Византизм

Найдено 1 определение
Византизм
понятие, введенное в научный оборот Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891), - русским публицистом, писателем, литературным критиком, поздним славянофилом. Он проповедовал монархизм, сословную монархию, союз России со странами Востока как охранительное средство от общественных потрясений различного рода, в том числе от потрясений революционных. К. Леонтьев считал, что «государственный византизм - это самодержавие. В нравственно-социальном и политическом значении византийский идеал не имеет того высокого и во многом крайне преувеличенного представления о земной личности человеческой, которое внесено в политическую историю германским феодализмом». Византийский принцип предполагает иерархическую структуру общества и государства и, прежде всего, наличие аристократии, которая вносит решающий вклад в развитие культуры. Для России абсолютная монархия с учетом исторических традиций и национальных условий - «единственное организующее начало, главное орудие дисциплины». Важнейшая черта русского народа - «отсутствие стремления к политической жизни, желание как можно менее вмешиваться в общегосударственные дела». Хотя «православие как государственная религия создано не русскими, а византийцами, но оно до того усвоено нами, что мы и как нация, и как государство без него жить не можем». Византизм связан с определенной ценностной ориентацией, а именно - с приоритетом духовного над материальным, что и определяет духовность русского народа по сравнению с приоритетом материальных ценностей для многих других народов мирового сообщества. Господство вещных интересов на Западе неизбежно вырождается в эгалитарный процесс, который приводит к «крайнему однообразию людей, к скудости их духовных потребностей» (эгалитаризм - утопическая теория всеобщего равенства, которое в принципе невозможно. Еще Платон писал о «справедливом неравенстве», о бездуховности, ведущей к кризису культуры «во всех ее проявлениях»). К. Леонтьев пророчески предвидел, что грядущий научно-технический прогресс, вызванный стремлением большой части людей любыми путями удовлетворить свои возрастающие материальные потребности, неминуемо приведет общество «к непредвиденным катастрофическим физическим катастрофам». Византизм - это своеобразный культурно-исторический тип, ошибочно пропущенный, по мнению К. Леонтьева. Данилевским в его классификации самобытных цивилизаций. (Данилевский Николай Яковлевич: 1822-1885 - русский социолог, идеолог панславизма. В книге «Россия и Европа» (1869г, выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов цивилизации».) По мнению К. Леонтьева, европейская экспансия в Россию неизбежно вызывает размывание лучших черт византизма, а значит, увлекает русский народ и российскую государственность на путь кризиса, на путь разложения «своеобразия своей национальности». В связи с этим необходимо «подморозить», т.е. законсервировать свойственные ей черты (см.: Леонтьев К.Н. Избранное. М.. 1993: Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.; Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород. 1998).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
393.48 кб

Истоки русской культуры: «Славизм» или византизм?

Матяш Т.П.
В статье рассмотрена актуальная по сей день дискуссия русских религиозных философов о славистских и византийских истоках русской культуры.
Читать PDF
397.65 кб

Византизм К. Н. Леонтьева как концепция русской культурно-цивилизационной идентичности

Беляев Дмитрий Анатольевич, Скрипкин Иван Николаевич
В статье рассматриваются исторические и идейные основания византизма К. Н.
Читать PDF
215.44 кб

«Византизм» как теоретико-методологическая и политическая основа взаимодействия государства и русско

Ерёмин Александр Владимирович
В статье анализируются закономерности развития государственно-церковных отношений в период с X по XVII в. Прослеживается изменение византийских форм взаимодействия государства и Церкви в культурно-историческом процессе России.
Читать PDF
223.86 кб

Византизм и духовногуманистические основы межгосударственной интеграции народов Евразии

Тюрин Е. А.
В статье рассматриваются философско-концептуальные и идеологические аспекты евразийской межгосударственной интеграции в контексте современных цивилизационных и геополитических процессов.
Читать PDF
157.61 кб

Идея византизма и ее значение в творчестве К. Н. Леонтьева

Донских Ксения Юрьевна
Читать PDF
512.88 кб

Античная медицинская литература в контексте византизма

Иванов Игорь Анатольевич
Рассматривается специфика византийского христоцентричного гуманизма и его влияние на развитие христианской филантропии в целом и медицинской научной традиции в частности.
Читать PDF
476.65 кб

СООТНОШЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ДОКТРИНЕ ВИЗАНТИЗМА

Савельева Марина Юрьевна
Рассматривается феномен византизма, исследуются его основания как историко-культурного феномена и государственной идеологии.
Читать PDF
1.26 мб

Государство-цивилизация: от евразийства к византизму

Харин Алексей Николаевич
На основе анализа различных типов теорий в статье показано, что понятие «цивилизация» служит для разграничения социальных общностей и определяет модели легитимации властных решений и действий.