ТОТАЛИТАРИЗМ
Источник: Политический глоссарий conflicts.org
Источник: Краткий терминологический словарь по дисциплине политология
Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP
Источник: Методические указания по политологии
Источник: Политология (глоссарий по книге)
Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
Источник: Политическая география и геополитика. Учебно-методическое пособие
Источник: Политико-терминологический словарь
Источник: Глоссарий Восточного партнерства и отношений ЕС-Россия.
Источник: Сводный словарь по политологии
1) одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.);
2) направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии;
3) государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Источник: Словарь патриота Отечества. 2019 г.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
Одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества (фашистские и коммунистические режимы). Авторитарно-диктаторские политические системы, мобилизующие массы к борьбе за официально провозглашенные идеалы. Гитлеризм направил энергию масс на возрождении Великой Германии и против евреев. Сталинизм и маоизм звали массы на борьбу с эксплуататорским классом. Для современной России, утративший мощь сверхдержавы, характерна «катастрофичность сознания», типичная для немцев после поражения в Первой мировой войне. Произошел крен от неолиберального романтизма к усилению русского национализма, создающего предпосылки для возрождения тоталитаризма.
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
- полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще.
Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия.
В период "Холодной войны", накануне и после свержения Советской власти термин "тоталитаризм" использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам народной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись "демократическому" "свободному" обществу в капиталистических странах.
Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь
С другой стороны под тоталитаризмом можно понимать систему управления военизированного, мобилизационного типа с приоритетом национальных интересов. Основная цель тоталитарного государства — защита своих национальных интересов от внешней агрессии мировой либеральной демократии и транснациональной олигархии, а также противодействием предателям внутри страны. Тоталитарные режимы нельзя путать с государствами диктатуры демократического правительства, в котором основным противником государства является собственный ограбленный народ, а международная олигархия — союзник и настоящий хозяин экономики. В тоталитарных государствах укрепляется армия, в государствах диктатуры демократического правительства укрепляется репрессивно-полицейский аппарат .
См. также: антифашизм, диктатор, диссидент, Запад, консенсус, парламент, реформа школьного образования, элита.
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
При тоталитарной политической системе государство контролирует все аспекты политической, социальной, культурной и экономической жизни своих граждан. Государством руководит правящая элита, чья власть основана на идеологическом контроле над массами, подкрепленном репрессивными действиями. В таких обществах гражданские свободы, права человека и возможность граждан участвовать в принятии решений очень ограничены либо отсутствуют вообще. Термин «авторитарный» используется в отношении государств, также управляемых элитой, обладающей значительной властью, которая, впрочем, не всегда распространяется на все сферы общественной жизни, как это имеет место при тоталитаризме.
Господствующая в тоталитарных обществах идеология может быть самой разной. Марксизм-ленинизм безраздельно господствовал в бывшем СССР, где жизнь полностью контролировалась Коммунистической партией Советского Союза. Доверенные члены партии осуществляли контроль над такими институтами общества, как профсоюзы, средства массовой информации и армия, а также над обеспечиваемыми государством услугами, например образованием, В других тоталитарных режимах господствующей идеологией может быть фашизм, при котором допускается существование только одной партии, а представительные институты, например избранные в результате прямых выборов органы законодательной власти, обычно отсутствуют.
Тоталитарные режимы могут опираться и на религиозную идеологию. В качестве примера можно привести Иран и пребывающие под властью «Талибана» районы Афганистана, где насаждаются законы шариата, исламские религиозные лидеры занимают высокие политические посты, а политические партии действуют в рамках постулатов Корана и предписаний шариата. Отличительной чертой теократического правления является нетерпимость к воззрениям, идущим вразрез с доминирующим религиозным течением.
Тоталитарные режимы отличны от олигархических. Олигархия представляет собой политическую систему, при которой власть принадлежит небольшой группе людей, не столько пытающихся реализовать на практике некую политическую идеологию, сколько преследующих собственные интересы.
Интересы эти могут иметь экономический характер, а могут выражаться в стремлении обладать властью.
См. также статьи «Гражданские права», «Коммунизм», «Марксизм-ленинизм», «Права человека», «Третий мир», «Фашизм».
Источник: 101 ключевая идея политика
Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт "Истоки тоталитаризма" (1951), Р. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология, отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью.
Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.
Т. - это "реакция" общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения "массового производства" и "массового человека" особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20- 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма ("марксизм-ленинизм", "национал-социализм").
Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов.
Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй - в коммунистических странах.
