Транспортный комплекс
Транспортный комплекс
В совр. рыночных условиях транспортный комплекс Южного федерального округа имеет важное значение для расширения специализации и кооперирования производства по отраслям и р-онам. Специализация по отраслям (по их предприятиям и объединениям) способствует росту производительности труда и снижению затрат на изготовление продукции. За счет этого в ряде случаев экономически целесообразно расширить зону территориального распределения продукции. Специализация по р-онам вызывается различием их природных и эконом, условий. Она предопределяет увеличение межрайонного и международного грузообмена, к-рый обеспечивается транспортом. При этом транспорт выполняет не только эконом., но и важную интернациональную миссию. Транспорт связывает в единое гос. целое республики, края, области и районы Южного федерального округа. В обеспечении этих связей, а также в более высоких темпах развития транспорта проявляется важное политическое, эконом, и культурное значение транспортной системы, крое способствует обмену передовым опытом в эконом, и соц. областях, в сфере науки и образования, обмену передовыми формами производ., управленческой и обществ, активности. При выборе рациональных способов освоения перевозок, следует возможно более полно и объективно учитывать особенности осн. видов транспорта, принимать во внимание не только стоимостные, но и другие показатели, характеризующие потребительские свойства транспортной продукции. Высокий уровень развития производительных сил, специализация на производстве многих видов грузоемкой продукции (угольная, нефтяная промышленность, сельское хоз-во, химия, промышленность строительных материалов, машиностроение и др.), а также удобное геогр. положение предопределило формирование Южного федерального округа, одного из наиболее развитых рег. транспортных комплексов Росс. Федерации. На долю транспортного комплекса Южного федерального округа приходится приблизительно 15,6% общего объема перевозок и 14,3% грузооборота страны. Относительные объемы перевозок приведены в таблице. Стержнем транспортной сети Южного федерального округа являются железнодорожные магистрали Москва - Ростов - Армавир - Баку и Москва - Ростов - Краснодар - Туапсе - Сочи. После полного освоения ВолгоДонского судоходного канала заметно возросло значение водного транспорта. Во внутр. и внеш. связях большую роль играет морской транспорт. Важнейшими портами на Черном море являются Новороссийск и Туапсе, на Каспийском - Махачкала и Дербент, Азовском - Таганрог и др. Знач. величина добычи и переработки нефти и газа обусловили создание в регионе развитого трубопроводного транспорта - газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов. В горных р-онах Южного федерального округа, а также в восточных степных р-онах осн. вид транспорта - автомобильный. Наиболее развита сеть автомобильных дорог в р-онах Прикубанья, Черноморского побережья и предгорий Кавказа. Протяжение автомобильных дорог общего пользования составляет знач. часть, а 89,9% дорог общего пользования Южного федерального округа имеют твердое покрытие, в том числе общего пользования - 56,8% протяжения с усовершенствованным покрытием. Широкое развитие получил воздушный транспорт. Практически все основные города Южного федерального округа связаны регулярным воздушным сообщением с другими городами России и зарубежья. Важное место в транспортном комплексе Южного федерального округа занимает морской и трубопроводный транспорт, однако эти виды транспорта в большей мере ориентированы не на нужды хозяйства региона, а на обеспечение общегос. потребностей. Так, в структуре перевозок морского транспорта преобладают загранперевозки, на к-рые приходится почти 70 % общего объема перевозок грузов. Сопоставление структуры объема перевозок региона с аналогичными показателями по стране свидетельствует о более рациональной структуре транспортного комплекса Южного федерального округа и равномерном распределении транспортной работы между видами транспорта. Это является следствием благоприятных местных условий развития речного транспорта (география водных путей, серединное положение региона, природно-климатические условия) и сравнительно высокого уровня развития автодорожной сети. Наибольший удельный вес в общем объеме грузовых перевозок региона занимает автомобильный транспорт (63,5%). На долю железнодорожного транспорта приходится 26,7% общего объема грузовых перевозок, речного - 2,8%, трубопроводного - 2,5%, морского - 4,5%. В межр-онных перевозках преобладающая роль принадлежит железнодорожному транспорту (ввоз 95,5%, вывоз 97,5%). Речной транспорт обеспечивает 4,5% внешних связей по вывозу продукции и 2,5% по ввозу. Внутрир-онные перевозки преимущественно обеспечиваются автомобильным транспортом (64,1 %). На долю железных дорог приходится 24,84%, а всех остальных видов транспорта вместе взятых лишь 11,06%. Общая целевая направленность долговременного развития транспортного комплекса Южного федерального округа на перспективу определяется необходимостью создания высокоэффективной сбалансированной транспортной системы, обеспечивающей полное количественное и качественное удовлетворение спроса населения и народного хозяйства Южного федерального округа в перевозках.
Источник: Политический менеджмент. Российская академия правосудия. 2012 г.