов. Важнейшим средством внешней политики является дипломатия.

Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013

внешняя политика
Auβenpolitik. Foreign Policy Ведение всех дел, которые находятся в прямой связи с взаимоотношениями с одним (двусторонние отношения) или многими государствами (многосторонние отношения). Средствами В.п. являются договоры, союзы, сотрудничество в международных и наднациональных организациях и дипломатия. См.: Общая внешняя политика и политика в сфере безопасности (GASP) – Политика безопасности – Дипломатия

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
foreign policy) - общий курс государства и его деятельность во внешних (международных) делах. Регулирует отношения данного государства с другими государствами, международными организациями, региональными объединениями, союзами государств и народами в соответствии с его целями и принципами. Осуществляется с помощью системы соответствующих средств и методов. Важнейшим средством П.в. является дипломатия. Может рассматриваться по конкретным направлениям, субъектам, зонам, регионам и т п. Часто говорят П. международная и выделяют ее многочисленные участки, направления, регионы.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Внешняя политика
(foreign policy) – деятельность за пределами страны, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с государствами и другими акторами международных отношений. В свою очередь, внешняя политика является главным официальным механизмом любой страны, выражающим интересы по взаимодействию конкретной страны со своими зарубежными государствами-коллегами. Такое понятие, как «внешняя политика», неразрывно связано с понятием «международные отношения». Инструментом и методом проведения внешней политики является дипломатия. Внешняя политика является одной из составных частей стратегии государства. Основные направления и приоритеты России во внешней политике закреплены в Концепции внешней политики Российской Федерации (12 февраля 2013 г.).

Источник: Политика. Основные понятия справочник словарь.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
политика государства, регулирующая его отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики – дипломатия. Главное внешнеполитическое ведомство государства – внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению В. п. государства, – во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел. В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции – министерством внешних отношений, в Швейцарии – политическим департаментом, в Аргентине – министерством внешних отношений и культа, в Ливии – Народным бюро по внешним связям и т. д.

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
принципы, направления и формы деятельности государства и др. субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также со всемирными и региональными международными органами и организациями.
В. П. опирается на внутреннюю политику и находится с ней в принципиальном единстве. Возможности В.П. во многом определяются достижениями внутренней политики. С другой стороны, В.П. призвана создавать благоприятные условия для осуществления целей и задач внутренней политики. Большое влияние на В.П. оказывает геополитическое положение страны. Формы и средства осуществления В.П. многообразны. Одной из важнейших является дипломатическая деятельность - от установления дипломатических отношений до их разрыва и даже объявления войны. Большое значение имеют также взаимодействия со всемирными и региональными органами и организациями. В последние десятилетия расширилась и активизировалась деятельность международных общественных движений и организаций, международные общественные связи, утвердилась «народная дипломатия». В центре В.П. большинства современных государств находятся проблемы предотвращения ракетно-ядерной войны и создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ПОЛИТИКА ВНЕШНЯЯ
деятельность государства на мировой арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения П.в. являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств. В современных государствах в зависимости от принятых в них форм правления руководство П.в. осуществляет либо глава государства - президент (в президентских и полупрезидентских республиках), монарх (в абсолютных и дуалистических монархиях), либо премьер-министр (в парламентских республиках и парламентских монархиях). Для проведения П.в. во властных структурах современных государств существуют специальные органы - министерства иностранных дел и соответствующие парламентские комитеты. В случае возникновения спорных ситуаций при осуществлении П.в., напр., ратификация международных договоров и т.п., они разрешаются конституционными судами или другими органами конституционного или высшего судебного надзора.
П.в. призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике. Она неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИКА внешняя
это общий курс государства в международных отношениях. Она охватывает деятельность государства на международной арене, регулирующую отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, международными организациями, зарубежными политическими партиями и иными общественными объединениями. Среди основных целей П.в. следует выделить: во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального потенциала страны; в-третьих, рост престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией. При этом деятельность государства в П.в. должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и не сможет достичь поставленных целей. К важнейшим функциям П.в. государства относят: 1) оборонительную, противодействующую любым проявлениям агрессии, реваншизма, милитаризма со стороны других стран; 2) представительно-информационную, имеющую двойное назначение — информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и руководства других стран о политике своего государства; 3) торгово-организаторскую, направленную на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами. Традиционными формами осуществления П.в. является установление дипломатических отношений между государствами, членство или открытие представительств во всемирных и региональных международных организациях, установление и поддержание контактов с разными партиями и общественными движениями в зарубежных странах.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

