Тихон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТИХОН (ШЕВКУНОВ)

Личный духовник В. В. Путина.


Архимандрит, настоятель Сретенского ставропигиального
монастыря в Москве.



Источник: Путинская энциклопедия

Тихон
Беллавин Василий Иванович) (1865-1925)
патриарх Московский и всея Руси (с 1917). Избран Поместным собором Русской православной церкви. В годы Гражданской войны призывал к прекращению кровопролития. Выступил против декретов об отделении церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 по обвинению в антисоветской деятельности арестован. В 1923 призвал духовенство и верующих к лояльному отношению к советской власти; выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Тихон (Белавин, по другим данным, Беллавин Василий Иванович)
19 января 1865, Торопецкий уезд Псковской губернии, – 7 апреля 1925, Москва). Родился в семье сельского священника. По окончании церковноприходской школы и Псковской семинарии (1883) как один из лучших учеников был послан в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1888. [В семинарии его в шутку прозвали "архиереем", а в академии "патриархом" ("Современные записки", 1925, т. 24, с. 251).] Преподавал в Псковской семинарии. В 1891 принял постриг и стал иеромонахом Тихоном. В 1898 епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. С декабря 1898 епископ Алеутский в США (Сан-Франциско, с 1905 – в Нью-Йорке). Имел репутацию человека большого ума и житейской мудрости, чрезвычайно простого и приветливого в обращении со всеми. В 1905 возведен в сан архиепископа, в 1907 назначен архиепископом Ярославским. Был председателем Ярославского отделения "Союза русского народа", в своей деятельности конфликтовал с губернатором, который добился перевода Тихона. С декабря 1914 архиепископ Литовский. В ходе первой мировой войны, во второй половине 1915, русские войска оставили Вильно, и Тихон переехал в Москву. В 1916 участник совещания монархистов, выработавшего меры борьбы против Прогрессивного блока.
После Февральской революции 1917 и реорганизации обер-прокурором Временного правительства В.Н. Львовым Святейшего Синода старого ("распутинского") состава Тихон лишился членства в нем. В мае на выборах Петроградского митрополита Тихон был среди основных кандидатов. 19 июня съездом мирян и духовенства Московской епархии избран архиепископом Московским и Коломенским. Подготовляемый с довоенного времени Священный Собор Православной Российской Церкви должен был на заключительном этапе готовиться Тихоном (Соборы на Руси не созывались с 1682). 13 августа возведен в сан митрополита. Поместный Собор открылся в Москве 15 августа. На первом заседании Собора 18 августа Тихон был избран председателем Собора (руководил Собором вплоть до его избрания в патриархи). 28 октября Собор восстановил патриаршество в Русской православной церкви, 31 октября были избраны кандидаты: архиепископ Антоний, архиепископ Арсений, митрополит Тихон. 5 ноября иеромонах Алексий (старец Зосимовой Пустыни) выбрал по жребию из трех записок ту, на которой значилось имя Тихона. 21 ноября возведен на патриарший престол в Успенском соборе в Кремле. В своей речи Тихон призвал паству к стоянию за веру и к защите церкви, подчеркивал, что последняя должна быть вне политики и противостоять надвигающимся гонениям на религию "мечом веры", а не оружием.
В своем Рождественском послании Тихон говорил: "Зло нашего времени, что новое государство строится без Бога, что люди полагаются только на свои силы, прильнули к земле, хлебу и деньгам и упились вином свободы. Церковь осуждает такое строительство" ("Вестник русского студенческого христианского движения", 1975, № 115, с. 76). Выступал против декрета СНК об отделении церкви от государства и заключения Брестского мира. В послании 18 января 1918 писал: "Опомнитесь, безумцы, прекратите кровавые распри. ...Гонения жесточайшие воздвигнуты на святую Церковь Христа: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде), чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властителями тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви православной и подготавливающие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия или прямо в рассадники безнравствия" (там же, 1968, № 89-90, с. 15 – 16). В послании от 19 января Тихон, обращаясь к Советской власти, писал: "Властью, данной нам от Бога, ?анафемствуем вас"; призывал "верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей... а если нужно будет, и пострадать за дело Христово зовем вас" ("Деяния Собора Российской Православной Церкви. 1917 – 1918 гг.", кн. 6, в. 1, П., 1918, с. 4 – 5).
В мае 1918 Тихон приехал в Петроград (власти выделили ему одно место в почтовом вагоне, а железнодорожники предоставили отдельный вагон). Провел службы в Казанском и Исаакиевском соборах, в лавре, посетил, несмотря на угрозы моряков, Кронштадт, где его встречали тысячи верующих. Отслужил панихиду на могиле Иоанна Кронштадтского. На заседании Собора отслужил панихиду по царской семье. В 1918, опасаясь за жизнь Тихона, близкие к нему люди готовили его побег из России, но Тихон заявил: "Бегство патриарха было бы слишком на руку врагам церкви, они использовали бы это в своих видах. Пусть делают все, что угодно"; с декабря 1918 Тихон жил под домашним арестом на своем подворье, в нижнем этаже которого находились 3 красноармейца (см.: Протоиерей Рождественский, Святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси, София, 1951, с. 19, 21).
В своем послании Совнаркому по поводу 1-й годовщины Советской власти Тихон писал 25 октября 1918: «...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир "без аннексий и контрибуций" ...Вместо "аннексий и контрибуций" великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы же вывозите в Германию не вами накопленное золото... Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по тяжести братоубийство... Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью; прикрываясь различными названиями – контрибуцией, реквизицией и национализацией, вы толкаете его на самый открытый и беззастенчивый грабеж... В безнаказанном убийстве и грабеже заключается дарованная вами свобода... Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование... Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, спасения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани» ("Вестник...", 1968, № 89 – 90, с. 19 – 23).
В послании патриарха от 25 сентября (8 октября) 1919 говорилось: "...мы, служители и глашатаи Христовой истины, попали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению Советского строя. Но мы решительно заявляем, что такие подозрения не оправданны... Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение... Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто не спасет Россию от нестроения и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих" (там же, 1975, № 115, с. 74). Патриарх отказался благословить Красную и Добровольческую армии, ибо у церкви нет места братоубийству, какими бы причинами оно не было вызвано. Провозгласил отказ церкви от политики, уход ее из гражданской войны (см.: Современные записки", т. 24, с. 251). Разрешил жертвовать на нужды голодающих ценные церковные предметы.
В его послании от 15 (28) февраля 1922 говорилось: "В августе 1921 был основан Всероссийский церковь комитет помощи голодающим и начался сбор денег, но подобная церковная организация была признана Советским правительством излишней... Однако в декабре 1921 правительство предложило нам делать сбор денег для оказания помощи голодающим... мы разрешили жертвовать на нужды голодающим драгоценности, церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем и оповестили православное население 6 (19) февраля особым воззванием, которое было разрешено правительством к напечатанию и распространению среди населения. 13 (26) февраля ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения церкви, подобный акт является актом святотатства" ("Вестник русского студенческого христианского движения...", 1970, № 98, с. 63). 26 апреля 1922 начался судебный процесс над лицами, которые противодействовали изъятию церковных ценностей, Тихон привлекался в качестве главного свидетеля. Процесс закончился 8 мая, а 9 мая патриарх был снова взят под домашний арест. 12 мая к нему явились 3 священника и заявили: если патриарх не передаст впасть одному из находящихся на свободе иерархов и добровольно не удалится на покой, все осужденные за сопротивление изъятию церковных ценностей будут расстреляны. Патриарх 3 июля временно передал управление церковью митрополиту Агафангелу, но последний не был допущен в Москву.
16 июня 1923 Тихон освобожден из-под ареста, в печати появилось заявление, в котором он раскаивался в "антисоветских поступках". В послании от 1 июля Тихон писал: «... Сознавая свою провинность перед Советской властью, выразившуюся в ряде наших пассивных или активных антисоветских действиях... то есть в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, анафемствовании Советской власти, возражении против Брестского мира, мы каемся и скорбим о жертвах, получившихся в ряде этой антисоветской деятельности... Церковь аполитична и не желает быть "ни белой, ни красной" церковью» ("Вестник...", № 115, с. 76). В марте 1924 Президиум ЦИК СССР постановил прекратить уголовное дело Белавина В.И. – патриарха Тихона. 9 декабря 1924 неизвестные ворвались в его келью в Донском монастыре, келейник Я.С. Полозов заслонил Тихона и был выстрелом убит, покушавшиеся бежали. В своем завещании, признаваемом некоторыми специалистами поддельным (см. там же, с. 58), Тихон призвал верующих к сотрудничеству с Советской властью, назначил себе в преемники митрополитов Кирилла, Агафангела и Петра. В 1988 Тихон был Русской православной церковью канонизирован.
Сочинения: Послания, М., 1991.
Литература: Рождественский А., Святой Тихон, патриарх всея Руси, М.. 1926; Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. К 100-летию со дня рождения, Джорданвилль, 1965; Плаксин Р.Ю., Тихоновщина и ее крах, П., 1987; ВострышевМ.И., Божий избранник, М., 1991; Гордиенко Н.С., Новые православные святые, Киев, 1991; "Русская эмиграция"; Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, в книге: Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (Х – ХХ вв.), М., 1992.
M.E. Голостенов

