ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Найдено 1 определение
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(French Revolution) (1789) Первая революция нового времени, поскольку она привела к смене общественного строя, а не просто к замене правителя или даже политического режима и породила новые концепции развития общества, не найдя в прошлом ничего такого, что можно было бы позаимствовать. Она дала жизнь современной доктрине национализма (nationalism) и распространила ее по всей Западной Европе. Эта доктрина и по сей день оказывает колоссальное косвенное влияние. Европейские войны 1792–1815 гг., порожденные Великой Французской революцией, привели к распространению не только революционных идей, но и национализма (хотя единственным вновь созданным свободным государством стал Гаити). Великая Французская революция подвела также опытную базу под современные революционные теории, включая теорию Маркса (Marx), а также послужила важной моделью для последующих революций. Отчасти это связано с тем, что Франция тогда была страной доиндустриальной, подобной тем странам, которым еще только предстояло совершить такие же революции. Оценки Великой Французской революции до сих пор крайне разнообразны и зависят от политической ориентации исследователя и его взглядов на историю, а также от доступной для изучения информации. Связь между французским Просвещением (Enlightenment French) и революцией чрезвычайно сложна. Берк (Burke) возлагал вину за революцию на мыслителей этой эпохи, к которым он относил и Руссо (Rousseau). Однако, если Просвещение и способствовало распространению идей скептического рационализма, оно не пропагандировало ни экстремизма, ни политических решений, принятых во время революции. До 1789 г. государственное устройство Франции сочетало абсолютную монархию и феодализм. Как первым указал Токвиль (Tocqueville), это фактически было результатом соглашения, согласно которому аристократия освобождалась от налогов, а взамен брала на себя обязательство не мешать королю проводить его политику. Тем не менее права короля существенно ограничивались именно аристократией даже во время правления Людовика XIV (1643–1714), когда абсолютизм достиг во Франции наивысшей точки. Поскольку богатые налогов не платили, страна постоянно находилась в состоянии финансового кризиса, последствия которого сглаживались только за счет обложения тяжелейшими налогами остальной части населения и самых невероятных махинаций с продажей государственных должностей и дворянских титулов. Аристократы пользовались налоговыми привилегиями, поэтому они не нуждались ни в какой парламентской системе. Собственно революция началась в 1789 г. и закончилась 10 лет спустя. Ей предшествовал ряд политических и социальных кризисов, в т.ч. массовое недовольство народа разорением, которое принесли несколько неурожайных лет. Состояние королевской казны, и так постоянно находившейся на грани банкротства, стало катастрофическим из-за помощи американцам, восставшим против британского владычества. Попытки решения финансовых проблем путем ограничения привилегий высших слоев общества, предпринятые министрами Людовика XVI (1774–92) в 1787 и 1788 гг., привели к мятежу аристократов и духовенства. Они заставили короля созвать в мае 1789 г., впервые с 1614 г., Генеральные Штаты – собрание представителей феодального общества. Этот институт состоял из депутатов первого сословия – духовенства, второго – аристократии и третьего – всего остального населения. Аристократия надеялась играть в Генеральных Штатах ведущую роль, и, хотя король еще в декабре 1788 г. решил, что третье сословие будет иметь такое же число представителей, как первые два вместе, заседать и голосовать они должны были отдельно. Одерживать верх над третьим сословием первое и второе могли только в случае взаимного согласия. Единства не было ни в одном из сословий. Каждое из них делилось на богатых и бедных, а также на группы с разными интересами. Когда Генеральные Штаты собрались, представители третьего сословия отделились и провозгласили себя Национальным собранием, предложив остальным присоединиться к ним. После того, как к ним присоединились некоторые депутаты первых двух сословий, в основном священнослужители, король распорядился, чтобы они составили единую палату, которая позднее объявит себя правомочной разрабатывать новую Конституцию Франции. Четырнадцатого июля 1789 г. была захвачена и разрушена парижская крепость Бастилия, которая в то время использовалась в качестве тюрьмы и воспринималась народом как символ деспотизма. И хотя это событие до сих пор отмечалось как национальный праздник, в тюрьме находилось всего семь заключенных, и есть основания предполагать, что ее разрушение было запланировано существовавшим до революции режимом. Четвертого августа были отменены еще сохранившиеся привилегии, а вместе с ними и сам феодализм (feudalism), хотя некоторые его пережитки еще оставались, вызывая непрекращающиеся споры. Революция продолжалась, принимая все более экстремистские формы в зависимости от того, какая из многочисленных группировок брала верх. Богатства духовенства передали народу, а священнослужителям предложили принять гражданский статус, что повлекло за собой папское проклятие. Позднее, в 1791 г., король попытался бежать из Франции, но был схвачен. В 1792 г. монархия была упразднена, Франция провозглашена республикой, а король отдан под суд. Был введен новый календарь, начинавшийся с года первого. Год делился на 10 месяцев, названных по господствующим в данный период погодным условиям. В 1793 г. король был казнен, а руководитель якобинцев (Jacobins) Робеспьер стал фактическим руководителем Комитета общественного спасения, что позволило ему и его соратникам установить режим террора, в результате которого были казнены тысячи людей, якобы за преступления против революции. Год спустя Робеспьера свергли и тоже казнили. Предлагались и испытывались на практике различные схемы реорганизации правительства, но все они оказывались недолговечными, и в итоге в результате государственного переворота к власти в 1799 г. пришел Наполеон Бонапарт, позднее, в 1804 г., избранный императором. Хотя революцию начали привилегированные классы, к руководству ею вскоре пришли представители средних классов, а позднее, на некоторое время, санкюлоты (sans-culottes) – склонная к экстремизму парижская беднота. Опираясь на их поддержку в борьбе с соперниками-жирондистами (Girondins), Робеспьер во главе якобинцев добился власти. Санкюлоты поддержали якобинцев главным образом потому, что те приняли их требование о строгом контроле за ценами на продукты питания, в особенности на хлеб. Тот факт, что позже, когда на Робеспьера начались нападки, санкюлоты за него не заступились, объясняется тем, что якобинцам не удалось полностью выполнить это требование. Цена на хлеб была главнейшим аргументом, поскольку даже в нормальные времена на хлеб уходила половина всех расходов большинства населения, а в трудные годы и того больше. После низвержения Робеспьера к руководству революцией вновь пришли представители средних классов. Успех Наполеона знаменовал собой перемены в том смысле, что в его основе лежало желание навести порядок внутри страны и одерживать победы за ее пределами, хотя это желание представляли как единственный способ сохранения завоеваний революции. Взгляд Маркса (Marx) на эту революцию как на замену феодальной экономической системы, построенной на земледелии и строгой социальной иерархии, капитализмом, основу которого составляла промышленность, а иерархия создавалась рынком, слишком поверхностен. Одним из аспектов отмены привилегий было укрепление крестьянства – как существовавшего еще до 1789 г., так и появившегося в результате распределения земель, ранее принадлежавших церкви и части аристократии. Этот класс продолжает существовать и значительно влиять на политику.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
501.94 кб

Кант, Ницше и Великая французская революция

Жаворонков Алексей Геннадьевич
В настоящей статье проводится сопоставление взглядов Канта и Ницше на Французскую революцию и просвещение. Вопрос о роли Французской революции рассматривается из исторической, моральной и критической перспективы.
Читать PDF
6.37 мб

Постмодернистское эхо великой французской революции

Богатова Л.М.
В статье представлен опыт социально-философского обобщения наиболее актуальных проблем, охвативших современные гендерные отношения.