Внешняя политика
совокупность целей и интересов, которые преследует и защищает данное государство в своих отношениях с другими государствами, а также тех методов и средств, которые государство применяет для достижения этих целей и ресурсов; общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия. Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства. Главное внешнеполитическое ведомство государства — внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел. В США это ведомство именуется Государственным департаментом и возглавляется государственным секретарем США; во Франции — Министерством иностранных дел, в Швейцарии — Политическим департаментом, в Аргентине — Министерством внешних сношений и культа, и т.д. Современная Россия остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан. Особое значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности развивается сотрудничество в военно-политической сфере. В центре внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну. Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО. В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми — Китаем, Японией и Индией. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия занимает свое неповторимое место в мире.

Источник: Теория и история дипломатии. Словарь-справочник. 2014

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполитические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, государство осуществляет внешнеполитическую деятельность.
Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тесная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международных отношений.
Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам общественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по ее формированию, осуществлению и анализу.
Особенностью "Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации" является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы.
Постулируется поворот к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
Эти положения раскрываются следующим образом:
- обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности;
- создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;
- активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несет ответственность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.
Действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.
Особое значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности развивается сотрудничество и военно-политической сфере.
В центре внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.
Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское Сообщество.
Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО.
В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией.
Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.

