ВЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1855

Найдено 1 определение
ВЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1855
совещания дипломатических представителей России, Австрии, Франции, Великобритании и Турции весной 1855, во время Крымской войны. В официальных декларациях западные державы объявляли целью конференции уточнение предварительных мирных условий, но на деле ни Англия, ни Франция не стремились к заключению мира.

2. XI 1854 русский посол в Вене дал знать союзникам, что Николай I принял четыре пункта, предъявленные ему 1. VII 1854 в качестве предварительных условий мира, согласно которым: 1) Дунайские княжества должны перейти под общий протекторат Франции, Англии, Австрии, России и Пруссии и временно оставались оккупированными австрийскими войсками; 2) эти пять держав объявлялись покровительницами всех христианских подданных султана; 3) те же пять держав получали право коллективного контроля над устьями Дуная; 4) Россия соглашалась на пересмотр Лондонской конвенции 1841 о проходе судов через проливы. Но согласие Николая слишком запоздало: Англию и Францию эти условия уже не удовлетворяли. С целью придать своим требованиям более широкий смысл и принудить царя к новым уступкам Англия и Франция привлекли на свою сторону Австрию (см. Венский союзный договор 1854). После этого в декабре 1854 до предложению Австрии в Вене начались совещания с участием австрийского министра иностранных дел Буоля, русского посла кн. Горчакова, английского посла Джона Рассели, французского - Друэн де Люиса и турецких уполномоченных. Эти совещания тянулись без успеха до весны 1855. Смерть Николая I в феврале 1855 и воцарение Александра II, от которого западные державы ожидали большей уступчивости, еще сильнее укрепили Англию и Францию в намерении продолжать войну, чтобы добиться более выгодного мира. В то же время для усиления своего давления на царя они стали добиваться превращения Венских совещаний в формальную конференцию, которая и начала заседать с 16. III 1855. Источником разногласий на конференции явилось желание союзников расширить толкование упомянутых выше четырех пунктов. Союзники потребовали, чтобы Россия разоружила Севастополь, обязалась гарантировать целостность Турецкой империи и признала ограничение своего военного флота па Черном море. При этом Друэн де Люис и Джон Рассель договорились сначала потребовать полного запрещения России иметь военный флот на Черном море и лишь после ее отказа выдвинули принцип ограничения числа ее кораблей. По существу все это означало предъявление новых требований, и 27. III 1855 конференция была прервана, чтобы дать время Горчакову и уполномоченным Англии и Франции получить от своих правительств новые инструкции. Петербургский кабинет согласился только "уважать", но не "гарантировать" целостность Турции и отклонил всякую мысль об ограничении суверенных прав России на Черном море, о чем Горчаков и уведомил Буоля 16. IV. Австрийское правительство не соглашалось признать в качестве casus foederis отказ России от ограничения своих прав на Черном море, и Буоль предложил уполномоченным Англии и Франции принять принцип "противовеса", по которому три союзные державы имели бы на Черном море определенное число судов и могли бы увеличить его пропорционально увеличению числа русских кораблей. Но Наполеон III и английский кабинет считали совершенно неприемлемым это предложение, на которое Россия, по всей вероятности, изъявила бы согласие. Наполеон III и Пальмерстон стремились продолжать войну, и попытки Буоля возобновить работу конференции были безуспешны. В начале июня 1855 конференция была объявлена закрытой.

Литература: Маркс, К. и Энгельс. Ф. Сочинения. Т. X. С. 244-249, 258-259, 378-379, 423-425, 426-431, 442-445, 491-494. - Богданович, М. И. Венские совещания и парижский трактат. 1854-1856. "Русская старина". 1876. Окт. С. 365-388. То же см. в кн.: Богданович, М. И. Восточная война 1853- 1856 годов. Изд. 2, испр. и доп. Т. IV. Спб. 1877. С. 420-450. - Петров, А. Н. Русские дипломаты на венских конференциях 1855 г. "Исторический вестник". 1890. № 4. С. 22-50; № 5. С. 265-289; № 6. С. 514- 534. - Тарле , Е. В. Крымская война. Т. II. М. - Л. 1944. С. 240-250.

Источник: Дипломатический словарь