Стратегические ядерные силы (СЯС) РФ

Найдено 1 определение
Стратегические ядерные силы (СЯС) РФ
стратегические наступательные вооружения РФ. После окончания холодной войны СЯС РФ претерпели существенные изменения. На рубеже 1980–1990-х годов стратегические наступательные ядерные силы СССР насчитывали 2,5 тыс. пусковых установок (ПУ) и свыше 10 тыс. развернутых боезарядов (БЗ). За последние 20 лет численность ядерных сил России многократно сократилась; на февраль 2011 г. у нее было:
• 521 ед. развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
• 1537 БЗ на развернутых МБР, БРПЛ, ядерных БЗ, засчитываемых за развернутыми ТБ;
• 865 развернутых и неразвернутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ.
Системы доставки СЯС РФ включают МБР, БРПЛ и ТБ.
Кроме того, Российская Федерация располагает и стратегическими оборонительными вооружениями. Вокруг Москвы развернуто 100 противоракет типа А-136, способных поражать боеголовки стратегических ракет на дальности до 80 км и на высоте до 30 тыс. м.
СЯС РФ претерпевают активную модернизацию. На боевое дежурство поступают новейшие ракеты типа «Яре» (уже развернуты два дивизиона). Идет разработка «тяжелой» МБР нового типа, способной нести до 10 БЗ. В декабре 2011 г. Президент РФ Д. Медведев заявил о завершении испытаний и постановке на боевое дежурство БРПЛ типа «Булава». Разрабатывается и ТБ нового поколения.
После окончания холодной войны в российской ядерной стратегии произошли серьезные перемены. Москва пересмотрела взятое Советским Союзом в 1982 г. обязательство не применять первой ядерное оружие. Как указывалось в Концепции национальной безопасности РФ 1997 г., «важнейшей задачей Вооруженных сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств».
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г. утверждается, что «важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки».
Наконец, в Военной доктрине Российской Федерации 2010 г. говорится, что «ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт».
Кроме того, в директивном документе Министерства обороны РФ «Актуальные задачи развития вооруженных сил Российской Федерации», опубликованном в 2003 г., говорится о возможности «дозированного боевого применения отдельных компонентов Стратегических сил сдерживания», а также «демонстрации решимости» путем «повышения уровня их боевой готовности, проведения учений и изменения дислокации отдельных компонентов». (В.И. Батюк)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

|