УТОПИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Утопия
букв. «нигде» или «благая земля»; идеальное или совершенное общество.

Источник: Политология (глоссарий по книге)

УТОПИЯ
(греч.) – «страна, которой нет». Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Различаются авторитарные утопии трансцендентности и либеральные утопии имманентности.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

Утопия
(от греч. «u» – нет + «topos» – место) – воображаемый умозрительный проект идеальной организации общества, общественного строя, построенный на основе альтернативной социально-исторической гипотезы.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

УТОПИЯ
греч. u — нет и topos — место) — образ идеального общественного и государственного устройства. Термин происходит от названия книги Т. Мора (1516 г.), в которой описано такое идеальное устройство на фантастическом острове Утопия.

Источник: Новейший политологический словарь

Утопия
«Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» - место. Утопия-место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка. Утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил» (Ленин).

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

УТОПИЯ
от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

Источник: Словарь по политологии

Утопия
Utopie. Utopia (греч. ουτοπος – неместо, место, которого нет). Политические или социальные представления о будущем, они обычно изображают идеальный мировой порядок, прогрессивное человеческое общество либо описывают ужасы и апокалипсис (антиутопия). Позитивная утопия описана Платоном («Государство»), Т. Мором («Утопия»), негативная – О. Хаксли («Прекрасный новый мир»), Дж. Оруэллом («1984»). Утопия может в течение долгого времени служить образцом, ориентиром. См.: История политических учений

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

Утопия
(в дословном переводе с классического греческого «место, которого нет») - идеальные схемы общественного устройства, предложенные мыслителями самых разных эпох и культур. Подвергая вполне обоснованной критике реально существующие эксплуататорские общества, утописты, авторы утопий, создавали модели государств примитивной справедливости и отсутствия всякой личной свободы, предельной регламентации всех сторон общественной и личной жизни (отсутствие семьи, коллективное строго уравненное потребление и т.п.). В новейшей социально-политической науке утвердился как почти общепризнанный взгляд немецкого социолога К. Мангейма, который противопоставил утопию иидеологию.Идеология– «ложное сознание», выражающее, преимущественно, интересы элиты, которая и не стремится к воплощению идеальной модели. Утопия - столь же ложное представление об общественном идеале, но отражающее чаяния низов и, возможно, воплощенное на практике.

Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.

УТОПИЯ
гр. и нет + topos место, букв, место, которого нет) - теория, изображающая идеальный общественный строй, не осуществимый на практике. По мнению К. Маингейма, основная функция У. - функция социальной критики, и этим она отличается от идеологии, выполняющей апологетическую функцию. Прообразом всех утопий является "Государство" Платона. Термин "У." восходит к названию работы английского мыслителя Т. Мора (1516).
Общими чертами всех У. являются критика существующего общественного устройства и изображение политического идеала в подробных описаниях, В У., как правило, отражаются интересы какой-л. социальной группы или класса. В античности и в эпоху Возрождения У. существовала в виде описаний путешествия в какую-то неизвестную страну (Т.Мор, М. М. Щербатов); детального описания вымышленного государства (Т. Кампанелла, А. А. Богданов); политической программы, содержащей невыполнимые для своего времени требования (Дж. Уинстенли);; преображения политического идеала, существовавшего, по мнению его автора,. прошлом (Ф. Бэкон) или привидевшегося во сне (А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский) и т.д. Многие утопические сочинения предлагали решение конкретных политических и социальных проблем, к примеру, трактат Эразма Роттердамского "О вечном мире", "Рассуждение о мире и войне" В. Ф. Малиновского, "Философия общего дела и Н. Ф. Федорова и др.
Особую роль в истории утопических, идей играет утопический социализм Л утопический коммунизм - проекты преобразования общества на социалистических и коммунистических началах, на принципах справедливости, свободы, равенства и братства. Как отмечают специалисты, русский утопизм обладает некоторыми специфическими особенностями, отличающими его от западноевропейского. К их числу относят: религиозный имманентизм - уверенность в возможности божественного совершенства, имманентного миру и человеку; установку на посюстороннее осуществление того, что составляет божественную сущность христианства, утверждение христианского идеала Царства Божьего как всецело земного, созидаемого людьми без Бога; ожидание всеобщего и свободного воплощения идеала на земле; потребность жить "бесконечным" Абсолютом; теургическое беспокойство - стремление непосредственного влияния на жизнь, ход истории и связанная с этим проблема личной ответственности за судьбы мира; надежда исключительно на собственные силы; мессианизм - вера в свою миссию указать людям пути правильного и справедливого жизнеустройства; антрополатрия - оптимистическая вера в человека.
В литературе существуют различные виды типологизации У. В частности, американский философ Л. Мэмфорд предлагает классифицировать У. следующим образом: по социально-классовому признаку - феодальная, крестьянская и т.д.; по содержанию - архитектурная, феминистская и т.д.; по форме - роман, трактат; по способу реализации - преобразование мира, бегство от него.

