Внешний долг

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Внешний долг
задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и финансовым институтам.

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ВНЕШНИЙ ДОЛГ
задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и финансовым институтам. Внешняя задолженность измеряется суммой финансовых обязательств страны иностранным кредиторам, подлежащих погашению в установленные сроки. Наиболее остро проблема внешней задолженности стоит перед развивающимися странами, чей внешний долг оценивается в триллионы долларов. Урегулирование внешней задолженности решается преимущественно на многостороннем уровне в рамках «Парижского клуба» государств-кредиторов, «Лондонского клуба» частных банков-кредиторов, МВФ и ВБ.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Внешний долг
Колоссальный внешний долг, образовавшийся в России за годы экономических реформ, постепенно сокращается. В настоящее время сложилась уникальная ситуация, когда страна из-за благоприятной конъюнктуры цен на нефть получила денежные средства, которые в принципе могут быть потрачены на досрочное погашение внешней задолженности. Речь идет прежде всего о средствах Стабилизационного фонда (СФ).
В настоящее время российское правительство склоняется к активному задействованию средств Стабфонда ликвидации внешнего долга страны. Потенциальные возможности здесь довольно большие. Так, величина СФ на 01.12.2005 составляла 1 трлн. 236,5 млрд. руб. По данным Министерства финансов РФ, на эту же дату величина внутреннего долга составляла 841,2 млрд. руб. Объем внешней задолженности на 01.10.2005 составлял 179,4 млрд. долл. Это означает, что 68% имеющихся средств СФ хватит, чтобы погасить весь внутренний долг страны, и еще останется значительная сумма, которая может быть пущена на погашение внешнего долга. Если же весь Стабилизационный фонд пустить на погашение внешней задолженности, то ее величина может быть резко сокращена — на 24,6%. Если же использовать средства СФ для «точечного» погашения различных статей внешнего долга, то полученный эффект может быть еще ощутимее. Так, имеющихся средств СФ хватит, чтобы покрыть 50,8% внешнего государственного долга России, включая долги бывшего СССР. Если приоритетным направлением принять еврозаймы страны, то для их полной ликвидации достаточно 71,4% средств СФ.
Таким образом, финансовые возможности Стабилизационного фонда достаточно велики, чтобы в корне изменить положение страны в сфере внешней задолженности. Однако такая государственная политика в целом не получает поддержки в лице российского населения. Исследование, в ходе которого выяснялась оценка россиян политики правительства относительно Стабфонда, показало, что только 23% опрошенных считают расходование его средств а досрочное погашение внешнего долга страны правомерным. Они согласны с точкой зрения, что такой подход освободит следующие поколения россиян от долгового бремени, позволит сдержать инфляционные тенденции внутри страны и будет способствовать уменьшению злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Против политики досрочного погашения внешнего долга страны выступают 61% респондентов. Они мотивируют свою позицию тем, что деньги СФ должны «работать» внутри страны, способствуя решению насущных социальных и экономических проблем нынешнего поколения.
Похожую позицию россияне демонстрируют и при обсуждении «географии» внешнедолговой политики. На вопрос, стоит ли России подражать странам «большой восьмерки» и списывать долги развивающимся странам, 26% опрошенных дали положительный ответ и 44% — отрицательный. Иными словами, россияне недвусмысленно выступают за то, чтобы никому ничего не прощать. «Политика прощения» применительно к должникам на фоне «политики ускорения» применительно к кредитам не устраивает наших соотечественников. Подобная асимметрия международных кредитных линий вызывает у них вполне обоснованное непонимание и раздражение.
Главный же рефрен в отношении к политике внешнедолговой финансовой дисциплины заключается в том, что население откровенно не хочет «выпускать» за пределы страны имеющиеся денежные средства и тем самым утрачивать шансы на восстановление социального государства — хотя бы на том неблестящем уровне, на каком оно существовало во времена СССР. Козырь, который получила страна в связи с высокими ценами на нефть, должен быть использован здесь и сейчас. Любое «размазывание» появившегося денежного избытка во времени и пространстве, а тем более вывод средств из страны, по мнению россиян, является политикой антинациональной и антиобщественной.
Е. В. Балацкий

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
332.15 кб

Проблема чехословацкого военного долга во внешней политике США В 1921-1925 годы

Зорин Артем Викторович
В статье анализируются основные проблемы, связанные с процессом урегулирования чехословацкого военного долга США в первой половине 1920-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация модели международных отношений в контексте долгосрочной американской внешнеполитическо

Алгазина Анастасия Алексеевна
Статья посвящена перспективам очередного изменения модели международных отношений и его целям. Также отдельно в статье уделяется внимание и новым методам и инструментам конфликта.
Читать PDF
310.26 кб

Активное долголетие и внешний вид: как теоретическая концепция регулирует самовосприятие в старшем в

Низамова Алия Наилевна
В статье рассматриваются особенности эстетизации старения в контексте популяризации концепции «активного долголетия» в России.

Похожие термины:

  • Внешний государственный долг

    сумма финансовых средств, которую государство должно вернуть зарубежным кредиторам (государствам, международным финансовым институтам), превышающая сумму, которую этому государству в свою очере