Учение о неравенстве
Учение о неравенстве
Признание различия и неравенства всех форм жизни, биологических и социальных. Как говорил философ Джорджо Локки, разрыв между эгалитаризмом и учением о неравенстве соответствует настоящей войне мировоззрений, которую первым предчувствовал Ницше. Учение о неравенстве нельзя путать с несправедливостью, социальным гнётом или установлением привилегий для какойлибо касты. Это видение мира исходит из того принципа, что люди неравноценны и несравнимы (коллективно и индивидуально), что они неравны от природы как по своим способностям, так и по темпераменту и достоинствам, поэтому решения и мораль не могут быть повсюду одними и теми же. Люди и цивилизации не имеют и не могут иметь одинаковых способностей и не могут быть одинаково уважаемыми. Взгляд на мир с точки зрения учения о неравенстве — основа справедливости и социальной гармонии, потому что это учение уважает органичность жизни. Как говорил Ницше, эгалитаризм, наоборот, можно толковать как «ненависть к жизни», приводящую к тираническим попыткам создать искусственное общество. Хороший пример этого — демократические деспотии XX века. Учение о неравенстве — это признание разнообразия жизни и логики конкуренции, которая господствует во всех её формах, что не ведёт неизбежно к дикости, а наоборот, к порядку, равновесию, справедливости, что прекрасно понимал Спенсер. Не следует ограничивать учение о неравенстве разнообразием (как это делают интеллектуалы-«этноплюралисты», остающиеся в действительности эгалитаристами), а понимать, что неравенство форм жизни включает в себя также понятия превосходства и качества. Справедливо задают вопрос, каковы критерии неравенства и, прежде всего, превосходства (человека или цивилизации)? Богатство? Сила? Власть? Нет, это способность жить долго и выживать — это и есть сама основа господства. (См. «Эгалитаризм»).
Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.