Источник: Политология: Словарь-справочник

Утопия
(утопия политическая): греч. u - нет, topos - место, которого нет; по другой версии, от ей - благо, topos - место, т.е. благословенная сторона - понятие, обозначающее:
- описание идеального общества, идеального политического строя;
- проект невыполнимых на практике или трудноосуществимых политических, социальных и иных преобразований, необходимых для достижения интеллектуального сконструированного состояния идеального общества, идеального государства.
Утопия характеризуется: универсализмом - претензиями на выражение идеалов и устремлений всего человечеств, тотальностью, т. е. обращением к максимальному количеству аспектов жизни общества и государства, враждебным отношением к существующему социально-политическому порядку, некритичностью к собственным политическим установкам, отказом от анализа реальности и приемлемости предлагаемых политических преобразований. Утопии приобретают особую значимость, когда общество или его отдельные группы находятся в состоянии кризиса. Источники утопии многообразны: мифы, религиозно-этические системы, политические взгляды, нравственные установки.
Впервые термин «утопия» был употреблен английским гуманистом Т. Мором в произведении «Золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове Утопия» (1516), но  у этого жанра долгая история. Утопии, начиная с античности, были тесно связаны с мифами о «золотом веке человечества» или входили в философско-этические доктрины (например, «Государство» Платона, утопии Ксенофана и Плутарха). С эпохи великих географических открытий утопии представлялись еще и виртуальной альтернативной политической реальности, место которой на вновь обнаруженных территориях («Город Солнца» Т. Кампанеллы. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, уже упомянутая «Утопия» Т. Мора).
В ХVII-ХIХ веках утопии возникали как проекты различных политических преобразований, а также как жанр литературы, посвященный общественному, социально-политическому идеалу. В последнем случае шла острая полемика между либерально-буржуазными (Дж. Гаррингтон «Содружество Океания» (1656); Э. Беллами «Взгляд назад» (1888)) и социалистическими утопиями (Ш.Фурье «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829); К.А. Сен-Симон «Новое христианство» (1825))
Исследователи проблематики утопий, и прежде всего, утопий политических, предложили такую типологию: утопии реконструкции с их высокой критичностью по отношению к политической действительности, значительным преобразовательным потенциалом: эскапистские утопии, отличающиеся отсутствием призыва к изменению действительности, пассивным её восприятием ради перенесения основных усилий человека в неполитическую сферу, обоснованные утопии, идеи которых воплотились на практике (например, либеральная утопия XVIII-XIX веков стала сущностью политической практики в XX веке). Утопии ХХ-ХХI веков были в основном сосредоточены на конкретных проблемах (глобального характера) современности: экологические, технологические, техногенные, эпидемий, особенно пандемий, т.е. повальных эпидемических болезней, голода в слаборазвитых странах, губительных для природы и сельского хозяйства пожарах (в России в 2010-2011 годах), наводнений (Европа 2011-2012 годах) и др. (Эскапизм - от англ. - бежать, спастись - стремление личности уйти от реальной политической действительности в мир иллюзий).