Источник: Словарь по политологии

Внешняя политика
деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными политическими партиями и иными общественно-политическими организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, военный, демографический, научно-технический и культурный потенциал государства: сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархии приоритетов в постанове и реализации внешнеполитических целей. Геополитическое (географически значимое) положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противником. В настоящее время геополитическое измерение внешней политики усложнилось в связи с конфигурацией и особенностями ряда геополитических факторов (см. геополитика). Формой традиционного осуществления внешней политики является разрыв дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при серьезном обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них: сотрудничество с дружественными странами, осуществление и поддержание на различном уровне регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партии и движении, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в политическом диалоге, с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях, подготовку и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру проблем, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера, способствование развитию внутри-и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других по различным направлениям, подготовка и осуществление частичной или полной блокады, подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий внешнеполитической обстановки и т. д. В последнее время противоречия глобального характера заставили цивилизованных участников международной жизни уделять все большее внимание вопросам предотвращения ракетно-ядерной войны, организации превентивных мер по предотвращению локальных конфликтов и их локализации, предотвращению техногенных катастроф и сотрудничеству в целях скорейшей ликвидации их последствий; борьбе с голодом, болезнями, совместным мерам по охране окружающей среды и ликвидации источников и последствий ее загрязнения и т. д.
В государственных структурах подавляющего большинства современных государств существуют специализированные органы по осуществлению внешней политики и контролю за этой деятельностью: министерства иностранных дел (или внешних отношений) и, соответственно. парламентские комитеты по вопросам внешней политики: посольства и представительства, в составе которых работают специалисты по внешнеполитическим проблемам и военным вопросам, организаторы системы доверенных лиц и агентов (резиденты разведки и контрразведки), специалисты по вопросам экономического (торговые представители), культурного сотрудничества, научные и культурные центры за рубежом, работающие под контролем посольств и представительств (консульств) по отношению к самостоятельным программам. официальные миссии (например, «Корпус мира» в США) и др. Даже из сказанного выше видно, что внешнеполитическая деятельность. международная политика многоаспектны, по, если выделить главную ее цель, то необходимо обратиться, в частности, к концепциям современной школы политического реализма. Так Ганс Моргентау (1904-1980) - политический теоретик и историк, американский исследователь современных внешнеполитических процессов в работе «Политика среди наций» (опубликована в 1948г.) отметил: «Международная политика, как и любая другая политика, является борьбой за власть». Так же оценивают внешнюю политику другие ученые и политические деятели: Джордж Кеннан (род. 1904г.), Збигнев Бжезинский (род. 1928г.) и др. (в том числе Генри Киссинджер). Под международной политикой, вообще внешнеполитической деятельностью государств, понимают борьбу суверенных государств за их национальные цели: обеспечение безопасности страны, повышение авторитета государства, удовлетворение требований влиятельных слоев населения на основе создания баланса военных сил.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешнеполитический курс любого государства есть продолжение его внутренней политики и отражает характер государственного и общественного строя. В эпоху общего кризиса капитализма главное содержание В. п. реакционных кругов империалистических государств борьба против мирового социализма, рабочего и коммунистического, национально-освободительного движений. В этих цепях созданы агрессивные военно-политические блоки (напр., НАТО и др.). Для империалистических государств характерна борьба за завоевание рынков сбыта и сфер влияния, за экономическое и политическое господство. В. п. этих государств проводится путем политического и экономического давления на др. страны, поддержки в них внутренней реакции, организации заговоров, а также путем идеологических диверсий, направленных против социалистических стран, национально-освободительного движения, а в ряде случаев путем экспорта контрреволюции.
С момента выхода на международную арену СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество В п. Советского государства вытекает из гуманной природы социалистического общества, свободного от эксплуатации и угнетения, не имеющего классов и социальных групп, заинтересованных в развязывании войн. Она неразрывно связана с коренными стратегическими задачами внутренней политики, выражающими стремление народов СССР к созидательному труду, жить в мире со всеми народами.
