ТИХОМИРОВ Лев Александрович

Найдено 1 определение
ТИХОМИРОВ Лев Александрович (1852-1923)
общественный и политический деятель, публицист, религиозно-философский мыслитель.
Обучаясь в Московском университете, Т. вступил в "общество чайковцев". Арестован в 1873, провел 4 года в ожидании суда в Петропавловской крепости. Судился по "процессу 193-х", выслан под административный надзор. В 1877 Т. перешел па нелегальное положение. С 1878 - член центра организации "Земля и воля" (главный редактор одноименного издания организации). В 1879 становится одним из создателей террористического крыла организации "Народная воля". В 1882 эмигрировал и издавал вместе с П. Л. Лавровым "Вестник Народной воли". Духовный и нравственный кризис завершается у Т. к 1888 "выработкой нового миросозерцания" (он выпускает брошюру "Почему я перестал быть революционером"). В 1889 испросил помилования у Александра III и возвратился в Россию, где стал сотрудником "Московских ведомостей" и "Русского обозрения".
"Духовный поворот загадочного Льва Тихомирова от революционности к монархизму, от атеизма к православию и от позитивизма к мистицизму - явление по-своему уникальное в русской духовной истории" (Г. П. Федотов). В своей теории монархической государственности Т. творчески развил идеи славянофилов, М. Н. Каткова, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева и др.
Анализируя три типологически самостоятельные формы власти - демократию, аристократию и монархию, Т. приходит к выводу об исторической спективности именно монархии. Отличая истинную монархию (самодержавие) от деспотии (господства слепой силы) и абсолютизма (господства бюрократии), Т. связывает ее с верховенством нравственного идеала. Самая возможность такого верховенства осуществима, по его мнению, при тесном и свободном союзе государства с церковью, сословном строе и институте законосовещательного народного представительства. Т. полагал, что политическая сущность бытия русского народа состоит в том, что он создал свою особую концепцию, государственности, которую и ставит превыше всего. Господствующим в ней является не юридическое, а этическое начало. Монархическая идея для русских и есть тот нравственный идеал, который с начала исторического бытия нации составлял основу ее существования и природы. Т. видит в самодержавии итог национального творчества русского народа, который в более чистой и полной форме сравнительно с Византией, воплотив идею монархического государства верховной власти религиозно-нравственного идеала.
По своей природе, полагает Т., русские люди могут быть либо монархистами, либо анархистами: демократические формы западного образца никогда были близки национальному знанию. Монархическая идея для русских есть тот нравственный идеал, который с начала исторического существования нации составил основу ее природы. В моменты возобновляющего кризиса перед верховной властью встает задача "помочь нации воплотить в себя ее силы для решения вопроса в том, какие основы положить в организацию выучившейся и свободной сии для того, чтобы в ее строе был осуществлен ее исторический государственный идеал". По мнению Т., только монархическая идея и монархическая (единоличная) власть могут спасти русскую культуру. Ее сила и преимущество - в этическом принципе, поднимающем власть над борьбой классов, партий и народностей.
Творчество Т. - попытка синтезировать концепцию самодержавного монархизма с религиозно-нравственными славянофильскими идеями соборного общества.
Основные работы: "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Монархическая государственность" (1905), "К реформе обновленной России" (1912), "Государство, свобода и христианство" (1912),

Источник: Политология: Словарь-справочник