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
374.22 кб

Врата грядущего: утопия и реальность

Солопова Ольга Александровна
This paper briefly recalls some of the cognitive functions of metaphors used to sense the future. The focus here is on issues in Russian. The future is obviously a feature of our understanding of time.
Читать PDF
241.66 кб

Исламизированная Европа: новая утопия или реальность конца XXI В. ?

Четверикова Ольга
"Россия XXI", М., 2005 г., № 1, с. 71-92.
Читать PDF
397.20 кб

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 2012 – УТОПИЯ ИЛИ ШАГ НАВСТРЕЧУ ВАЛЮТНОМУ СОЮЗ

Морозов Г. Б., Рахманкулов А. В.
Читать PDF
278.88 кб

РЕАЛИЗМ И УТОПИЯ В ИДЕОЛОГИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

Работяжев Н.В.
Статья посвящена исследованию соотношения утопиче-ских и реалистических компонентов в идеологии европейской социал-демо-кратии. Автор показывает, что на протяжении XX в.
Читать PDF
244.39 кб

ПАНСЛАВИЗМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ? РАЗМЫШЛЯЯ НАД КНИГ

Казаринова Дарья Борисовна
Статья представляет собой рецензию на монографию молодого, но уже широко известного исследователя русской политической мысли, доцента Московского университета Б.А.
Читать PDF
309.83 кб

«Утопия» Ренессанса и «Политический проект» Постмодерна

Фишман Л. Г.
Читать PDF
279.08 кб

Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность?

Покровский Н. Е.
Читать PDF
148.01 кб

\ линия жизни \ Всемирная утопия

Канноне Саша
Читать PDF
283.00 кб

Общество непрерывного образования: утопия или реальность?

Рушанин Владимир Яковлевич
Читать PDF
78.84 кб

Перевод статьи Криса Уилкинсона «Город утопия»

Уилкинсон Крис , Быстрова Татьяна Юрьевна
Предлагаем вниманию читателей программную статью Криса Уилкинсона «Город-утопия» в переводе Быстровой Т. Ю.
Читать PDF
285.31 кб

Музейная утопия академика И. Э. Грабаря: замыслы и реальность

Липеровская Галина Николаевна
Автор анализирует проекты И.Э. Грабаря разных лет по реорганизации музейного дела в России.
Читать PDF
255.97 кб

Современный миф и утопия: предпосылки доверчивого сознания

Ольховиков Константин Михайлович, Ольховикова Светлана Валерьевна
Мифема как элемент трансформационного механизма мифа является достаточным основанием существования современной мифологии.
Читать PDF
10.65 мб

Утопия «Мировой гармонии» в общественном менталитете западно-европейского средневековья и Ренессанса

Александров Леонид Геннадьевич
Статья посвящена идеологеме harmonica mundi, сформировавшейся в латинской ученой культуре христианского средневековья и оказавшей серьезное влияние на мыслителей эпохи Ренессанса.
Читать PDF
244.04 кб

Общество непрерывного образования: утопия или реальность?

Арсениевич Слободан, Аврамович Зорица
Читать PDF
62.85 кб

"Утопия ощущений" во времена культурной революции: об искусстве, публичном пространстве и моральной

Круглова Анна

Похожие термины:

  • УТОПИЯ социально-политическая

    от греч. u не, нет и topos место, т.е. место, которого нет) 1) вид социально-политической фантазии, несбыточная мечта, такие изображения, планы, проекты воображаемого, чаще всего идеального или лучшего, че
  • Утопия политическая

    гр. u не, нет + topos место) – умозрительно сконструированная модель идеального общества и политического устройства.
  • Утопизм

    стиль философствования, отрицающий существующее общественное устройство и противопоставляющий ей некий образ совершенного будущего.
  • УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «Утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейш
  • УТОПИЧЕСКИЙ

    Представляющий собой утопию; не имеющий научного обоснования, нереальный, несбыточный.
  • УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    общественное сознание, которое характеризуется аксиологической, ценностной привлекательностью и абстрактной истинностью, но не может быть реализовано в данной форме. Утопическое сознание бывае