открытость процессов, протекающих в политической сфере, которая основана на возможности граждан получать информацию о целях деятельности государственной власти, о путях осуществления политических задач. Родоначальником института Т.П. в правовом отношении считается Швеция, где в 1766 г. был принят Закон о свободе изданий. С середины XX века законы об открытости публичных документов, о свободном доступе к информации, о гласности в административном управлении и т.п. принимаются во множестве западных стран (Финляндия, Дания, Норвегия, Франция, Канада, Австралия и др.). Важно отметить при этом, что со временем Т.П. становится неотъемлемой частью жизни даже тех государств, в которых бюрократический аппарат всегда обладал широкими управленческими правами и имел возможность оставаться неподконтрольным обществу. Так, в 2001 г. Япония стала 14-м государством мира, где принцип Т. административно-государственного управления, открытости его для широкого контроля со стороны общества закреплен в качестве правовой нормы Законом об опубликовании информации, принадлежащей административным органам. С одной стороны, Т.П. может рассматриваться как следствие определенного политического режима, поскольку степень Т.П. напрямую зависит от типа политической системы: авторитарные принципы управления предполагают минимальную степень открытости процессов, связанных с управлением государством, демократические режимы, подразумевающие участие граждан в политике, их влияние на политический процесс, утверждают необходимость Т.П. С другой стороны, Т.П. представляет собой характеристику, определяющую наличие или отсутствие демократии в той или иной стране. Открытость или закрытость политических процессов характеризует уровень демократизации общества.
К.Ю. Аласания
70.49 кб
Политическое в транспарентности социальных сред
В статье предлагается средовая интерпретация динамической концепции политики как соединения частного в интересах общего. Дается характеристика социально-политических сред и пространственных областей.