ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Толерантность
терпимость по отношению к инакомыслию, одна из базовых ценностей демократии.

Источник: Международное право. Словарь справочник 2017 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпимость к другому мнению, образу жизни, признание за другими права быть иными.

Источник: Краткий глоссарий политологических терминов проекта IIMP

Толерантность
1) терпимость, снисходительность к чему - либо; 2) принцип политического плюрализма.

Источник: Политико-терминологический словарь

Толерантность
лат. toierantia терпение) – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; одна из базовых ценностей демократии.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
лат.— терпение) — терпимое отношение к «чужому» образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям.

Источник: Новейший политологический словарь

Толерантность
Терпимое, лояльное отношение к «чужому» образу жизни, поведению, верованиям, традициям, ценностям, идеалам, политическим вкусам и позициям. Происходит от лат. tolerantia – терпение.

Источник: Политология. Глоссарий. Национальный МСУ Горный. СПб 2015

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае если эти силы находятся у власти, Т. проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции.

Источник: Политический глоссарий conflicts.org

Толерантность
(от лат. «tolerantia» – терпение) – терпимость к любым культурным, религиозным, эстетическим, социальным, политическим, сексуальным отклонениям и меньшинствам; либерально-демократическая доктрина, отрицающая единственность Истины и вытекающая из концепции «основных прав человека», признающей часть выше целого; индивида выше общества, социума; интересы меньшинства выше интересов большинства.

Источник: Мировая политика и международные отношения.

Толерантность
англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение)
1) позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах. В случае если эти силы находятся у власти, проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции;
2) терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению (как основа идеологии политкорректности в либерально-демократическом движении).

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
лат. toleranfia терпение) - терпимость к чужому образу жизни и мысли, поведению и чувствам, идеям и ценностям. Принцип Т. начал утверждаться в качестве общезначимой нормы человеческого общения в Новое время, однако этот процесс до сих пор идет очень противоречиво из-за крайней поляризации интересов и ценностей отдельных индивидов и социальных групп.
В политической сфере Т. выражается в максимально возможном допущении деятельности оппозиции, ограниченной только рамками закона. Является одним из важнейших принципов существования демократического общества.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.
Т. - важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства, подлинной демократии и гуманизма, идеологического и политического плюрализма. В политике Т., в частности, означает допущение и терпимое отношение к оппозиции Т. - необходимое условие решения социально- политических и идеологических проблем не на путях обострения различных противоречий, бескомпромиссности, а на путях взаимного учета и согласования интересов, терпеливых переговоров, нахождения компромиссов и т.д. Вместе с тем Т. было бы неправильно понимать как беспринципность, соглашательство с любыми силами, непротивление злу, терпимость к вседозволенности, в том числе и к антиконституционным, незаконным действиям.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(от лат. tolerantia — терпение) — способность общества уважать нравственные, правовые, политические проявления представителей других культур, существующих в данном обществе. Изначально Т. трактовалась как пассивное терпение, впоследствии к данному значению Т. добавляется понимание Т. как позволения и сдержанности. Начиная с XVI в. с Т. связывается вопрос об уступках в сфере религиозной свободы, а именно — разрешение со стороны государства и официальной церкви отправления иных религиозных культов. Веротерпимость является исторически первой и доминирующей формой проявления Т. В XVII–XVIII вв. понятие Т. обретает новые смысловые оттенки. Т., с одной стороны, связывается с искренностью убеждений, необходимой для свободного и добровольного вступления в общину верующих. С другой стороны, в этот период Т. начинает осмысливаться не только как религиозная, но социально-политическая категория. В работах М. Монтеня, Д. Локка, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо Т. помещается в контекст проблем, связанных с организацией стабильного правового государства, когда уважение к свободе совести и правам человека оказываются в фокусе внимания политических мыслителей и философов. Традиционно считается, что понятие Т. вошло в лексикон политической науки благодаря мыслителям эпохи Просвещения. Сегодня в самом широком смысле понятие Т. связывают с принятием многообразия культур, существующих в современном мире. Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, под Т. следует понимать не только моральный долг, но и политическую, и правовую потребность. Вместе с тем Т. не следует воспринимать как уступки или снисхождение, но как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. На государственном уровне Т. подразумевает создание беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Т. также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации.
К.Ю. Аласания

