Стратегические ядерные силы США

Найдено 1 определение
Стратегические ядерные силы США
стратегические наступательные вооружения США. После окончания холодной войны стратегические ядерные силы (СЯС) Соединенных Штатов были многократно сокращены (с более чем 10 тыс. боезарядов до 2 тыс. в настоящее время). Соответственно изменилась и американская ядерная стратегия.
В соответствии с президентской директивой PDD-60, одобренной Б. Клинтоном в ноябре 1997 г., СЯС США более не должны быть готовы к затяжной ядерной войне и к победе в этой войне. Подобные перемены в американской ядерной стратегии стали результатом проведенного Пентагоном анализа ситуации с ядерными силами России, в соответствии с которым деградация российских СЯС была признана необратимой, а эти силы – неспособными вести затяжную победоносную ядерную войну против США и их союзников.
В таких условиях официальный Вашингтон сделал вывод о том, что размеры американского ядерного арсенала могут быть сокращены без ущерба для национальной безопасности страны, особенно принимая во внимание абсолютное американское превосходство в обычных вооружениях.
Намерение официального Вашингтона существенно сократить общее количество ядерных вооружений, с одной стороны, и новые угрозы национальной безопасности США, столь драматически проявившиеся 11 сентября 2001 г., – с другой, не могли не сказаться и на стратегическом планировании Соединенных Штатов. В Ядерном обзоре (Nuclear Posture Review), утвержденном в январе 2002 г., констатировалось, что Соединенные Штаты могут столкнуться с большим количеством новых, неизвестных потенциальных противников. В документе также констатировалось прекращение холодной войны с Россией. В изменившихся условиях Вашингтон счел возможным резко сократить общее количество развернутых стратегических боезарядов (до 1700–2200 ед.), уделяя одновременно повышенное внимание стратегической обороне, развитию обычного высокоточного оружия, способного выполнять стратегические задачи, а также повышению гибкости, приспособляемости и возможности быстрого перенацеливания американских СЯС. По сообщению некоторых органов печати, в Ядерном обзоре утверждалось также, что Пентагон должен быть готов к применению ядерного оружия против Китая, России, Ирака, Северной Кореи, Ирана, Ливии и Сирии. Таким образом, можно сделать вывод, что составители Ядерного обзора 2001 г. исходили из того, что Соединенные Штаты, даже и после существенного сокращения своих стратегических арсеналов, могут вести и выиграть победоносную ядерную войну против России.
В соответствии с другим Ядерным обзором, опубликованным в апреле 2010 г., в американской стратегии национальной безопасности должна быть снижена роль ядерного оружия. В отличие от ядерной политики предыдущей администрации, которая предусматривала сдерживание нападения на США с применением оружия массового уничтожения, Ядерный обзор 2010 г. предусматривает сдерживание нападения на США и их союзников с применением ядерного оружия. При этом в документе подчеркивается, что «Соединенные Штаты не будут применять или угрожать применением ядерного оружия неядерным государствам, которые являются участниками Договора о нераспространении».
Ядерный обзор сформулировал задачи американской ядерной политики следующим образом:
• предотвращение ядерного распространения и ядерного терроризма;
• сокращение роли ядерных вооружений в американской стратегии национальной безопасности;
• поддержание стратегического сдерживания и стабильности на более низких уровнях ядерных вооружений;
• укрепление регионального сдерживания и поддержание американских союзников и партнеров;
• сохранение стабильного, безопасного и эффективного ядерного арсенала.
Однако остается неясным, каким образом эти перемены скажутся на американском ядерном планировании. В настоящее время, как указывается в обзоре 2010 г., «Соединенные Штаты вынуждены обращаться к решению традиционной задачи – обеспечение стратегической стабильности в отношении существующих ядерных держав, а именно России и Китая». В обзоре отмечается также, что, хотя Россия и Соединенные Штаты больше не противники, «Россия остается единственной страной, равной Америке в сфере ядерных вооружений». По поводу Китая было отмечено, что недостаточная прозрачность китайского ядерного арсенала внушает озабоченность.
Очевидно, что ядерные вооружения будут и впредь играть ключевую, хотя и несколько изменившуюся по сравнению с периодом холодной войны, роль в американской стратегии национальной безопасности. И если в эпоху биполярной конфронтации главная задача СЯС США состояла в «сдерживании» СССР, то в настоящее время перед американскими ядерными вооружениями стоит более широкий спектр задач, включая противостояние ядерному терроризму и ядерным амбициям таких стран, как Иран и Северная Корея. В Ядерном обзоре подчеркивается: «…хотя угроза глобальной ядерной войны уменьшилась, риск ядерного нападения возрос». В связи с этим обзор рекомендует сохранить стратегическую ядерную триаду, а также большое количество ядерных боеголовок в резерве, продолжить модернизацию средств доставки ядерного оружия и боеголовок, создать новые производственные мощности по производству боеголовок и отвергнуть политику неприменения ядерного оружия первыми.
По состоянию на декабрь 2010 г. Соединенные Штаты располагали 2152 оперативно развернутыми стратегическими ядерными боеголовками, из которых 500 были развернуты на МБР, 1152 – на БРПЛ и 500 – на тяжелых бомбардировщиках. В настоящее время СЯС США располагают 880 носителями: 450 МБР типа «Минитмен-3», каждая из которых способна нести 1–3 ядерных боезаряда, 336 БРПЛ типа «Трайдент-2» (D-5), каждая из которых может нести 8–14 боевых блоков, на 14 подводных ракетоносцах типа «Огайо» и 94 стратегическими бомбардировщиками типов В-52 и В-2.
Кроме того, США разместили некоторое количество (по разным оценкам, от 200 до 400) ядерных авиабомб, носителями которых должны стать самолеты американской тактической авиации. В резерве у Соединенных Штатов имеется 2850 ядерных боеголовок, а еще 3500 ядерных боеголовок сняты с вооружения и должны быть демонтированы.
В соответствии с российско-американским Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) Соединенные Штаты должны будут сократить общую численность своих стратегических носителей до 700, а стратегических боеголовок – до 1550 ед. Кроме того, еще 92 стратегических носителя (20 МБР «Минитмен-3», 40 БРПЛ «Трайдент-2» и 32 тяжелых бомбардировщика В-52) будут считаться неразвернутыми носителями.
В течение ближайших десяти лет Вашингтон планирует выделить до 200 млрд долл, на модернизацию американских СЯС: 100 млрд – на модернизацию стратегических носителей и 92 млрд – на модернизацию и поддержание в боеготовом состоянии своих ядерных боеголовок. Так, предполагается заменить устаревшие боеголовки типов MK12/W62 и MK12A/W78 на более современную MK21/W-87. К этому следует добавить, что Пентагон планирует и в дальнейшем закупать ракеты типа «Трайдент-2» (до 24 ед. в год). В планах Пентагона – продлить срок службы боеголовок MK4/W76 для ракет этого типа, а также термоядерных бомб В-61 для стратегических бомбардировщиков В-2 «Стеле».
Существуют планы изучения возможности создания новой, перспективной МБР, которая должна прийти на смену ракете «Минитмен». ВМС США проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новой ПЛАРБ, которая должна к 2029 г. заменить ПЛАРБ типа «Огайо». К 2018 г. предполагается принять на вооружение и новый стратегический бомбардировщик, а к 2025 г. – новый тип крылатой ракеты. (В.И. Батюк)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

|