Великая держава

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Великая держава
государство, занимающее высшую ступень в мировой иерархии государств, — статус, отражающийся в возможностях ее влияния на менее сильные государства.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

Великая держава
Проблема восстановления статуса великой державы для россиян по-прежнему актуальна. И хотя в последние годы усилилась тенденция к превращению страны в центр силы регионального, а не глобального уровня, в нашем массовом сознании далеко не изжит синдром «великодержавности». Не случайно в России гораздо больше, чем в соседних странах (Украине, Белоруссии и Казахстане), сожалеют о распаде Советского Союза (67%). Причем эта ностальгия связана в первую очередь с печальными размышлениями по поводу исчезновения с мировой арены великой страны. Несмотря на определенный рост числа сторонников восстановления Советского Союза (с 20% до 30% по разным опросам), видно, что тоска по нему носит некий умозрительный характер, вызванный, в том числе и пропагандистской волной вокруг празднования 60-летия Победы. Чаще всего эти настроения свойственны представителям низкодоходных групп и старших возрастов, в то время как молодые и обеспеченные не жаждут затратного сверхдержавного статуса. Но даже апологеты СССР осознают, что возврат в прошлое уже не возможен, поэтому для них это скорее тоска по уважению к России со стороны остального мира, по укреплению суверенитета. Итак, россияне продолжают грезить о глобальном статусе и престиже своей страны. Только 7% полагают, что нет необходимости стремиться к таким целям. Основная же масса хотела бы видеть Россию в кругу 10–15 ведущих держав мира (38%) или в роли сверхдержавы (34%), наподобие СССР. Правда, пропуском в этот клуб мировых лидеров служит, по мнению россиян, отнюдь не военная мощь (44%), а эффективная экономика (64%) и высокий уровень жизни (56%). Как видно, россияне отошли от милитаризма советских времен в пользу других моделей. Это проявляется, например, в отношении к ядерному оружию.
Духовно-идеологические аспекты уходят в современном мире на второй план. Так еще 23% опрошенных полагают, что для обретения великодержавности России необходимо возродить культуру и национальный дух, а 19% видят залог величия в соблюдении демократии и прав человека. В последнюю очередь респонденты говорят о неких масштабных геополитических проектах — лидерстве на постсоветском пространстве (14%), способности регулировать международные конфликты (11%), «цивилизационном посредничестве» между Европой и Азией (7%).
Таким образом, по мере укрепления экономики страны растет желание усилить ее вес и на международной арене, компенсировать ту слабость, которая была характерна для страны все последние годы после окончания «холодной войны». Сила эта заключается не в «бряцании оружием», к чему призывают многие представители российской элиты, а скорее в выстраивании сетей взаимодействия — экономического и культурно-идеологич еского, — которые делали бы страну привлекательной и давали гражданам возможность испытывать чувство гордости за Россию.
В целом это вполне вписывается в европейскую традицию, однако опыт Китая и его взаимоотношений с США и остальным миром показывает, что такая концепция работает и в других регионах.
Россияне склонны все же к сотрудничеству с международным сообществом, хотя порой их стратегия напоминает подходы «соседа по коммунальной квартире», некоего «троянского коня» — взаимодействуя, влиять изнутри и попытаться изменить политику того или иного государства или межстранового объединения. Особенно четко это проявилось, например, в отношении НАТО.
В то же время существует и вторая тенденция. Запрос на повышение роли России в мире был связан с динамичным экономическим ростом в начале десятилетия и событиями 11 сентября.
По мнению ряда экспертов, взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне показали населению нашей страны, что Америка отнюдь не всесильна. Неудачи США в Афганистане и Ираке лишь укрепили их в этой мысли. Серия терактов, прогремевших в Европе в последние два года, также убедила большинство опрошенных (58%), что и европейские власти не в состоянии эффективно противостоять этой угрозе и защитить своих граждан от новых атак терроризма.
На этом фоне россияне увидели для себя возможность укрепления собственных позиций. Однако по мере того, как экономический рост, основанный на нефтяной зависимости, выдыхался, а влияние США и ЕС, прежде всего на постсоветском пространстве, увеличивалось, начала происходить переоценка ценностей. Лишь небольшая часть населения надеется на восстановление мощного статуса страны. 41% считают эту задачу невыполнимой в течение ближайших 15–20 лет, и только 13% видят в сегодняшней России великую державу.
Российское общественное мнение и значительная часть элиты, ответственной за формирование настроений масс, по-прежнему живут в реалиях прошлого века. Причем политический класс, похоже, отстает в своих представлениях от быстро меняющегося общества. Действительно, и руководство, и население стремятся обрести затратный великодержавный статус, ориентируясь на былое величие страны. Однако их мнения по поводу средств достижения этой цели разнятся — россияне не склонны сегодня к демонстрации силы или инвестированию в дряхлеющие институты, наподобие ООН, а хотели бы ускоренного экономического роста. И российским лидерам, и населению придется осознать, что в новом веке влиятельность страны зависит не только от ядерного щита, на который расходуется до половины государственного оборонного заказа, от настойчивого желания противостоять чему-либо или возможности поддерживать нефтяную и газовую зависимость других партнеров (будь-то ЕС или СНГ). Подлинное место на международной арене зависит сегодня от способности стать полноправным и предсказуемым участником формирования глобальных правил игры. Для этого не обязательно быть участником всех крупномасштабных геополитических проектов или сверхдержавой — а подобные задачи можно решить и нужно начинать решать на региональном уровне, с выстраивания нормальных отношений с соседями.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
493.29 кб

