СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Стратегическое планирование
(Strategic planning, Келечект== мерчемд\\) - процесс выбора целей для организации и принятия решения о том, что следует делать для их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегическое планирование
вид управления эволюцией организации, в котором особое внимание уделяется планированию стратегий менеджмента. С.п. возникло в середине прошлого столетия. С самого начала оно было интегрировано в управленческую практику и носило информационный характер. Со временем С.п. переросло во всеобъемлющее планирование, которое фокусирует внимание на определении целей и средствах их достижения. Корпоративное С.п. давало руководителям систематизированную информацию об альтернативах действий, помогало расширить горизонт их знаний. В результате роста корпораций и усиления их внутренней интеграции, в С.п. стали уделять значительное внимание масштабным альтернативам, решению как долгосрочных, так и оперативных задач. В центре внимания оказалась не целевая ориентация, а изучение всех альтернатив и возможных случаев возникновения риска.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
процесс анализа военно-политической и стратегической обстановки и определения целей, сил, средств и способов ведения вооруженной борьбы, ее организации и обеспечения. Заключается в проведении оперативно-стратегических расчетов, установлении прогнозов и в разработке соответствующих документов стратегического планирования.
Осуществляется Генеральным штабом совместно с главными штабами видов и штабами родов войск ВС, главными и центральными управлениями Министерства обороны, штабом Тыла Вооруженных Сил, а также органами исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска и воинские формирования.
Организуется на двух уровнях: в глобальном масштабе – применение ВС в войне и в масштабе ТВД – ведение стратегических операций на театрах военных действий.
На первом уровне включает разработку планов ведения войны: стратегического применения вооруженных сил, их стратегического развертывания, мобилизационного плана, плана применения стратегических ядерных сил (применения сил сдерживания), стратегической операции по отражению воздушно-космического нападения противника (операции стратегических оборонительных сил), планов применения видов ВС, планов по различным видам стратегического (оперативного), специального технического и тылового обеспечения, плана организации управления.
На втором уровне стратегическое планирование состоит в разработке планов стратегических операций на континентальных и океанских театрах военных действий, планов воздушных, противовоздушных, десантных и противодесантных операций на ТВД, операций мобильных сил, операций миротворческих сил, планов подготовки операций и директив видов ВС.
В систему стратегического планирования входит также разработка планов перевода страны с мирного на военное положение, экономического, идеологического и дипломатического обеспечения войны.
В мирное время систематически уточняется и корректируется с учетом изменений в обстановке; в военное время пересматривается или приспосабливается к действительным условиям войны, а также развивается в соответствии с возникающими новыми военно-политическими и стратегическими задачами.
Осуществляется Генеральным штабом совместно с главными штабами видов и штабами родов войск ВС, главными и центральными управлениями Министерства обороны, штабом Тыла Вооруженных Сил, а также органами исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска и воинские формирования.
Организуется на двух уровнях: в глобальном масштабе – применение ВС в войне и в масштабе ТВД – ведение стратегических операций на театрах военных действий.
На первом уровне включает разработку планов ведения войны: стратегического применения вооруженных сил, их стратегического развертывания, мобилизационного плана, плана применения стратегических ядерных сил (применения сил сдерживания), стратегической операции по отражению воздушно-космического нападения противника (операции стратегических оборонительных сил), планов применения видов ВС, планов по различным видам стратегического (оперативного), специального технического и тылового обеспечения, плана организации управления.
На втором уровне стратегическое планирование состоит в разработке планов стратегических операций на континентальных и океанских театрах военных действий, планов воздушных, противовоздушных, десантных и противодесантных операций на ТВД, операций мобильных сил, операций миротворческих сил, планов подготовки операций и директив видов ВС.
В систему стратегического планирования входит также разработка планов перевода страны с мирного на военное положение, экономического, идеологического и дипломатического обеспечения войны.
В мирное время систематически уточняется и корректируется с учетом изменений в обстановке; в военное время пересматривается или приспосабливается к действительным условиям войны, а также развивается в соответствии с возникающими новыми военно-политическими и стратегическими задачами.