Главные цели и основные направления В. п. СССР обеспечение благоприятных внешних условий для совершенствования социалистического общества и продвижения к коммунизму; устранение угрозы мировой войны, достижение всеобщей безопасности и разоружения; развитие прочных товарищеских отношений и разностороннего сотрудничества с социалистическими странами, содействие укреплению и прогрессу мировой социалистической системы, дальнейшее углубление социалистической экономической интеграции; развитие отношений с освободившимися странами на основе строгого уважения их независимости и равноправия, поддержка борьбы этих стран против неоколониалистской политики империализма; поддержание и развитие отношений с капиталистическими государствами на основе мирного сосуществования, делового, взаимовыгодного сотрудничества; интернациональная солидарность с коммунистическими и революционно-демократическими партиями, с международным рабочим движением, с национально-освободительной борьбой народов.
Проходящий в нашей стране процесс перестройки затронул и сферу международных отношений. Критический анализ В. п. СССР, начатый на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, показал, что и на нее наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход. Было Допущено отставание советской В. п. от фундаментальных изменений в мире. Добиваясь военно-стратегического паритета, СССР в прошлом не всегда полностью использовал политические возможности обеспечения своей безопасности, что позволило империалистическим государствам втянуть нашу страну в гонку вооружений, края отрицательно сказалась на социально-экономическом развитии и международном положении Советского Союза.
Новая концепция советской В. п., основанная на новом политическом мышлении, исходит из того, что современный мир, несмотря на его глубокую противоречивость, представляет собой определенную целостность. Эта концепция воплотилась в ряде важнейших идей и инициатив. Главные из них, советская программа ликвидации ядерного оружия к 2000 году; одобренная XXVII съездом КПСС концепция создания всеобъемлющей системы международной безопасности; идея «общеевропейского Дома»; перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе; оборонная достаточность и ненаступательная доктрина; международная экономическая безопасность; укрепление национала ной и региональной безопасности на путях снижения уровня вооружений; готовность к взаимному прекращению присутствия иностранных войск и баз на чужих территориях; меры укрепления доверия: идея непосредственного включения авторитета науки в мировую политику и др.
Перестройка советской В. п. позволила добиться крупных прорывов в области разоружения (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и др.); в отношениях с социалистическими странами на деле связать принципы равноправия, самостоятельности и невмешательства с многообразием национальных форм социалистического общества. Улучшены или впервые завязаны отношения с большим числом капиталистических и освободившихся государств. По-новому поставлены взаимоотношения с такими влиятельными силами, формирующими мировой прогресс, как коммунистические, социал-демократические, др. политические партии, Движение неприсоединения, интеллектуальные круги, олицетворяющие авторитет науки и культуры.
Действия СССР в области В. п. открывают возможности вести борьбу против угрозы миру на более широкой, чем раньше, социальной и политической базе, расчищают путь для решения глобальных проблем человечества усилиями всего мирового сообщества.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Внешняя политика
Каковы особенности видения россиянами места их страны в мире и того, как необходимо строить отношения с ведущими игроками на международной арене? Во-первых, россияне разводят свое отношение к народам, государствам и лидерам, иногда, впрочем, отождествляя последние два понятия. Вероятно, отчасти это связано с устоявшимся за годы советской власти стереотипом о государстве как некой отчужденной от основной массы людей структуре. И сегодня опросы демонстрируют недоверие к большинству органов власти, прежде всего федеральной, за исключением президента. Эта ментальная конструкция не может не переноситься и на международную сферу. Поэтому, например, россияне очень дружелюбно относятся к американцам (81%) как к народу, но лишь 26% полагают, что отношения между нашими странами столь же хорошие и добрососедские. Более половины хорошо или очень хорошо относились к Грузии в 2003 г., но при этом 61% опрошенных считали, что в российско-грузинских связях сквозит прохлада и напряженность. Около половины респондентов (49%) верят в то, что между поляками и русскими больше того, что их объединяет, а вот между Польшей и Россией больше того, что разъединяет (42%).
Подобный подход порождает эйфорию или, напротив, крайний пессимизм. Первое было характерно в начале президентского срока М. Саакашвили, когда большинство россиян (68%) надеялись на то, что со сменой режима Э. Шеварднадзе откроется новая эра дружеских отношений между Россией и Грузией. В июле 2004 г. на смену этим настроениям пришло разочарование — только 39% опрошенных продолжали придерживаться той же точки зрения.
Второе выразилось в неприятии фигуры В. Ющенко — лишь 11% опрошенных заявили в декабре 2004 г., что отношения с Украиной при новом президенте улучшатся.
Еще один, связанный с этим момент, — укорененное «геополитическое» мышление в стиле Rea-po-itik — проявляется в недоверии к средствам народной дипломатии и институционального взаимодействия. Проводя аналогию с Россией, население надеется на то, что все решают только лидеры и только государства. Это вполне укладывается в схему, практикуемую элитой, — притчей во языцех стали хорошие личные отношения «друга Владимира» и «друга Герхарда» или «друга Джорджа». Поэтому лишь 37% респондентов полагают, что саммиты Владимира Путина и Джорджа Буша не приносят ни вреда, ни пользы — остальные вполне определились в своих оценках и рассматривают каждое такое событие как важную веху.
Все это противоречит международным тенденциям, ибо в мире растет роль «третьего сектора» — неправительственных организаций, транснациональных корпораций и, наконец, даже террористических сетей, а отнюдь не государств. В демократических странах руководители исполнительной власти являются крайне зависимыми от других ветвей власти и общественного мнения.
