Византизм
Византизм
понятие, введенное в научный оборот Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891), - русским публицистом, писателем, литературным критиком, поздним славянофилом. Он проповедовал монархизм, сословную монархию, союз России со странами Востока как охранительное средство от общественных потрясений различного рода, в том числе от потрясений революционных. К. Леонтьев считал, что «государственный византизм - это самодержавие. В нравственно-социальном и политическом значении византийский идеал не имеет того высокого и во многом крайне преувеличенного представления о земной личности человеческой, которое внесено в политическую историю германским феодализмом». Византийский принцип предполагает иерархическую структуру общества и государства и, прежде всего, наличие аристократии, которая вносит решающий вклад в развитие культуры. Для России абсолютная монархия с учетом исторических традиций и национальных условий - «единственное организующее начало, главное орудие дисциплины». Важнейшая черта русского народа - «отсутствие стремления к политической жизни, желание как можно менее вмешиваться в общегосударственные дела». Хотя «православие как государственная религия создано не русскими, а византийцами, но оно до того усвоено нами, что мы и как нация, и как государство без него жить не можем». Византизм связан с определенной ценностной ориентацией, а именно - с приоритетом духовного над материальным, что и определяет духовность русского народа по сравнению с приоритетом материальных ценностей для многих других народов мирового сообщества. Господство вещных интересов на Западе неизбежно вырождается в эгалитарный процесс, который приводит к «крайнему однообразию людей, к скудости их духовных потребностей» (эгалитаризм - утопическая теория всеобщего равенства, которое в принципе невозможно. Еще Платон писал о «справедливом неравенстве», о бездуховности, ведущей к кризису культуры «во всех ее проявлениях»). К. Леонтьев пророчески предвидел, что грядущий научно-технический прогресс, вызванный стремлением большой части людей любыми путями удовлетворить свои возрастающие материальные потребности, неминуемо приведет общество «к непредвиденным катастрофическим физическим катастрофам». Византизм - это своеобразный культурно-исторический тип, ошибочно пропущенный, по мнению К. Леонтьева. Данилевским в его классификации самобытных цивилизаций. (Данилевский Николай Яковлевич: 1822-1885 - русский социолог, идеолог панславизма. В книге «Россия и Европа» (1869г, выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов цивилизации».) По мнению К. Леонтьева, европейская экспансия в Россию неизбежно вызывает размывание лучших черт византизма, а значит, увлекает русский народ и российскую государственность на путь кризиса, на путь разложения «своеобразия своей национальности». В связи с этим необходимо «подморозить», т.е. законсервировать свойственные ей черты (см.: Леонтьев К.Н. Избранное. М.. 1993: Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб.; Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород. 1998).
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013