Святость

Найдено 1 определение
Святость
Качество любой высшей коллективной ценности, способной с помощью обрядов или символов вызвать психологическую мобилизацию. Святость — это преодоление самого себя, обращение к высшему измерению, независимо от конкретной веры. Она может иметь или не иметь на себе отпечаток «божественного» и не быть связанной ни с какой особой религией. У современной цивилизации нет ничего святого, никакого очарования; священное начало в ней упрощено до формы имитаций того базара суеверий, который известен под названием «Нью Эйдж» и вдохновляется мистикой американского происхождения. Драма современной Европы, причина сотрясающего её кризиса и её этнодемографического упадка частично сводится к отсутствию священного начала. Перед лицом воинственного Ислама, один из двигателей которого — религиозная вера (независимо от суждений о ней), европейцы не имеют больше внутренней коллективной мотивации, у них остался лишь один стимул — желание довести до максимума потребление, обладание внешними признаками богатства. Сами по себе эти желания вполне естественны (материальное изобилие — неотъемлемая часть человеческой психологии), но они недостаточны, чтобы вдохнуть живые силы в культуру и в народ. Возьмем современное «искусство»: его явное вырождение объясняется не тем, что у художников нет больше таланта или эстетического мастерства, а тем, что они не хотят больше их иметь, потому что у них нет чувства святого, т.е. вдохновения, этого внутреннего пламени, которое должно связывать их с невидимым миром. Это отсутствие священного начала является следствием общего господства буржуазного духа, а также утраты христианством (протестантским, а после If Ватиканского собора и католическим) сакрального измерения, унаследованного от средневекового католицизма, который в свою очередь вдохновлялся язычеством. Важными элементами священного являются культ умерших и предков, календарные праздники, обряды в связи с рождением детей и т.д., т.е. всё, что возводит в высший ранг непрерывное продолжение жизни народа. В этом смысле «священное» — не какое-то заоблачное понятие, радикально отделенное от «низшего», в вертикальная связь между жизнью, биологической реальностью, и тем, что за неимением лучшего термина можно назвать «душой». Священное непознаваемо без непрерывной связи между сородичами, наследие которых собирается, и потомками, которые имеют такое же значение, как и нынешние поколения, — мысль, которая покажется абсурдной и непонятной для современного менталитета. (См. «Буржуазность», «Язычество»).

Источник: Регионоведение (Юг России краткий тематический словарь). 2004 г.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.08 кб

Жития русских святых: святость как свет

Солдатенкова Ольга Вячеславовна
Читать PDF
1.54 мб

Психологический тип лжемессии: святость во грехе

А. В. Азов
Читать PDF
97.10 кб

Семья и святость по материалам житий святых жен Руси до Синодального периода

Малкова Наталья Алексеевна
Основная идея жития Иулиании Лазаревской спасение в миру, раскрывается через ряд тем: семья как малая церковь, аскетическое подвижничество в миру, содержание и способы женского образования.
Читать PDF
219.93 кб

2013.03.016. САНТО Э. САЙЙИДА ЗАЙНАБ В «СОСТОЯНИИ ИЗЪЯТИЯ»: ШИИТСКАЯ СВЯТОСТЬ КАК «ДОСТОЙНЫЙ ОБРАЗ Ж

Демидов К. Б.
Читать PDF
166.35 кб

ЗАБЫТОЕ ЭККЛЕСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ: Святость как главный признак церкви в радикальной Реформации

Сергей Санников
лесиологических подходов, представляющих различные модели и взгляды на природу церкви,а также на ее существование, с точки зрения святости как ключевогоизмерения церковности.
Читать PDF
316.17 кб

ПОНЯТИЕ «ЗАКЛЯТИЕ» КАК ОСНОВА ПОНЯТИЯ «СВЯТОСТЬ»

Вадим Сергеевич Пантюхин
В статье рассматривается понятие «заклятие», которое впервые встречается в книге Иисуса Навина и является смысловой первоосновой понятия «святость».
Читать PDF
349.79 кб

Вера и цивилизация, власть и святость: пора Умом понять Россию

Некрасов С. Н.
В середине декабря 2001 г. в Москве в Храме Христа Спасителя прошел важнейший и основополагающий для рассмотрения тематики Романовских чтений VI-й Всемирный Русский Народный Собор. Тема Собора: «Россия: вера и цивилизация.
Читать PDF
139.05 кб

"святость" современного русского героя как следствие трансформации концепта "святое"

Сорокина А. В.
Рассматриваются проблемы трансформации концепта "святое", изменение представлений о святости в современном обществе.
Читать PDF
88.07 кб

Категория «Святость» в эстетических воззрениях Н. А. Бердяева

Ляшенко П. В.
В статье рассматривается категория «святость» в свете философско-эстетических взглядов Н.А. Бердяева, которые автор статьи представляет в тесной связи с эстетической категорией «красота».
Читать PDF
1.30 мб

СВЯТОСТЬ И СВОБОДА: ВЗГЛЯД ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО

Бёрджесс Джон Пол
Исследование, отраженное в докладе, направлено на важнейшие взаимосвязанные феномены в жизни православной церкви святость и старчество. Рассматривается философско-богословское учение о.
Читать PDF
345.14 кб

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВА СВЯТОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ (на материале Белгородског

Климова С. М., Коноваленко С. П.
Читать PDF
274.62 кб

Феномен святости как процесс легитимации власти в Древней Руси

Кудина Оксана Михайловна
Практика исихазма, религиозный опыт, описанный в текстах житий и художественной литературе позволяет нам предположить, что в православной традиции святостьэто преодоление аффективных состояний.
Читать PDF
295.88 кб

Феномен святости в католической традиции (на примере религиозного опыта Франциска Ассизского)

Кудина Оксана Михайловна
Исследования религиозного опыта сталкивает нас с понятием человеческой души, человеческой психики. Открытия в области аналитической психологии позволили расширить границы понимания священного.
Читать PDF
238.22 кб

Языческая и православная символизация матриархальных образов святости в Новгородской софийной ментал

Маленко Сергей Анатольевич
Статья посвящена изучению эволюции русской ментальности от языческих прототипов к более зрелым, православным идеологическим формам.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство как творчество культуры: архетипы святости и демонизма на российском экране эпохи глобализ

Хренов Николай Андреевич
Предмет статьи тенденции современной отечественной культуры, соотношение русского искусства начала XXI в. с культурой XVIII в. Материал статьи фильмы 2012 г.: «Орда» А. Прошкина и «Фауст» А. Сокурова.