В итоге по динамизму и адекватности восприятия происходящего в мире россияне проигрывают, а непонимание диктует возникновение фобий — по поводу «оранжевого Майдана» в Украине или поведения Польши, якобы поющей исключительно под американскую «дудку», чтобы навредить России.
Во-вторых, внешняя политика есть продолжение внутренней ситуации. Годы экономических реформ произвели двойственный эффект. С одной стороны, на начальном этапе они привели к резкому снижению уровня жизни и производственной мощи страны, к недовольству населения и обостренному чувству социальной справедливости. С другой стороны, в результате рыночных преобразований появилась устойчивая прослойка людей, которые занимают активную жизненную позицию, амбициозны и сумели приспособиться к переменам.
Люди с низким уровнем образования и доходов, принадлежащие к старшим возрастным группам, открещиваются от сближения с Западом, по указке которого «демократы» «развалили» великую страну, молодые и высоко обеспеченные россияне, напротив, полагают себя европейцами. Они поддерживают политиков, которые стремятся к скорейшему вхождению России в западную цивилизацию, готовы проголосовать на референдуме за вступление страны в ЕС, начинают разделять схожие, а иногда и еще более праволиберальные ценности, что и европейцы, и хотят гордиться своей страной, а не воспринимать ее «сатином» или «рогожкой». Они привыкли жить в мире циничного капитализма и ценят агрессивность, целеустремленность, материальные блага и индивидуальные свободы, а отнюдь не патерналистские схемы.
В-третьих, курс на прагматизм, декларированный президентом Путиным еще в 2000 г., принес свои плоды. Большинство россиян сегодня настроены крайне негативно к любым проявлениям «благотворительности» в отношении соседей по СНГ или других государств. И предпочли бы использовать более дешевые гуманитарные инструменты для объединения (общая культура, историческое прошлое и т.п.) на постсоветском пространстве, нежели экономические уступки. Они совершенно оправданно опасаются большего проникновения товаров и рабочей силы даже из стран Единого экономического пространства (ЕЭП), заявляя о необходимости ограничений и возможной конкуренции.
В-четвертых, все это ведет к некоторому изоляционизму. Тактикой российского руководства и населения стал принцип, обращенный к внешнему миру, — не вмешивайтесь в наши внутренние дела, а мы не будем мешать вам и всегда договоримся по спорным вопросам. Россияне все меньше хотели бы вовлечения своей страны в конфликтные ситуации за рубежом, даже если речь идет о событиях, происходящих вблизи непосредственных границ. Половина опрошенных предпочитает тактику нейтралитета и невмешательства в ситуацию в Приднестровье или Южной Осетии, демонстрируют отстраненность от событий в Узбекистане или Киргизии. В целом около 60% респондентов полагают, что России не следует доминировать на пространстве бывшего СССР.
Аналогичным образом формируется и представление о задачах российских Вооруженных сил. Большинство опрошенных (60%) в отличие от министра обороны, полагают, например, что флот необходим стране для защиты ее морских рубежей, а отнюдь не для ударного позиционирования на мировой арене и «защиты национальных интересов» (36%) на просторах всего Мирового океана. 55% россиян видят в военных базах за рубежом не инструмент давления на другие страны, а форпосты для защиты страны на дальних подступах.
Можно констатировать наличие диссонанса между растущими амбициями и медленно изменяющимися возможностями влияния на мировые процессы. Все это, помноженное на не всегда адекватное восприятие происходящего в других странах (что неизбежно связано со стереотипами, заложенными еще в советские времена, да и в последние годы), ведет к разочарованиям и возрождению на новой основе былых комплексов. В определенном смысле Россия вновь оказалась на перепутье, хотя очевидно, что это уже новый виток спирали, а не топтание на месте, характерное для эпохи Б. Ельцина. Годы, прошедшие под президентством В. Путина, не прошли даром — сформировался общественный консенсус, и более половины (51%) поддерживают внешнюю политику, видят в ней укреплений позиций России в мире, отмечают рост самостоятельности нашей страны. Используя свою популярность, президент в первые годы правления много сделал для изменения имиджа Запада в глазах населения, способствовал укреплению прагматизма и геоэкономических подходов. Но стабильность, как справедливо подчеркивают некоторые эксперты, не может быть лозунгом развития и имеет ограничения на использование. В итоге она перерастает в нерешительность и неопределенность, что не устраивает ту половину общества (44%), которая желает радикальных перемен и динамичного развития.
Таким образом, происходит переосмысление роли России. Однако это двунаправленный процесс, в котором оба вектора имеют приблизительно равное значение. Замыкание России в себе, зацикливание на собственных проблемах, в крайнем случае, на ситуации в «ближнем зарубежье» проявляется и в существовании «рваной» картины мира в общественном сознании. Внешнеполитические вопросы вызывают наибольшие затруднения у респондентов. При этом есть некие крупные «острова» — США, ЕС, СНГ, Китай, Украина, Белоруссия, Казахстан, — относительно которых население имеет определенные представления, часто основанные на школьных стереотипах или сообщениях СМИ. В то же время есть целые зоны, которые не вызывают никакого интереса, хотя элита постоянно обсуждает отношения России с этими регионами.