Источник: Война и мир в терминах и определениях
Стратегическое планирование
(в сфере внешней и военной политики) – предварительная (прогнозная) оценка ресурсов и возможных вариантов действий, положительных и отрицательных последствий тех или иных акций, их взаимосвязи с вероятными или иными предсказуемыми событиями и, наконец, их последовательности во времени.
Никакой реалистичный и рассчитанный на успех внешнеполитический курс не может быть избран и последовательно осуществлен без С.п. Такое планирование различается в зависимости от уровня поставленных перед ним задач и соответственно реализуется на разных управленческих уровнях. В том, что касается внешней и военной политики, высший уровень С.п. должен предусматривать систематическую разработку и уточнение стратегии развития страны и обеспечения национальной безопасности, определение соответствующих целей, средств и ресурсов их достижения.
Средний уровень С.п. подразумевает диверсификацию и специализацию принятых решений, выработку тех или иных конкретных политических акций и прогнозирование их средне- и долгосрочных последствий. Данная работа проводится федеральными министерствами и ведомствами.
Конечный продукт процесса С.и. может быть выражен как минимум двумя вариантами. Первый из них предусматривает, что в результате работы планирующего органа вырабатывается некий единый, приемлемый для всех участников процесса курс, который и рекомендуется от имени этого органа лицам, ответственным за принятие решений. Положительной стороной данного варианта является то, что такая рекомендация получает поддержку всех заинтересованных государственных структур. Но в то же время, чтобы добиться такого единодушия, требуется серия межведомственных компромиссов, в результате которых может быть предложен не самый оптимальный вариант решения и без альтернативы. Второй вариант, который успешно использовали некоторые президенты США, предусматривает с самого начала работы планирующего органа подготовку двух, трех и более альтернативных вариантов действий с детальным просчетом требуемых ресурсов и всех их возможных последствий. В этом случае у лица или органа, принимающего решение, существует выбор, который должен быть им сделан. Предлагаемые решения могут быть весьма различными, возможно, даже противоположными, но, по мнению их авторов, оптимальными. Выбор зависит от политического опыта и интуиции лица, принимающего решение. Поскольку формирование альтернатив – необходимый элемент принятия решений, различие между названными выше вариантами сводится, по сути, к тому, на каком уровне осуществляется их сопоставление и выбор окончательного решения. (С.В. Коршунов)
Никакой реалистичный и рассчитанный на успех внешнеполитический курс не может быть избран и последовательно осуществлен без С.п. Такое планирование различается в зависимости от уровня поставленных перед ним задач и соответственно реализуется на разных управленческих уровнях. В том, что касается внешней и военной политики, высший уровень С.п. должен предусматривать систематическую разработку и уточнение стратегии развития страны и обеспечения национальной безопасности, определение соответствующих целей, средств и ресурсов их достижения.
Средний уровень С.п. подразумевает диверсификацию и специализацию принятых решений, выработку тех или иных конкретных политических акций и прогнозирование их средне- и долгосрочных последствий. Данная работа проводится федеральными министерствами и ведомствами.
Конечный продукт процесса С.и. может быть выражен как минимум двумя вариантами. Первый из них предусматривает, что в результате работы планирующего органа вырабатывается некий единый, приемлемый для всех участников процесса курс, который и рекомендуется от имени этого органа лицам, ответственным за принятие решений. Положительной стороной данного варианта является то, что такая рекомендация получает поддержку всех заинтересованных государственных структур. Но в то же время, чтобы добиться такого единодушия, требуется серия межведомственных компромиссов, в результате которых может быть предложен не самый оптимальный вариант решения и без альтернативы. Второй вариант, который успешно использовали некоторые президенты США, предусматривает с самого начала работы планирующего органа подготовку двух, трех и более альтернативных вариантов действий с детальным просчетом требуемых ресурсов и всех их возможных последствий. В этом случае у лица или органа, принимающего решение, существует выбор, который должен быть им сделан. Предлагаемые решения могут быть весьма различными, возможно, даже противоположными, но, по мнению их авторов, оптимальными. Выбор зависит от политического опыта и интуиции лица, принимающего решение. Поскольку формирование альтернатив – необходимый элемент принятия решений, различие между названными выше вариантами сводится, по сути, к тому, на каком уровне осуществляется их сопоставление и выбор окончательного решения. (С.В. Коршунов)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.