Сецессия в трактовке великих держав

Суботич М.
Читать PDF
305.69 кб

Индия на пути к статусу Великой державы

Лебедева Н.
«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 10, с. 3-7.
Читать PDF
2.08 мб

Эволюция баланса сил великих держав в XXI веке

Камнева Евгения Игоревна
Правомерно ли говорить об эволюции «баланса сил» в современной системе международных отношений и проекции данного процесса на решения Совета Безопасности ООН, несущего и по сей день ключевую ответственность за обеспечение и поддер
Читать PDF
115.43 кб

Сильный лидер - залог стабильной и Великой державы

Красницкая Анна Викторовна, Клюшкин Егор Алексеевич
В работе проведен анализ влияния личных качеств главы государства на методы реализации государственной политики, на события, происходящие во внутренней и внешней политике, на имидж и положение государства на международной арене
Читать PDF
132.29 кб

Великие державы и внешняя политика: чего ожидать в 2015 году?

Тарик Огузлу
Читать PDF
555.89 кб

Принципы Организации Объединенных Наций и политика великих держав

Дханапала Джаянта
В выступлении раскрываются основные принципы и направления современной международной политики. Особое внимание уделяется роли Организации Объединенных Наций в глобальном развитии.
Читать PDF
133.94 кб

Имперские амбиции как атрибут геополитического поведения великих держав

Комлева Наталья Александровна, Миронов Дмитрий Александрович
Геополитический процесс, так же, как и процесс жизни вообще, тесно связан с феноменом выживания, то есть неотделим от понятия эгоизма и эгоистических интересов, связанных с обеспечением жизнедеятельности.
Читать PDF
423.43 кб

ВАНУАТУ: ОТ КОКОСОВОЙ ВОЙНЫ ДО ЖОНГЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСАМИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ (ЧАСТЬ 2.)

Пале София Евгеньевна
В статье рассматриваются этапы становления южнотихоокеанского государства Вануату до и после обретения независимости.
Читать PDF
336.41 кб

Политика «Великих держав» европейского Союза в Центральной Азии: различия в подходах

Юн Сергей Миронович
Три страны Европейского Союза Германия, Франция и Великобритания проводят активную самостоятельную политику в Центральной Азии.
Читать PDF
322.10 кб

ЯЛТИНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В 1945 г. И ИХ УРОКИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Бабурин Сергей Николаевич
На основе решений Крымской (Ялтинской) конференции руководителей держав Антигитлеровской коалиции 1945 г. рассматривается динамика международного права в 1945–2015 гг., роль международных компромиссов и принципов.
Читать PDF
280.28 кб

Политика «Великих держав» европейского союза в Центральной Азии: общие интересы и цели

Юн Сергей Миронович
Среди стран Европейского союза наиболее активны в Центральной Азии три государства: Германия, Франция и Великобритания.
Читать PDF
256.49 кб

Модификация приоритетной композиции политики великих держав на Большом Ближнем Востоке

Колобов Алексей Олегович, Колобов Олег Алексеевич, Хохлышева Ольга Олеговна
Приводится анализ отдельных аспектов стратегического планирования великих держав, интересы которых присутствуют на Большом Ближнем Востоке.
Читать PDF
118.70 кб

Международные организации во внешней политике России: опыт «Опоздавшей» великой державы

Сагалова Александра Львовна
В статье представлен сравнительный анализ опыта участия пяти великих держав в создании и деятельности универсальных и региональных международных организаций.
Читать PDF
139.66 кб

Анализ позиций «Великих держав» по вопросу реформирования организации Объединенных Наций

Сазонова К. Л.
В статье произведен анализ позиций так называемых «великих держав», являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН и обладающих ядерным оружием, по проблеме реформирования Организации объединенных Наций.