Классические примеры — Центральная и Восточная Европа, Центральная Азия и в меньшей степени Кавказ. Значимость этих районов для нашей страны по мере ее превращения в региональную державу, безусловно, возрастает. Именно они оказываются в центре внимания реальных игроков мировой политики, именно они постепенно становятся приоритетными направлениями и для России. Однако для большинства населения это по-прежнему периферия, о которой недостаточно информации, а потому с ней можно не очень считаться. После ухода России с Балкан и снижения накала страстей по поводу Косово для большинства россиян этот регион перестал представлять какой-либо интерес.
Другой пример — опрошенные с трудом вспоминает лидеров стран Центральной Азии (за исключением Казахстана) или Восточной Европы (за исключением союзнической Белоруссии или друга-соперника Украины). При этом имена западных политиков (Д. Буша, Г. Шредера, Ж. Ширака) и восточноевропейских политиков прошлого (В. Ярузельский, Т. Живков, Э. Хоннекер и т.п.) называются безошибочно. Не в состоянии россияне оценить и степень дружественности-враждебности проводимой большинством стран СНГ политики в отношении России, в то время как характеристика связей с США, Китаем или Германией таких затруднений не вызывает. Вероятно, в этом виноват и двойственный характер политики самих стран СНГ, однако это лишь немногие примеры, говорящие о том, что налицо игнорирование российским общественным мнением целого ряда регионов планеты.
Примечательна и оценка, которую россияне дают Центральной Азии в целом. Восприятие здесь скорее стереотипно-негативное.
Половина опрошенных (51%) полагает, что это регион, через который в нашу страну идут наркотики и незаконные мигранты; 15% видят в нем источник природных ресурсов, сельхозпродукции и рабочей силы, каждый десятый (11%) считает, что центральноазиатские государства служат буфером от проникновения в Россию радикального исламизма.
Еще одно подтверждение факта осознания недостаточной силы России и ее перехода в модус регионального центра силы — «мельчающие» соперники. Один из опросов показал, что наиболее недружественными россияне считают Латвию, Грузию, Украину, т.е. те страны, чьи размеры и степень влияния в мире крайне ограничены, но в которых сосредоточены реальные «болевые точки» для нынешней России.
Небезынтересно и то, в каком направлении дрейфует Россия.
У исторической дискуссии между «западниками» и «славянофилами» сегодня открылось второе дыхание. И все же пока очевидно, что, несмотря на раскол в общественном мнении по этому поводу, российская политика ориентирована на Запад. Именно там находится основная «референтная группа» для российского руководства, а любые движения страны на восточном направлении пока диктуются логикой развития отношений с глобальными игроками — США и ЕС. Очевидно, что экономика России также целиком зависит от Запада. Он является основным потребителем нашего сырья, его менеджерский опыт переносится на отечественную почву, его институты и механизмы копируют современный бизнес и современное политическое сообщество, его ценности и свободы медленно обретают все большее число сторонников, прежде всего среди молодого поколения и средне- и высокодоходных групп. В конце концов, на Западе сосредоточена и финансовая мощь российской элиты, ее вывезенные из страны капиталы.
Поэтому не случайно, что 40% опрошенных готовы поддержать те политические силы, которые выступают за скорейшее вхождение России в западную цивилизацию; 37% считают, что критика Запада после Беслана вполне справедлива; столько же опасаются, что «дело ЮКОСа» приведет к осложнению отношений России и Запада и т.п. Запад, несмотря на всю условность этого термина, в большей степени ассоциируется с США. И здесь начинают играть свою роль как стереотипы времен «холодной войны», так и недовольство сегодняшней агрессивной политикой Вашингтона. Однако исследования показывают, что прямого противостояния с США россияне не хотят.
Если бы в качестве ориентира в западном векторе развития стоял Европейский союз, то подход был бы принципиально иным.
Общий фон настроений здесь гораздо более благожелательный. По сравнению с эйфорией 2002–2003 гг., отношение россиян к Европе выровнялось и стало более взвешенным. Четко прослеживается следующая тенденция: общим долгосрочным вектором должно стать сближение с Европой, но о конкретных его формах на современном этапе можно спорить. В последние два года почти не меняется соотношение процентов в триаде «полноправное членство — партнерство без вступления — никакого сближения, нас никто не ждет в ЕС» (33–35%, 25–30% и 16–20% соответственно).
А как отношения на восточном направлении? Насколько велика вероятность попадания России в ловушку американо-китайского соперничества, о которой последнее время часто говорят эксперты? Отношение населения к Китаю во многом реплицирует установки российской элиты, различаясь лишь в некоторых нюансах.
Россияне хотели бы сохранить отношения с КНР на нынешнем дружественном уровне, взаимодействовать с Пекином для выстраивания баланса сил в мире и укрепления позиций России через многополярность, но в отличие от ситуации на европейском направлении не хотели бы углубления сотрудничества. В нынешних условиях уже не существует дихотомии «Восток-Запад» или «Европа-Азия». Ни один из этих «субъектов» не является целостным, обладает лишь крайне ограниченным набором объединяющих характеристик, показатели которых разнятся от страны к стране. Восток или Азия сегодня — это стремительно, но с диспропорциями развивающийся Китай, информационные, ядерные и космические технологии Индии, нищета Мьянмы или Непала и вестернизирующееся японское общество. Единый Запад — тоже миф, учитывая трансатлантические противоречия и разницу в подходах к экономическому развитию и внешней политике у ЕС, США и, разумеется, внутри самого ЕС.
Сегодняшний мир скорее характеризуется дихотомиями «системное — не системное», «управляемое — хаотичное», «структурное — сетевое». И эти плоскости объективно должны предопределять и поиск Россией своих союзников и партнеров на международной арене.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Внешняя политика Катара

