УГРОЗА
Угроза
одно из средств дипломатической борьбы, которое означает высказанное в любой, в том числе скрытой, форме намерение одной стороны нанести физический, материальный, моральный или иной ущерб другой стороне.
Источник: Энергетическая дипломатия. Международная энергетическая безопасность. 2013
Угроза
высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Угроза
потенциальная возможность наступления опасных событий. Случайная У. определяется вероятностью стечения определенных обстоятельств природного характера, преднамеренная У. — человеческим фактором, целенаправленными действиями противника. У. информации может привести к ее уничтожению, утрате целостности, конфиденциальности или доступности. Преднамеренные У. информации — шпионаж и диверсии, несанкционированный доступ к информации и модификация информационных структур (алгоритмов, программ, технических средств), вредоносные программы, побочные электромагнитные излучения. Информационная У. связана с сообщениями. направленными на запугивание и нанесение вреда. У. может быть связана с нарушением защиты, уязвимостью. Напр., У. автоматизированной системе обмена информацией (АСОИ) — возможные воздействия на АСОИ, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб ее безопасности, содержащейся и обрабатываемой информации. У. национальным интересам возникают в процессе взаимодействия субъектов этих интересов— личности, общества, нации, государства— с субъектами интересов других социальных общностей и окружающей средой.
УГРОЗА
это геокультурный феномен, представляющий в превращенной форме правила запрета через объективно и субъективно существующую и осмысленную реальную возможность разрушения общенациональной цели, социального идеала, общенациональных ценностей, важнейших интересов личности, общества и государства, культуры и образа жизни, нарушить неприкосновенность территории страны: 1) непосредственная опасность причинения ущерба, посягательство на охраняемые правом достояние, ценность, интерес; 2) высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной ущерб личности, обществу или государству.Угроза военная, 1) объективное состояние военно-политических отношений, для которого характерна высокая вероятность возникновения войны, развертывания военных действий и нанесение государству и обществу ущерба военным путем, средствами вооруженного насилия; 2) военно-политические заявления, ноты и др. дипломатические акты одного субъекта политики в адрес другого, содержащие предупреждение о готовности прибегнуть к вооруженным средствам борьбы для достижения своих политических, экономических и др. целей. По форме проявления У. в. может быть открытой (напр., ультимативное требование желаемого политического результата при альтернативе вооруженного насилия) или скрытой (гонка вооружений, стремление к безусловному военному превосходству, политическому доминированию). В обоих случаях У. в. возникает в результате преднамеренных действий агрессивных сил и имеет четкую адресную направленность, при которой явно выражены ее источник, субъект и объект, а также причины и цели возможного вооруженного насилия. Международное право в отношениях между государствами осуждает и запрещает угрозу силой или ее применение. Основанием для констатации возникновения или наличия У. в. служат: официальные документы, определяющие внутреннюю и внешнюю политику государства (коалиции); характер и масштаб его военных приготовлений; рост военных ассигнований, увеличение закупок вооружения и военной техники, а также их поставок государствам-союзникам; пропаганда «образа врага»; свертывание или ограничение экономических, политических и культурных связей; мобилизационное развертывание (в том числе скрытое) вооруженных сил; наращивание группировок войск (сил) в пограничном пространстве до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил; вооруженные инциденты и конфликты и др. Систематическая и объективная оценка реального уровня У. в. позволяет военно-политическому руководству государства обоснованно определять временные параметры возможной агрессии, ее масштаб и характер, своевременно принимать необходимые меры по укреплению обороноспособности страны и боеспособности вооруженных сил. Военная доктрина Российской Федерации к главным целям обеспечения военной безопасности государства относит предотвращение, локализацию и нейтрализацию У. в. РФ, а эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации У. в., адекватность реагирования на них — к основным принципам обеспечения ее военной безопасности. После окончания «холодной войны» угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние У. в. Их характер и содержание определяются, с одной стороны, состоянием международной обстановки, наличием очагов международной напряженности, а с другой — активностью внешнеполитического курса миролюбивого государства, поддержанием на достаточном уровне его военного потенциала. Военная доктрина РФ вчисле основных внешних угроз государству называет: территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира; наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего, вблизи Государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников; создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях; расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации; ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств; создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников; нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане; действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, др. потенциально опасных объектов; враждебные, наносящие ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников информационные (информационно-технические, информационнопсихологические) действия; дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах; международный терроризм. К основным внутренним угрозам она относит: попытку насильственного свержения конституционного строя; противоправную деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовку и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовку и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение(оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др. средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованную преступность, терроризм, контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации. Угроза миру, ситуация, которая в каждом конкретном случае дискреционно определяется Советом Безопасности ООН и является основанием для принятия этим органом рекомендаций или решений о том, какие меры в соответствии с гл. VII Устава ООН следует принять для поддержания международного мира и безопасности. В отличие от актов агрессии, примерный перечень которых содержится в Определении агрессии 1974 г., до настоящего времени отсутствуют международные документы, конкретизирующие ситуацию У. м. Угроза экологическая, разрушение среды обитания общества в результате неконтролируемого и непродуманного развития экономики и техники при крайне недостаточном экономическом и технологическом обеспечении мероприятий по защите окружающей среды; непосредственная опасность нарушения устойчивости и надежности экосистем в результате человеческой деятельности и естественных катастроф, что может привести к необратимым изменениям окружающей природной среды.
Источник: Геокультурная энциклопедия