тяжелый моральный груз и ответственность, измеряемые совестью.
Свобода личности
Свобода личности
Источник: Геоэкономический словарь-справочник
СВОБОДА ЛИЧНОСТИ
конкретно-историческое явление. Как отмечал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». В антагонистическом обществе С. л. определяется прежде всего частнособственническими отношениями и потому имеет ограниченные рамки практически для всех социальных слоев, и особенно для трудящихся масс Даже в самых развитых капиталистических странах, кичащихся своим демократизмом, С. л. в значительной степени остается формальной и подвергается постоянным посягательствам со стороны правящих кругов и реакционных сил.
Подлинная С. л. может быть обеспечена лишь в социалистическом обществе в силу уничтожения частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и ликвидации социальных антагонизмов. Деятельность людей при социализме приобретает характер сознательного исторического творчества, когда личные цели большинства из них совпадают с общественными интересами. При этом основа С. л это свобода от эксплуатации, возможность каждого человека работать на себя и на общество, таких же тружеников, как он, а также право на труд, без к-рого все прочие права и свободы остаются пустой декларацией.
По мере успехов в социалистическом и коммунистическом строительстве возрастает удовлетворение духовных потребностей людей, расширяются рамки творчества, все в большей степени в качестве критерия социальной значимости личности и ее свободы выступают личные достоинства людей, их способности и инициатива.
КПСС и Советское государство в соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» ставят целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей, для всестороннего развития личности. Огромное значение в этом плане имеет происходящий в стране процесс демократизации всей общественной жизни, важнейшим инструментом к-рой является гласность.
В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечается, что углубление социально-политических и личных прав и свобод советского человека, упрочение их гарантий КПСС и Советское государство рассматривают как свой первейший долг. Вместе с тем подчеркивается, что суть социализма такова, что права гражданина не существуют и не могут существовать без его обязанностей, как нет и обязанностей без прав.
Подлинная С. л. может быть обеспечена лишь в социалистическом обществе в силу уничтожения частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком и ликвидации социальных антагонизмов. Деятельность людей при социализме приобретает характер сознательного исторического творчества, когда личные цели большинства из них совпадают с общественными интересами. При этом основа С. л это свобода от эксплуатации, возможность каждого человека работать на себя и на общество, таких же тружеников, как он, а также право на труд, без к-рого все прочие права и свободы остаются пустой декларацией.
По мере успехов в социалистическом и коммунистическом строительстве возрастает удовлетворение духовных потребностей людей, расширяются рамки творчества, все в большей степени в качестве критерия социальной значимости личности и ее свободы выступают личные достоинства людей, их способности и инициатива.
КПСС и Советское государство в соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» ставят целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей, для всестороннего развития личности. Огромное значение в этом плане имеет происходящий в стране процесс демократизации всей общественной жизни, важнейшим инструментом к-рой является гласность.
В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечается, что углубление социально-политических и личных прав и свобод советского человека, упрочение их гарантий КПСС и Советское государство рассматривают как свой первейший долг. Вместе с тем подчеркивается, что суть социализма такова, что права гражданина не существуют и не могут существовать без его обязанностей, как нет и обязанностей без прав.
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987