УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 1 определение
УКРУПНЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ
процесс объединения граничащих субъектов Российской Федерации. Необходимость укрупнения российских субъектов Федерации возникла, вероятно, сразу после распада СССР, когда новая российская власть начала выстраивать отношения с регионами.
Тогда и была сформирована федеративная структура нашего государства в ее современном виде. Формирование структуры происходило в спешке, на фоне экономического и политического кризиса, обострения сепаратистских устремлений, в результате чего федеративная модель России оказалась слишком громоздкой и неэффективной.
Построенная на базе старого административного деления СССР, а также с учетом национально-территориального фактора, эта модель почти не учитывает таких важных составляющих эффективной федерации как территориальное соотношение субъектов и, что гораздо важнее, их экономическую неоднородность.
Первым шагом на пути укрупнения субъектов РФ стало образование в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших дополнительным звеном государственно-административного управления. Эти территориальные образования не имеют статуса субъектов, но выполняют контрольные функции и находятся в ведении полномочных представителей президента. Этот шаг укрепил «вертикаль» центральной власти и в итоге показал свою эффективность, укоротив административное расстояние регионов от центра.
Сейчас уже мало кто спорит с тем, что укрупнение субъектов Федерации не просто полезный, но жизненно необходимый процесс. Объединение менее развитых регионов с более развитыми позволяет нивелировать уровень экономического развития регионов и обеспечивать относительно равные условия жизни всем гражданам, независимо от территории проживания.
Уменьшение числа субъектов Федерации — благоприятный фактор не только для укрепления управляемости страны и связи центра и периферии, но и для общего экономического развития. Упрощение федеральной картины, приведение ее к стандартной, типовой схеме взаимоотношений регионов с центром резко уменьшает административные издержки, что приводит к повышению эффективности административного ресурса и влечет улучшение экономического климата как в отдельных субъектах, так и в целом по стране. Так, по расчетам экспертов, обновленный Красноярский край уже к 2015 г. утроит валовой региональный продукт.
Процесс укрупнения субъектов Федерации начался с подписания Президентом РФ В. Путиным в 2004 г. Федерального конституционного закона «Об образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
В 2005 г. депутаты Государственной Думы РФ практически единогласно приняли в первом чтении законопроект о порядке образования в составе России новых субъектов Федерации. Согласно закону предложение об образовании нового субъекта Федерации путем объединения регионов должно направляться президенту высшими должностными лицами заинтересованных регионов. Однако окончательное решение остается за жителями данных регионов, которые должны выразить свою волю на референдуме.
На 1 марта 2008 г. в составе Российской Федерации осталось 83 субъекта. В результате слияния двух регионов: Пермской обл. и Коми-Пермяцкого автономного округа (АО) 1 декабря 2005 г. на карте России появился Пермский край, 1 января 2007 г. — Красноярский край, объединивший 3 субъекта Красноярского края — Таймырскую (ДолганоНенецкую) АО и Эвенкийскую АО, а 1 июля 2007 г. — Камчатский край, образовавшийся из Камчатской обл. и Корякского АО.
1 января 2008 г. по итогам объединительного референдума, который состоялся 16 апреля 2006 г., в состав Иркутской обл. вошел Усть-Ордынский Бурятский АО. А 1 марта 2008 г. по итогам референдума по объединению Читинской обл. и Агинского Бурятского автономного округа, прошедшего 11 марта 2007 г., появился новый субъект РФ — Забайкальский край. Кроме того, планируется, что могут объединиться Ненецкий АО с Архангельской обл., республика Адыгея с Краснодарским краем, Тюменская обл. с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, Республика Алтай и Алтайский край.
Один из самых острых вопросов подобных укрупнений — вопрос слияния административных образований с национальными автономиями, многие из которых крайне болезненно воспринимают идею лишения автономного статуса, видя в нем залог дальнейшей потери национальной идентичности.
Однако опыт первых двух слияний показывает: именно национальные образования (Коми и Эвенкийский округ) более активно поддержали идею укрупнения. Экономическая целесообразность этого шага перевесила соображения о национальной самобытности, которая в новых условиях, наоборот, получила экономическую основу для развития.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Этнические аспекты укрупнения субъектов Российской Федерации на примере Восточно-Сибирского и Северо

Железняков Александр Сергеевич, Литвинова Татьяна Николаевна
Данная статья посвящена процессу укрупнения субъектов Российской Федерации.
Читать PDF
597.66 кб

Укрупнение субъектов Российской федерации в 2003-2008 гг. :сценарии позитивной и негативной интеграц

Ашихмина Я.Г.
Проанализированы сценарии позитивной и негативной региональной интеграции в России в 2003-2008 гг. на примерах слияния в единый субъект РФ многосоставных территорий.