ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
от лат. virtus — потенциальный, возможный; лат. realis — действительный, существующий) — моделируемый техническими средствами образ искусственного мира, передаваемый человеку через генерируемые компьютером имитации ощущений.
Виртуальная реальность моделируется в реальном времени, человек может воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Объекты виртуальной реальности онтологически равноправны с объектами реального мира, хотя их существование не субстанционально, будучи полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью.
Термин «виртуальность» возник в классической механике XVII в. как обозначение эксперимента, который возможно провести лишь в «идеальной среде», т. е. не физически, а лишь математически. Позднее термин «виртуальный» нашел употребление и в других научных дисциплинах.
На практике, в частности в СССР, пилоты военной авиации и космонавты проводили тренировки на аппаратах, полностью симулирующих, имитирующих состояние полета (в том числе и перегрузки). Такой способ обучения — отработка поведения в различных ситуациях без подвергания риску сложной дорогостоящей техники и жизни людей — оказался безопаснее и дешевле.
Термин «виртуальная реальность» в применении к создаваемой компьютером искусственной реальности был впервые введен в 1989 г. Яроном Ланьером. Однако сами системы виртуальной реальности появились значительно раньше.
В 1966 г. американец Айвэн Сазерленд изобрел виртуальный шлем, на экранах которого генерируемое компьютером изображение изменялось вслед за поворотами головы человека. В 1978 г. группа ученых Массачусетского Технологического института во главе с Андреем Липманом создала компьютерную программу Aspen Movie Map, которая симулировала прогулку по г. Аспен (шт. Колорадо). В 1980-е гг. в США были созданы компьютерные симуляторы для обучения будущих пилотов ВВС управлению военными самолетами.
Сегодня технологии виртуальной реальности широко применяются во многих областях — проектировании, геологии, военных технологиях, маркетинге, экономике, индустрии развлечений и т. д. Объем рынка технологий виртуальной реальности оценивается в 15 млрд долларов в год.
Многие военные специалисты прогнозируют т. н. «дигитализацию» войны в ближайшие годы, которая сможет поставить под вопрос необходимость вести реальные боевые действия. «Когда-нибудь главы правительств будут разыгрывать виртуальные войны, прежде чем решить — начинать войну или нет», — предсказывает генерал-лейтенант Джей Гарнер, главнокомандующий космической и стратегической обороной армии США.
Распространение технологий виртуальной реальности приведет к кардинальным изменениям не только в промышленности, экономике, военном деле, но и в таких областях как этика, психология, метафизика, религия и поставит перед человечеством новые проблемы, которые должны будут готовы решать будущие политики.
Еще в 1990-х гг. французский философ Ж. Бодрийяр писал о том, что создаваемая техническими средствами симуляционная реальность воспринимается чем-то более реальным, нежели объекты действительного мира. В качестве примера он приводил, в частности, войну в Персидском заливе, транслировавшуюся в прямом эфире и фактически смоделированную с помощью компьютерных и телевизионных технологий.
Результатом совершенствования и массового распространения технологий виртуальной реальности будет потеря способности различать реальности разных уровней. Возникнет полное ощущение единства машины с пользователем, перемещения последнего в виртуальный мир. Об этом, в частности, предупреждал в книге «Виртуальная реальность» (1993), ставшей одной из первых историко-теоретических работ на эту тему, Ф. Хэммит.
Проблемы виртуальной реальности поднимают также французский философ П. Вирильо («Информационная бомба»), голливудские фильмы «Газонокосильщик», трилогия «Матрица» и др. Они утверждают, что виртуальная реальность способна создать в человеке иллюзию преодоления экзистенциальной ограниченности реальности, выхода за пределы смерти, времени и тревоги, достижения безопасности и святости.
Очевидно, что могут быть нивелированы многие устоявшиеся за тысячелетия моральные нормы: заповеди «не убий», «не укради» не имеют смысла в мире, где можно убивать и воровать, не боясь за это наказания и не нанося вред реальному миру. Кроме того, систематический уход от реальности в мир иллюзий может стать причиной социального эскапизма и политического инфантилизма человечества. Виртуальная реальность может быть средством эксплуатации и контроля.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
788.73 кб

Виртуальная реальность

Гибадуллин Артур Амирзянович
Статья посвящена вопросам связи виртуального и реального. Рассмотрены виртуальные частицы, временная сутьявлений.
Читать PDF
357.27 кб

Виртуальная реальность игры

Кирик Татьяна Анатольевна
Читать PDF
310.64 кб

Ничто виртуальной реальности

Прокопьева Марина Юрьевна
Читать PDF
399.92 кб

Свобода и виртуальная реальность

Маслов Вадим Михайлович
Свобода есть гармония с собой и миром, именно поэтому существует множество различных пониманий свободы. Индивидуальная свобода всегда ограничена ресурсами и обществом.
Читать PDF
115.40 кб

Виртуальная реальность и симулякры

Дворецкая О. В.
Читать PDF
872.34 кб

Виртуальная реальность и философия

Ледников Евгений Евгеньевич
Рецензия на монографию Антоновой О.А., Соловьева С.В. Теория и практика виртуальной реальности:логико-философский анализ. Изд.С.-Петербургского университета, 2008.
Читать PDF
531.77 кб

Романтизм и виртуальная реальность

Марджи Нада Муин
Статья посвящена определению и значению феномена виртуальной реальности в современном мире и ее корнях в истории культуры.
Читать PDF
360.86 кб

Виртуальная реальность коммуникации

Елхова Оксана Игоревна
Статья посвящена теме виртуальной реальности в тесной ее связи с проблематикой развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Читать PDF
1.35 мб

Виртуальная реальность гениальности

Еремкин А. И.
Читать PDF
69.38 кб

Искусство как виртуальная реальность

Алексеева А. В.
Читать PDF
110.23 кб

Феноменология виртуальной реальности

Ладов В. А.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
133.29 кб

Фрактальность виртуальной реальности

Елхова О.И.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении фрактальных свойств виртуальной реальности. Понятие «виртуальная реальность» определяется как создаваемое впечатление человека о пребывании в искусственно созданном мире.
Читать PDF
472.79 кб

Блеск и нищета виртуальной реальности

Луценко Евгений Вениаминович
В статье кратко рассматриваются перечисленные ниже вопросы. Классическое определение системы виртуальной реальности.
Читать PDF
164.37 кб

Виртуальные сообщества - это реальность

Евдокимова Марина Германовна
В статье рассматриваются вопросы о непрерывном образовании каждого выпускника путём вовлечения его в виртуальные образовательные сообщества.