Теория познания

Найдено 1 определение
Теория познания
(гносеология) - философская наука о человеческом знании. Теория познания решает вопрос: «В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Способны ли мы в своих представлениях и понятиях о действительном мире давать правильное отражение действительности?» (Энгельс). Диалектический материализм в противоположность идеализму исходит из того, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин. Внешний мир, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения; результат ощущений - это образы отражения действительности. От ощущения познание движется к мышлению, которое глубже отражает действительность, открывает сущность, законы явлений. Процесс познания заключается в непрерывном движении от неполного знания к знанию все более полному, в раскрытии новых сторон вещей, их связей и отношений, в переходе от внешних явлений вещей к их сущности, в открытии законов развития. Правильность наших знаний, соответствие их действительности проверяется практикой. Идеализм отрицает возможность познания мира и его закономерностей, не верит в достоверность наших знаний. Людей, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Теории познания в джайнизме

Захарьин Борис Алексеевич
В статье коротко характеризуются основные эпистемологические достижения джайнизма, одного из интереснейших религиозно-философских учений Индии в I тысячелетии до н.э.
Читать PDF

Понятие истины в теории познания

Никифоров А. Л.
Читать PDF

Другой взгляд на теорию познания

Купарашвили М. Д.
Предпринята попытка не только проанализировать непростую ситуацию в образовании, но и предложить другое видение теории познания на фундаменте общечеловеческой культуры и наличных систем ценностей.
Читать PDF

Феномен видения в теории познания

Харунжева Мария Александровна
В статье рассматриваются основные трактовки видения, дается анализ психологических, личностных и культурологических оснований видения.
Читать PDF

Э. Мах: основные положения теории познания

Полуян Н. Н.
В статье исследуется вопрос о том, какой позиции придерживается Мах в области теории познания как физик и как философ.
Читать PDF

Методика вместо теории познания и наукоучения

Динглер Гуго
Читать PDF

Принципы построения «Всеобщей теории познания»

Юлов Владимир Фёдорович
В статье предлагается новый философский проект - создание широкой и интегративной теории познания, охватывающей все четыре существующих типа познания: познание животных, человеческое практическое познание, духовный поиск (мировозз
Читать PDF

Новейшие труды в немецкоязычной теории познания

Антоновский А. Ю.
Читать PDF

Педагогика в зеркале музыки и теории ее познания

Солопанова Ольга Юрьевна
В статье музыка рассматривается не только как искусство, но и как ценность научного знания.
Читать PDF

Перспективы развития интегративной теории познания

Юлов В.Ф.
В статье речь идет о направлениях дальнейшего развития авторской концепции, объединившей три основных типа познания: познание животных, практическое познание, научное исследование и мировоззрение.
Читать PDF

Символ в теории познания А. Бергсона и Э. Кассирера

Передвигина Татьяна Михайловна
Читать PDF

Проблемы теории познания в философии П. Я. Чаадаева

Богданов Андрей Владимирович
Читать PDF

Мифотворческая составляющая теоретического познания

Русаков В.М.
Читать PDF

Метаязык в контексте неклассической теории познания

Канунникова Ольга Витальевна
Дан анализ метаязыка как способа образования абстракций в гуманитарных науках, показана специфика исследования, сопоставления и осмысления общих понятий в лингвистике, психологии культуры на основе выделения семантических примитив
Читать PDF

Проблемы теории познания в философии Джеймса Освальда

Гурьевская Л. А.
В статье рассматриваются философско-религиозные идеи Джеймса Освальда представителя шотландской школы эпохи Просвещения.