наиболее распространенное и потому самое опасное по степени влияния на людей средство массовой информации. Используется не столько для развлечения и досуга, сколько для манипуляции общественным мнением и идеологической обработки населения. Это стало особенно ясно после развала СССР, когда в эфир под громогласные заявления о свободе слова пошла откровенная мерзость, единственной задачей которой является насаждение народу России аморальных стереотипов поведения, разрушение традиционных устоев русского общества и информационный геноцид.
Именно поэтому сегодня самое большое распространение на экране получили всевозможные ток-шоу, «юмористические» передачи и телевизионные сериалы, основными героями которых являются либо бандиты, либо сотрудники силовых ведомств, а общая направленность сериалов находится в русле насилия. В ток-шоу специально приглашенные люди, а чаще всего актеры, разыгрывают драмы. И зачастую из реальных проблем устраивают цирк, принижая их значение, либо вовсе смещая акценты, и, в конечном, счете не решают никаких проблем. Количество же серий «мыльных опер» превышает разумные пределы, но многие люди лучше знают имена героев всевозможных сериалов, чем, к примеру, имена и фамилии министров (а это, в свою очередь, хорошо показывает отношение простого народа к власти). Новости по телевидению освещаются очень выборочно. Почти всегда количество негативных новостей в несколько раз превышает количество позитивных. Также часто о действительно важных вещах говорится мимоходом, а о незначительных во всех красках и долгое время. Пресловутая реклама занимает по времени почти столько же эфирного времени, что и сами передачи, а в престижное время иногда и больше. Причем сама реклама «зомбирует» людей весьма неплохо. Действительно же интересные и познавательные передачи выходят на экран очень поздно — по ночам. Это и многое другое у разумного человека вызывает отторжение телевидения и желание узнать о происходящем в стране и мире из альтернативных источников информации. Однако доступ к ним имеют далеко не все.
См. также: средства массовой информации, творческая элита, юмористы, ярлык.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
Телевидение
Российское телевидение, оставаясь важнейшим источником информации (76% респондентов черпают информацию о ситуации в стране и в мире, используя телевидение), все больше становится ключевым звеном в индустрии развлечений. Судя по результатам исследований, каналы российского телевидения в целом удовлетворяют спрос населения как на информацию, так и на развлечения.
Точка зрения, согласно которой общество устало от политики и выступает за сокращение объема информационно-аналитического вещания, не находит эмпирического подтверждения. Нет и каких-то особых симптомов, свидетельствующих о том, что развлекательные программы и фильмы наскучили большинству россиян.
На вопрос: «Какие программы телевидения лично у Вас вызывают наибольший интерес?» 59% респондентов отметили информационные и новостные программы. Есть свои зрители и у собственно аналитических программ (15%). На втором и третьем местах по числу заинтересованных телезрителей — отечественные и зарубежные фильмы(37%) и развлекательные передачи (32%). Информационное вещание лидирует и в вопросе о том, каким программам должно уделяться больше внимания на российском телевидении. Лидирующие позиции здесь занимают образовательные, детские, программы на военно-патриотическую тематику, хотя интерес к ним сегодня сравнительно не высок. По всей видимости, это связано со слабой представленностью на нынешнем российском телевидении подобного рода программ и отсутствием реального выбора, в отличие, например, от программ развлекательного толка (табл. 1).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image108.png" width="435" height="642" alt="" style="border-width:0px;"
Что касается интереса к информационно-аналитическому вещанию, то оно, как и следовало ожидать, дифференцированно.
Треть опрошенных (31%) ежедневно смотрят по телевизору выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы, примерно столько же (32%) — несколько раз в неделю. Немало и тех (35%), кто либо смотрит эти программы от случая к случаю, либо не смотрит вовсе. Существенно больший интерес эти программы вызывают у респондентов старших возрастных групп, меньший — у молодежи (табл. 2).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image109.png" width="434" height="250" alt="" style="border-width:0px;"
В качестве основного источника информации россияне в первую очередь называют два основных государственных канала - «Первый канал» и РТР. Как важный источник их рассматривают соответственно 67 и 66% опрошенных. Затем с заметным отставанием следуют НТВ (51%). ТВЦ, а также региональное телевидение большинством опрошенных либо невостребовано, либо рассматривается как не очень важный источник информации.
В то же время за последние шесть лет и телеканал ТВЦ, и особенно региональные телеканалы заметно нарастили свою аудиторию в той части населения, которая интересуется политикой.
РТР остался на том же уровне, что в 1999 г., а НТВ и ОРТ часть политизированной аудитории потеряли, причем ОРТ значительно — с 79 до 67%.
В последнее время телевидение все больше внимание уделяет освещению деятельности президента В. Путина. В целом, большинство россиян устраивает объем вещания, посвященный работе главы государства. 64% опрошенных считают его достаточным.