Источник: Политический словарь нашего времени.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
англ., фр. tolerance - терпимость от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства.
Низкий уровень толерантности характерен для традиционного общества. Его основной принцип "делай, как делали все и всегда" позволяет осуществлять организацию только тогда, когда общественное мнение, а также индивидуальная, корпоративная и политическая реакции заставляют людей действовать на основе ритуала. Динамичность интересов, которые могут вмещаться в позитивную часть политического пространства, подрывает основу традиционности. Неукоснительное следование социальной схеме называется ригоризмом. Переход от традиционного общества к открытому можно интерпретировать как противоборство ригоризма и нетерпимости с толерантной мировоззренческой ориентацией. В политике возможность для толерантности создает появление оппозиционности, которая становится легальной.
Развитие демократии в Европе приводит к укоренению толерантности и институционализации этого феномена политической культуры в политическую практику середине XX в. В развитых странах Запада появилась возможность для равноправного взаимодействия ряда политических сил в рамках целостной политической системы. Этот процесс был значительно продвинут тем воздействием, которое оказали на демократию тоталитарные режимы.
Чрезмерная идеологизация исключает толерантность из политических отношений. В СССР, других социалистических странах, в странах с диктаторскими, фашистскими и другими подобными режимами, т. е. в условиях тоталитарных политических систем, толерантность отсутствовала. Основным принципом политической культуры в этих условиях выступала политическая нетерпимость к политическому инакомыслию. Так, в СССР практически любая политическая позиция, отличная от официальной, могла квалифицироватся как антисоветская. Политико-государственная система подвергала наказанию людей, ориентированных диссидентски, самым безжалостным образом, вплоть до политического террора и смертной казни.
Толерантность может быть формальной, содержательной, абстрактной, реальной и т.д. Естественное основание явление толерантности обретает в политическом плюрализме. Практика индивидуализации политической ориентации и свободная деятельность в границах закона - условие, которое толерантность превращает в элемент повседневной коммуникативной практики в политике и в иных социальных сферах.

Источник: Словарь по политологии

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
лат. tolerantia — терпение) в либерально-демократическом, насквозь пропитанным идеологией политкорректности, под толерантностью понимается терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Однако на самом деле под словом толерантность сегодняшняя власть и ее подпевалы подразумевает пропаганду терпимости коренных народов России к разрастанию этнической преступности (террор мирных жителей, торговля наркотиками, работорговля, грабежи, изнасилования и т. д.), завоеванию иммигрантами всех жизненно-важных сфер, в том числе вытеснению с законных земельных территорий. Этот тайный смыл помогает понять исконное значение слова, которое пришло из медицины. В этой области знания под толерантностью понимается такое иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей. Таким образом при распространении смысла на общество, как организм более высокого порядка, видно, что это — отсутствие способности общества противостоять внедрению вражеских идеологий .
Отличным лекарством от толерантности общества является национализм. То, что рост этой идеологии неизбежен, показывают последние события, когда власть начинает бороться с фантомом «русского фашизма», не позволяя Русским объединяться по национальному признаку. Такое поведение, по всей видимости, является знаком обострения всех этих болезней современного общества — либеральной демократии, толерантности и т. д. При этом происходит именно обострение, т. е. кризис, который всегда предшествует выздоровлению. Уместность именно такого использования слова «обострение» подтвердит большинство граждан России. Именно «обострение демократии» в России наблюдается последние 15 — 20 лет. А в последние годы еще добавилось «обострение толерантности». Это именно обострение болезни, с соответствующим комплексом симптомов: геноцидом коренного населения, вывозом из страны материальных ценностей, уничтожением армии (см. армейская реформа), захватом власти и средств массовой информации лицами некоренных национальностей и т. д. Налицо упадок государства, то есть его болезнь. Национализм же, напротив, есть здоровая защитная реакция общества, ответ его иммунной системы на болезнь, так как национализм противостоит упадку и разрушению. Именно националисты выступают против «болезни государства», ставя своей целью его возрождение, включая увеличение рождаемости коренного населения, восстановление обороноспособности, конфискацию награбленного и т. д. Нынешняя же власть считает, по-видимому, наоборот — возрождение России является болезнью. Поэтому она и проводит последние 15 лет интенсивную терапию России «демократией» и «толерантностью», и, к сожалению, надо констатировать, что такое «лечение» уже достигло определенных успехов.

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
может быть определена как терпимость, как состояние четкой ориентации на диалог и компромисс в ситуации корректного уважения к разным особенностям его участников; к различным чертам в убеждениях верования другого человека в свои цели, идеалы и ценности; к другим способам удовлетворения своих потребностей; к другим нормам, традициям и образу жизни людей, семей, социальных групп, народностей, представителей других конфессий. Это принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. В качестве международно-правового принципа она закреплена в Уставе ООН, в котором Объединенные Нации взяли на себя обязательство «проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается необходимость «содействовать взаимопониманию, терпимости, и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами». В утвержденной ЮНЕСКО Декларации принципов толерантности Т. характеризуется как понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. Т. необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. Ее утверждение на государственномуровне требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных, и административных норм, а также предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В Российской Федерации осуществлялась Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ № 629 от 25 августа 2001. Целью Программы являлось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Ее реализация была призвана обеспечить возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социально-политической напряженности. 19 ноября 2004 Правительство РФ приняло Постановление № 665 о завершении реализации этой программы. По решению ЮНЕСКО 16 ноября ежегодно отмечается как день, посвященный Т. Лит.: Декларация принципов толерантности: Утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Толерантность и агрессивность в истории и современности: Материалы круглого стола, Иваново, 25 июня 2002 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002. 109 с.; Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. М., 1997. № 11. С. 46—54; Толерантность / Под ред. М.Б. Хомякова. Екатеринбург, 2000; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; Публичная сфера и культура толерантности. М., 2002.