Борисов А.
Читать PDF

Внешняя политика Азербайджана

Ибрагимов Ибрагим
Читать PDF

Политика (внутренняя, внешняя)

Читать PDF

Политика (внутренняя, внешняя)

Читать PDF

Внешняя политика Б. Н. Ельцина

Магомедова Хадижат Саадулаевна
Внешняя политика неординарного правления Б.Н.Ельцина эпохи 90-х предотвратила дальнейший развал России, удержала общество от гражданской войны.
Читать PDF

Резервы внешней политики России

Ширяев Борис Анатольевич
В статье рассматривается один из важнейших аспектов внешней политики России необходимость использования внешнеполитических резервов, которые не требуют больших экономических затрат, но волевых решений и четко выверенной стратегии.
Читать PDF

Границы внешней политики Бразилии

Павлова Елена Борисовна
Основываясь на теории лиминальности, выдвинутой известным антропологом Виктором Тернером, в статье делается попытка выявить новые неструктурные интерпретации функций современной военной политики Бразилии, в рамках которой задачи п
Читать PDF

Цели внешней политики Азербайджана

Мирзазаде Л.
Читать PDF

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Хахалкина Е.В.
Читать PDF

Внешняя культурная политика Японии

Мошняга П. А.
Статья посвящена проблемам развития внешней культурной политики японского государства в эпоху глобализации.
Читать PDF

Русские ценности и внешняя политика

Цыганков Андрей Павлович
Статья выделяет четыре основных комплекса в русской системе ценностей: духовный мессианизм, трансэтничность, справедливое государство и державность и анализирует их иерархию и возможности синтезирования в национальную идею.
Читать PDF

Инструменты внешней политики России

Мухаметов Руслан Салихович
В статье представлены основные инструменты внешней политики России. Автор внес некоторые уточнения, касающиеся использования военной силы в деле обеспечения национальных интересов России.
Читать PDF

Современная внешняя политика России

Беляева Елизавета Тимофеевна
Статья исследует основные тенденции во внешней политике РФ в 2014-2015 гг. Даются среднесрочный и долгосрочный прогнозы и авторские рекомендации по внешнеполитическому курсу.
Читать PDF

Внешняя политика и дипломатия Японии

Иванова И. И.
Читать PDF

АНАТОМИЯ ГЕРМАНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Стрелец Михаил В.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Внешняя политика СССР

    В отчетном докладе на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин с гениальной четкостью определил основы советской внешней политики: «Внешняя политика Советского Союза ясна и понятна: 1. Мы стоим за мир и укр
  • Внешняя политика Италии

    направлена к тому, чтобы завоевать господствующее положение на Средиземном море, обеспечить Италии преобладание в юго-восточной Европе и создать обширную колониальную империю, владеющую землями
  • Внешняя энергетическая политика

    подразумевает сферу деятельности государства в международных отношениях по защите и отстаиванию национальных интересов, обусловленных производством, транспортировкой и потреблением энергорес
  • общая внешняя политика и политика безопасности

    (овПБ) Gemeinsame Außen und Sicherheitspolitik (GASP). Common Foreign and Security Policy (CFSP) Этим понятием обозначается включенный в Договор о ЕС механизм сотрудничества государств – членов ЕС с целью постепенного достижения общей
  • Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ)

    Common foreign and security policy (CFSP) Положения, касающиеся Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), изложены в главе V Договора о Европейском Союзе. ОВПБ пришла на смену Европейскому политическому
  • СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СТРАТЕГИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЁННОСТИ

    М., 2009. 603 с.). Научная монография С.В. Кортунова дает читателю целостное представление об основных проблемах внешней политики России в условиях противоречивых процессов глобализации, о состоянии и