В то же время количество информации начинает вступать в противоречие с его качеством. Многие опрошенные (56%) отмечают чрезвычайно формальный, официозный характер освещения деятельности В. Путина в новостных и аналитических программах основных каналов российского телевидения. Только треть россиян согласны с тем, что эти программы дают полную и разностороннюю информацию о российском президенте. И в целом в отношении качества телепрограмм россияне позитивных сдвигов за последние годы не наблюдают. 65% опро шенных отмечают, что новостные передачи разных телеканалов становятся похожими друг на друга. Многие связывают это с тем, что российское телевидение, особенно в части освещения политических событий в стране и в мире становится все более зависимым либо от государства, либо от частного бизнеса. Тем не менее идея создания общественного телеканала, который был бы независим от государства и бизнеса в финансовом отношении, а, следовательно, и в эфирной политике, привлекает лишь чуть более трети россиян (36%), большинство же (55%) пока не видят в этом необходимости. Еще меньше сторонников у идеи создания аналога «Би-би-си», существующего за счет абонентской платы телезрителей. О готовности поддержать общественное телевидение материально путем добровольных взносов заявили лишь 24% опрошенных, тогда как 71% опрошенных не собираются этого делать. Определяющим здесь является материальное положение респондентов: чем выше уровень доходов, тем больше готовность «скинуться» на независимое общественное телевидение (от 19% в группе малообеспеченных до 35% среди тех, кто оценивает свое материальное положение как очень хорошее). Дело, однако, не только в материальном положении. Россиянам сама мысль платить за телевидение не кажется привлекательной: они никогда не платили за него и не собираются этого делать впредь. Кроме того, качество и разнообразие российских телеканалов устраивает сегодняшнего среднестатистического гражданина. Появление каких-то новых каналов ему кажется избыточным и ненужным.
В. В. Петухов
Точка зрения, согласно которой общество устало от политики и выступает за сокращение объема информационно-аналитического вещания, не находит эмпирического подтверждения. Нет и каких-то особых симптомов, свидетельствующих о том, что развлекательные программы и фильмы наскучили большинству россиян.
На вопрос: «Какие программы телевидения лично у Вас вызывают наибольший интерес?» 59% респондентов отметили информационные и новостные программы. Есть свои зрители и у собственно аналитических программ (15%). На втором и третьем местах по числу заинтересованных телезрителей — отечественные и зарубежные фильмы(37%) и развлекательные передачи (32%). Информационное вещание лидирует и в вопросе о том, каким программам должно уделяться больше внимания на российском телевидении. Лидирующие позиции здесь занимают образовательные, детские, программы на военно-патриотическую тематику, хотя интерес к ним сегодня сравнительно не высок. По всей видимости, это связано со слабой представленностью на нынешнем российском телевидении подобного рода программ и отсутствием реального выбора, в отличие, например, от программ развлекательного толка (табл. 1).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image108.png" width="435" height="642" alt="" style="border-width:0px;"
Что касается интереса к информационно-аналитическому вещанию, то оно, как и следовало ожидать, дифференцированно.
Треть опрошенных (31%) ежедневно смотрят по телевизору выпуски новостей и информационно-аналитические передачи на политические темы, примерно столько же (32%) — несколько раз в неделю. Немало и тех (35%), кто либо смотрит эти программы от случая к случаю, либо не смотрит вовсе. Существенно больший интерес эти программы вызывают у респондентов старших возрастных групп, меньший — у молодежи (табл. 2).
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image109.png" width="434" height="250" alt="" style="border-width:0px;"
В качестве основного источника информации россияне в первую очередь называют два основных государственных канала - «Первый канал» и РТР. Как важный источник их рассматривают соответственно 67 и 66% опрошенных. Затем с заметным отставанием следуют НТВ (51%). ТВЦ, а также региональное телевидение большинством опрошенных либо невостребовано, либо рассматривается как не очень важный источник информации.
В то же время за последние шесть лет и телеканал ТВЦ, и особенно региональные телеканалы заметно нарастили свою аудиторию в той части населения, которая интересуется политикой.
РТР остался на том же уровне, что в 1999 г., а НТВ и ОРТ часть политизированной аудитории потеряли, причем ОРТ значительно — с 79 до 67%.
В последнее время телевидение все больше внимание уделяет освещению деятельности президента В. Путина. В целом, большинство россиян устраивает объем вещания, посвященный работе главы государства. 64% опрошенных считают его достаточным.
В то же время количество информации начинает вступать в противоречие с его качеством. Многие опрошенные (56%) отмечают чрезвычайно формальный, официозный характер освещения деятельности В. Путина в новостных и аналитических программах основных каналов российского телевидения. Только треть россиян согласны с тем, что эти программы дают полную и разностороннюю информацию о российском президенте. И в целом в отношении качества телепрограмм россияне позитивных сдвигов за последние годы не наблюдают. 65% опро шенных отмечают, что новостные передачи разных телеканалов становятся похожими друг на друга. Многие связывают это с тем, что российское телевидение, особенно в части освещения политических событий в стране и в мире становится все более зависимым либо от государства, либо от частного бизнеса. Тем не менее идея создания общественного телеканала, который был бы независим от государства и бизнеса в финансовом отношении, а, следовательно, и в эфирной политике, привлекает лишь чуть более трети россиян (36%), большинство же (55%) пока не видят в этом необходимости. Еще меньше сторонников у идеи создания аналога «Би-би-си», существующего за счет абонентской платы телезрителей. О готовности поддержать общественное телевидение материально путем добровольных взносов заявили лишь 24% опрошенных, тогда как 71% опрошенных не собираются этого делать. Определяющим здесь является материальное положение респондентов: чем выше уровень доходов, тем больше готовность «скинуться» на независимое общественное телевидение (от 19% в группе малообеспеченных до 35% среди тех, кто оценивает свое материальное положение как очень хорошее). Дело, однако, не только в материальном положении. Россиянам сама мысль платить за телевидение не кажется привлекательной: они никогда не платили за него и не собираются этого делать впредь. Кроме того, качество и разнообразие российских телеканалов устраивает сегодняшнего среднестатистического гражданина. Появление каких-то новых каналов ему кажется избыточным и ненужным.
В. В. Петухов
Источник: Словарь политических терминов.