Источник: Геокультурная энциклопедия

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.
Принцип толерантности часто возводят к Вольтеру, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их».
Сам термин «толерантность» был введен в 1953 г. биологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма (ослабления иммунологического ответа организма на данный антиген при сохранении его иммунореактивности ко всем прочим антигенам).
В 1950-х гг. понятие толерантности было заимствовано психологами для обозначения способности человека канализировать в «безопасное» русло чувства протеста, неприятия, возмущения по отношению к тому или иному лицу или явлению.
Усилиями ряда международных организаций, прежде всего ЮНЕСКО, в последние десятилетия толерантность приобрела статус морального императива, принципа, на котором должны основываться взаимоотношений людей, народов и стран в условиях глобализации.
В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия.
Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру.
Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.
Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху.
В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия: в Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Франции, Дании, Бельгии разрешена регистрация однополых браков.
С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности.
С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.22 кб

Мультикультурная политика и толерантность: проблемы формирования на федеральном и региональном уровн

Белозёрова Марина Витальевна
В статье отражена многоаспектность понятий «мультикультурность», «мультикультурализм», «толерантность», проанализирован комплекс проблем, характерных для мультикультурного общества, рассмотрены основные принципы реализации мультик
Читать PDF
89.04 кб

Толерантность как универсальный ценностный фактор мировой политики?

Гуторов Владимир Александрович
В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о роли общей теории толерантности для обсуждения проблемы ценностей и ценностных ориентаций в современной мировой политике.
Читать PDF
197.93 кб

Толерантность как политическая стратегия оформления культурного разнообразия

Мчедлова Мария Мирановна
В статье рассматриваются современные проблемы поиска политических стратегий оформления культурного многообразия.
Читать PDF
251.85 кб

Всегда ли возможна «Национальная толерантность»?

Мелихов Александр
«Литературная газета», М., 2006 г.
Читать PDF
312.25 кб

Секуляризм, фундаментализм и толерантность в современной Индии

Абрамов Д.
«Мировая экономика и международные отношения», М., 2007 г., № 5, с. 87-95.
Читать PDF
183.30 кб

Толерантность и нетолерантность в международных отношениях глобализирующегося мира

Недев Тодор
Читать PDF
1.24 мб

Толерантность и современные демократические практики

Руденко В.Н.
Читать PDF
223.17 кб

Толерантность и проблема неопределенности в реформировании современной России

Грицкевич Татьяна Игоревна, Золотухин Владимир Михайлович
Анализируется существующая ситуация непредсказуемости и неопределенности конечных результатов социальных изменений современной России и проблема толерантности в условиях разногласий о путях преодоления реформационного кризиса.
Читать PDF
284.37 кб

Социальная толерантность и согласие - формы участия граждан в управлении изменениями

Старостенко А. М.
В статье анализируются основные проблемы социальной толерантности.
Читать PDF
106.67 кб

Толерантность в Грузии: религиозные и этнические аспекты

Гегешидзе Арчил
Статья посвящена актуальным проблемам сохранения и усиления в Грузии толерантности, которая, по мнению автора, является неотъемлемой характеристикой современного грузинского общества.
Читать PDF
267.81 кб

Иммиграционная политика и межэтническая толерантность

Садылек Якуб
Проблема миграции актуальна во всем мире и требует политики, адекватной современному состоянию общества.
Читать PDF
1.67 мб

Толерантность безразличия против толерантности сопереживания: проблема содержания опыта модернизации

Хурбатов В.В.
Читать PDF
353.87 кб

Религиозная толерантность в современной России

Харламов А. В.
Читать PDF
245.02 кб

Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог культур: глобализация, традиции, толерантность

Астахов О. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Толерантность к политическим партиям в субкультуре студенчества (на материалах эмпирического исследо

Елисеев Сергей Михайлович, Устинова Ирина Викторовна
В статье представлены результаты эмпирического исследования установок политической толерантности среди студентов Мурманской области.

Похожие термины:

  • Толерантность политическая

    позиция тех или иных политических сил, выражающаяся в готовности допускать существование инакомыслия в своих рядах, определенной оппозиции.
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ

    документ, утвержденный Резолюцией 5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995. Давая определение толерантности, Декларация подчеркивает, что актуальность ее утверждения в обществе связана