Источник: Политология: Словарь-справочник
Источник: Новейший политологический словарь
Литература: Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990; Хайек Ф. А. Дорога к рабству // Вопросы философии, 1990, № 10—12; Арендт X. Вирус тоталитаризма // Новое время, 1991, № 11.
Источник: Толковый политический словарь
До XX века никогда ранее в мировой истории не было государственного правления с признаками тоталитарных режимов. Об этом заявлял еще основатель итальянского фашизма Бенито Муссолини (1883-1945). При тоталитарном режиме создастся политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого определенной олигархической группировкой (Гитлер. Муссолини, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др.). Для обеспечения господства государства во главе с вождем над обществом используется целый комплекс мер и средств, где главные компоненты - непререкаемость одной, «единственно правильной» идеологии, все люди превращаются в «винтики» огромного всеобъемлющего политического механизма, невиданных размеров достигает милитаризация страны, готовятся и осуществляются планы внешней агрессии, экспансии территории других государств, во всех областях и сферах общественной жизни - в политике, национально-этнических отношениях, в культуре, искусстве, в морально-нравственной сферах используется (насаждается) насилие, искажается вся предшествующая история страны, особенно демократический период ее развития, активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия, в силу чего на определенной стадии своего формирования тоталитарному режиму удается создать для себя достаточно массовую социальную опору. Наличие массовой, всенародной поддержки режима нередко доказывается с помощью плебисцитов и референдумов, перед которыми широко применяются популистские лозунги.
Изучение основных глубинных основ тоталитаризма посвятили свои труды многие известные исследователи, среди которых Ханна Арендт и Карл Поппер. Ханна Аренд! (1906-1975) - немецко-американский политический философ и социолог, один из самых оригинальных и глубоких политических мыслителей в политической истории XX века. автор знаменитых работ, среди которых: «Истоки тоталитаризма» (1951); «Положение человека» (1958); «Между прошлым и будущим: восемь упражнений в политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «О насилии» (1970); «Кризисы республики» (1972) и др. В своих исследованиях она ориентировалась на западноевропейскую научную традицию, в том числе лекционный курс К.Ясперса, лекции М. Хайдеггера, политическая философия которых о политической свободе и демократическом человеческом обществе значительно повлияли на её взгляды в оценке тоталитаризма как специфического явления социально-политического порядка как «бремени современности» (выражение самой Ханны Арендт).
Другой, упомянутый выше ученый, исследователь тоталитаризма как особого политического явления. - Карл Поппер (1902-1994) – австро-британский политический философ и методолог науки, известный своей концепцией открытого общества и бескомпромиссной критикой тоталитаризма, автор многих работ, среди которых: «Логика научного открытия» (1934); «Открытое общество и его враги» (1945); «Нищета историцизма» (1945); «Предположения и опровержения» (1963); «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972); «Личность и её мозг» (1977) и др. В названных работах он анализирует тоталитаризм с позиций критического реализма. По мнению К. Поппера, только открытое общество с развитыми демократическими нормами, гуманными политическими принципами жизни способно поставить надежный заслон любым тоталитарным тенденциям еще на стадии их раннего зарождения и тем самым исключить любую возможность их дальнейшего развития.
Анализ тоталитаризма был бы не полным, если не отметить вклада в его научный анализ Карла Фридриха (1901-1984) и Збигнева Бжезинского (род. 1928), которые выделили основные признаки тоталитаризма: тотальная идеология, однопартийная система, монополия на средства массовой информации, система террористического полицейского контроля, монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия, контроль над экономикой. Позднее К.Фридрих сформулировал последний пункт как «монополия на все организации, включая экономические» и добавил к данному перечню признаков территориальную экспансию. По замечанию американскою политического философа Эрика Хоффера (1902-1983), при наличии тоталитарного режима «массовые движения могут возникать и распространяться без веры в Бога, но никогда без веры в дьявола»: тоталитаризм всегда порождает таких политических руководителей как Муссолини, Гитлер и др. известных истории насильников и палачей.
Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013
В научный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д.
Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство. Но за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии.
Во второй половине 40-х годов началась "холодная война". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Западом и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры.
Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия",1956), Р.Арона ("Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология; 2. одна партия; 3.террористическая тайная полиция; 4.монополия на средства массовой информации; 5. централизованная экономика.
Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Если в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы - принуждение людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарата контроля, в недопущении широких масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы всеми, а не только избранными функции управления и контроля. Люди воспринимают это как "самопринуждение" ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народа, выполняющие его волю. А культ тирана, свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа.
При тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс, но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле.
В условиях тоталитаризма люди уверены, что они "сами творят свою историю", сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии.
Таким образом, главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное отчуждение человека от власти.
Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется путем разрушения органических связей, отчуждения людей от собственности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного человека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей.
Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитарной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению.
Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное насилие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуляторов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого
отдельного человека.
Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом. Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни.
Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.
Источник: Словарь по политологии
Новая полоса расширяющегося употребления понятия "тоталитаризм", а также производного "тоталитарный" начинается после Второй мировой войны, в условиях "холодной войны" между Западом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза, а позже маоистского Китая, Кампучии "красных кхмеров". В большой степени этому способствовали книги Х.Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951 г.) и К.Фридриха и З.Бжезинсного "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.), содержавшие как социологическую, так и политологическую характеристику рассматриваемого явления.
Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы.
Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей (идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Вместе с тем идеократический характер тоталитарного режима связан с его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводит не только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслия внутри правящей политической организации.
Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.
В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственнопартийным структурам?
В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится у себя caмого, а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество, отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален.
В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны здесь различия также на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем.
Хотя перечисленные черты отнюдь не исчерпывают всех признаков тоталитаризма, они все же позволяют уловить наиболее существенное в этой антигуманной системе. Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других - другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. Стремление обеспечить режиму большую выживаемость ведет к ослаблению контроля в тех или иных сферах, что создает условия для возникновения "очагов сопротивления" тоталитаризму. А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или низвержения тоталитаризма.
Слово "тоталитаризм" стало применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов.
При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху, и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпели изменения... Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, что уже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин.
Тоталитаризму можно дать следующее определение, с которым, пожалуй, согласятся все, кто о нем пишет: тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни в соответствии с установленными нормами. По существу это сводится к распространению бюрократических принципов организации, принятия решений и контроля на все области человеческой жизни. Здесь конечно, предполагается существование господствующей элиты или иерархии, достаточно могущественной, чтобы провести подобную перестройку всего общества...
...Во всех бюрократических системах основные цели предопределены. Цели устанавливаются теми, кто принимает окончательные решения. Конечно, цели могут быть изменены, и бывают случаи, когда руководители под влиянием острого кризиса или быстрых изменений в обществе оказываются вынужденными решать этот вопрос. И все же бюрократии всех типов в основном исходят из той предпосылки, что глубокое, всестороннее обсуждение целей и интересов излишне и вредно. Именно в этом смысле можно сказать, что бюрократии означают отмирание политики. Однако бюрократии не удается вовсе устранить политику, поскольку люди, как отдельные индивидуумы, так и их сообщества, слишком автономны, а цели самих иерархов слишком противоречивы. Таким образом, идеально функционирующая бюрократия - это мираж. Отсюда проистекают хронические трения между официальными и неофициальными организациями, постоянное несоответствие между постановлениями и их исполнением, между планами и реальной действительностью. Сложность человеческой деятельности ограничивает и делает тщетными все бюрократические законы. Поэтому исследователи "тоталитаризма" вынуждены отмечать, что он никогда не встречается в чистом виде, а всегда является либо целью, либо тенденцией...
Те, кто осуждает СССР как абсолютно антигуманную форму правления, часто не видят жестокостей своего собственного политического строя, подобно тому как советские специалисты по общественным отношениям не признают никаких обвинений по адресу их режима. И те, и другие фарисейски утверждают - либо открыто, либо завуалированно - что их система близка к совершенству.
Правильнее было бы построить систему ценностей, а затем посмотреть, насколько разные политические системы, включая советскую, соответствуют ей. Такой комплекс критериев должен включать в себя максимально возможное число норм, касающихся свободы, равенства и уважения человеческой личности. Каждый человек мог бы сгруппировать эти нормы в систему мер - создать, так сказать, свою личную утопию - и прикладывать эти меры к различным политическим режимам. Вполне вероятно, что при такой оценке ни один из режимов ни по одному из критериев нельзя будет оценить как лучший.
Другим критерием оценки существующих систем являются интересы и цели тех, кто в них живет и действует. При этом необходимо помнить, что цели могут изменяться и что различные группы в обществе могут иметь противоречивые интересы и взгляды... Следует поинтересоваться, насколько хорошей или ненавистной оказывается система, если оценивать ее с точки зрения надежд и чаяний, нужд и опасений рабочих, крестьян и многих других групп, включая самих лидеров правящих партий и привилегированные группы населения.