ТРАНСФОРМАЦИЯ
Трансформация
(transformation, Трансформация) - преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо.
Трансформация
(от позднелат. transformatio – превращение) – один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Данная точка зрения не согласуется с преобладающей нормативной практикой многих стран, базирующейся на признании основных принципов международного права и норм ратифицированных международных договоров в качестве составной части внутригосударственных правовых систем, как это установлено, в частности, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, другими законодательными актами РФ, которые исходят из возможности прямого (без какой-либо трансформации) действия конвенционных норм в отношении субъектов российского права.
ТРАНСФОРМАЦИЯ
(лат. transformatio – изменение) – один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Проблема Т. вызвана к жизни тем, что международное право и различные системы национального права существуют самостоятельно, хотя и взаимосвязаны. Они различаются по субъектам и предмету правоотношений, по методам нормообразования. Сама по себе норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов. Вместе с тем субъекты международного права обеспечивают на практике реализацию своих прав и соблюдение имеющихся у них обязанностей через действия своих национальных субъектов (официальные органы, физические и юридические лица). Последние не всегда способны подчиняться непосредственно нормам международного права и руководствуются национальным законодательством. Таким образом, чтобы обеспечить реализацию международно‑правовых норм, субъекты международного права должны принимать законодательные меры для приведения своих национальных норм в соответствие с международно‑правовыми. Нередки случаи, когда уже действующее национальное законодательство обеспечивает совершение его субъектами всех действий, которые и составляют в совокупности соблюдение субъектом международного права международно‑правовой нормы. Т. может осуществляться путем издания в государстве специального закона либо путем законодательного провозглашения действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц соблюдать его предписания. Существует точка зрения, согласно которой акт ратификации или одобрения государством международного договора равнозначен его превращению в составную часть национального законодательства.
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
ТРАНСФОРМАЦИЯ
от позднелат. transformatio — превращение)— совокупность экономических, социальных, политических процессов, приводящих в конечном итоге к новому качеству социальной системы. 8 политологии термином «Т.» (синоним — модернизация) обозначается процесс перехода от тоталитаризма, авторитаризма к демократии, который включает в себя проводимые экономические и политические реформы. Исторический опыт показывает, что успех Т. возможен только в случае одновременной реализации экономических и политических реформ. Все попытки реформировать экономику без надлежащих изменений в политической сфере, предпринятые.в ряде стран Восточной Европы в 60—70-е гг., окончились неудачно. Консервативная политическая система либо открыто торпедировала радикальные экономические реформы, либо так их деформировала, что они утрачивали свой первоначальный смысл. В Китае в 80-х гг. попытки реформировать одну экономику без серьезных изменений в политической системе привели к тому, что появившиеся, на основе многообразия форм собственности, новые социальные группы со своими специфическими интересами стали требовать своего включения в политическую жизнь. Сопротивление, оказываемое высшими органами власти, в конечном итоге, привело к острым социальным конфликтам. Попытки ограничиться одними политическими реформами, также не приводят к позитивным результатам. Яркий тому пример — Польша 80-х гг., где политические сдвиги вызвали взрыв общественных ожиданий, которые государственная экономика удовлетворить не могла. Непрекращавшиеся в эти гг. социальные конфликты, нараставшая социальная напряженность в Польше — яркий пример того, к чему ведут политические реформы, оторванные от реформ экономических К началу 90-х гг. большинство стран Восточной Европы подошло к пониманию того, что необходимо проведение комплексных, одновременных экономических и политических реформ. В области политической — содержанием реформ выступило формирование профессиональных парламентов, отражающих появляющийся в обществе плюрализм, создание реальной многопартийности, построение правового государства. В области экономической — создание рыночной экономики, достижение экономической свободы. Реформа системы власти в период Т. основывается на формировании и развитии гражданского общества, в основе которого лежит экономическая свобода. Однако для возникновения и развития гражданского общества государство должно предоставить гражданам необходимый минимум свобод. Именно Поэтому, амер. политолог Хантингтон выдвигает и обосновывает положение, согласно которому, переход от тоталитаризма к демократии редко начинается с широких народных движений, а как правило, является результатом деятельности элит, заинтересованных в продолжении срока своего господства, сохранении политической стабильности. Т. о., начало перехода от тоталитаризма или авторитаризма к демократии — это реформы «сверху». С развитием этих реформ дальнейший ход событий становится возможным по одному из трех путей: эволюционному (постепенная Т. властных структур по направлению к демократии); революционному («замена» или крах старого режима); военному завоеванию. Первый путь проделала Испания, второй — Португалия, третий — Германия. Общим для всех трех стран было принятие новой демократической конституции в начале пути к демократии. Возникающие в процессе перехода от тоталитаризма к демократии социальные конфликты решаются на основе поиска национального согласия между основными политическими силами и партиями, которое затем передается государственным политическим институтам и перерастает в политическую стабильность. Переход от тоталитаризма к демократии связан с формированием новых, прореформистски настроенных элит и их приходом к власти. В странах Средиземноморья (Испания, Греция, Португалия) такие элиты сформировались достаточно быстро. Борьба новых и старых элит определяла содержание политического процесса в этих странах в период трансформации. В ряде стран Восточной Европы этап формирования новой политической элиты начался с момента прихода к власти демократически настроенной интеллигенции. В силу отсутствия развитых институтов гражданского общества новые органы власти рискуют остаться такими же бесконтрольными, как и старые. Именно поэтому необходим поиск и создание таких институтов, которые могли бы стать «противовесом» государству, его своеобразным «контролером». Таким институтом могут быть широкие народные движения типа «Солидарности» в Польше, «Гражданского форума» в Чехословакии, «Союза демократических сил» в Болгарии. Новые органы власти в переходный период сталкиваются с рядом довольно трудных задач: как преодолеть разрыв между теоретической частью реформ и психологической готовностью масс к ним? как осуществить необходимые, но непопулярные экономические меры (напр., приватизация собственности ведет к безработице, либерализация цен — к росту стоимости жизни и т. п.)? какова социальная цена реформ? как свести к минимуму социальные конфликты, обостряющиеся в период реформ? Советский политолог А. Мигранян считает, что решение этих сложнейших вопросов возможно только с помощью авторитарных методов руководства, а сам переход от тоталитаризма к демократии достижим только через переходный период «просвещенного» авторитаризма.
Литература: Старостина Е. В. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии в современной буржуазной политологии // Современный капитализм: критический анализ современных буржуазных концепций. М., 1988; Мигранян А. Долгий путь к европейскому дому // Новый мир, 1 989, № 7; Шевцова Л. Ф. На пути реформ // Общественные науки, 1990, № 1; Шевцова Л. Ф. Восточная Европа: «момент истины» еще впереди // Политические исследования, 1991, № 1.
Литература: Старостина Е. В. Проблемы перехода от авторитаризма к демократии в современной буржуазной политологии // Современный капитализм: критический анализ современных буржуазных концепций. М., 1988; Мигранян А. Долгий путь к европейскому дому // Новый мир, 1 989, № 7; Шевцова Л. Ф. На пути реформ // Общественные науки, 1990, № 1; Шевцова Л. Ф. Восточная Европа: «момент истины» еще впереди // Политические исследования, 1991, № 1.
Источник: Толковый политический словарь