Источник: Словарь: политические деятели России, 1917 г.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
174.91 кб

Англо-католики в Висконсине и святитель Тихон: история одной фотографии

Таганов М.
Автор излагает историю фотографии, сделанной в 1900 г. в Америке, на которой изображены молодой святитель Тихон с сопровождающими его лицами и епископы американских церквей.
Читать PDF
337.76 кб

Святейший патриарх Тихон — служитель единства Церкви

Иоанн Мейендорф
Читать PDF
272.43 кб

Святой Патриарх Тихон и обновленческий раскол: совместимость несовместимого

Александр Владимирович Мазырин
В статье рассматривается вопрос, каким образом правление выдающегося святого предстоятеля Русской Церкви, каковым был патриарх Тихон, оказалось ознаменовано наиболее тяжелым за ее тысячелетнюю историю иерархическим расколом — обно
Читать PDF
261.90 кб

Патриарх Тихон и гражданская война 1918–1920 годов

Анатолий Николаевич Кашеваров
В обстановке гражданской войны и антицерковных кампаний Советского государства патриарх Тихон считал целесообразным ограничить внешнюю деятельность духовенства исключительно защитой Православной Церкви.

Похожие термины:

  • АВИЛОС Тихон Семенович

    ? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Тульской губернии. Местными чекистами характеризовался как «популярный» партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна. М. Л.
  • МИРОНОВ, Тихон Петрович

    1901-1938) Эрзя-морд. языковед. Род. в с. Кечушево в Мордовии, в крест. семье. Ок. с отличием на казенный счет Ардатовскую гимназию. В 1927-28 участвовал в лингв. экспедициях АН СССР под рук. Д. В. Бубриха. Ок. ЛИ
  • КИСЕЛЕВ Тихон Яковлевич

    (30.07.1917 — 11.01.1983). Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 21.10.1980 г. по 11.03.1983 г. Член ЦК КПСС в 1961 — 1983 гг. Член КПСС с 1940 г. Родился в деревне Огородня Добрушской волости Гомельского уезда Могилевской губер