Стабильность политическая

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Политическая стабильность
(Political stability, Саясий туруктуулук) - способность политической системы функционировать и сохраняться длительное время без резких изменений.

Источник: Глоссарий по политологии. Проект www.cde.osu.ru

Политическая стабильность
способность политического организма к самосохранению в условиях, угрожающих «идентичности» общественной системы или самому ее существованию.

Источник: Политология: краткий словарь политологических терминов

Политическая стабильность
состояние политической жизни общества, характеризующееся успешным функционированием всех властных структур, институтов, соблюдением правовых норм и т.д.

Источник: Методические указания по политологии

Стабильность политическая
система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
лат. stabilis — постоянный, устойчивый, греч. роlitike — политика) — состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими системами. алъное

Источник: Новейший политологический словарь

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
political stability, от лат stabilis -устойчивый) - черта, характеристика, состояние политической жизни общества, проявляющаяся в устойчивом функционировании всех имеющих в обществе политических институтов, в соблюдении юридических и политических норм, сложившихся в нем, в мирном разрешении конфликтных ситуаций, что в целом позволяет данной политической, властной системе эффективно функционировать и развиваться, сохраняя свою структуру, свою качественную определенность. Следует отличать С.п. от застоя, стагнации, и иных ситуаций, когда динамика политической жизни общества резко замедляется, развитие практически приостанавливается. Противоположностью политической стабильности является нестабильность общественного развития. Нарушение стабильности может иметь преходящий характер, при котором ликвидации этого нарушения происходит без изменения качественных особенностей той или иной политической системы, или носить фундаментальный характер, при котором нарушение стабилизации настоятельно требует коренных изменений системы в целом, ее реформирования или смены.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

СТАБИЛЬНОСТЬ политическая
устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внутреннего и внешнего окружения, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Считается, что стабильные политические системы способны преодолевать кризисные ситуации без гражданских конфликтов и войн. Различают внутриполитическую, региональную и международно-политическую стабильность. Специфика этих систем связана, прежде всего, с включенными в них политическими субъектами. Главными субъектами внутриполитической С. рассматривают государство и гражданское общество. Система же региональной и международно-политической С. содержит в себе большее количество субъектов политического процесса, значительно более автономных и выступающих как целостные управляющие образования. Различают два типа внутриполитической С.: мобилизационную и автономную. Автономный тип определяется как независимый от желания и воли каких-либо конкретных социальных и политических субъектов и возникает в обществе, когда развитие инициируется и начинается «снизу» всеми структурами гражданского общества. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется «сверху», само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, социальных конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
способность государственной системы длительное время функционировать без значительных изменений, обеспечивая планомерное развитие, преемственность власти, благоприятный инвестиционный климат и экономический рост.
Вероятно, первым государством, пришедшим к пониманию стабильности как высшего блага для подданных, стал древний Китай, принявший идеи Конфуция в качестве государственной доктрины. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» — до сих пор одно из любимых пожеланий китайцев, наряду с традиционными для всех землян пожеланиями счастья, здоровья и успехов.
Однако в своем современном смысле признание ценности политической стабильности как части общей идеологии гуманизма, закрепилось в политическом дискурсе уже после Второй мировой войны, став своеобразным ответом человечества на ее ужасы и разрушения,.
Политическая стабильность — одно из важных условий равномерного экономического роста и привлечения инвестиций, как внутренних, так и внешних, что делает ее достижение и сохранение чрезвычайно желательным не только для развивающихся, но и для развитых стран.
Достичь политической стабильности, особенно развивающимися и реформируемыми системами, довольно сложно, т. к. степень вовлечения государственного бюрократического аппарата в общественные процессы в таких странах как правило слишком велика, что, с одной стороны, тормозит необходимые изменения системы в целях улучшения ее функционирования, а с другой, приводит к тому, что даже незначительное отклонение от взятого политического курса требует радикального переустройства всего существующего порядка вещей.
Политическая стабильность достигает своего минимума во время революций, чей инновационный эффект нередко сильно преувеличивается, зато разрушительные последствия очевидны. Выступая 10 мая 1907 г. на прениях по земельному вопросу в Госдуме, премьер-министр Российской империи П. Столыпин говорил: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия!».
Слова Столыпина не потеряли актуальности в наши дни. Считается, что самым важным шагом на пути обретения политической стабильности является наличие конституции, а также усложненного механизма внесения поправок в нее, что обеспечивает более или менее стабильное правовое поле внутри страны. Минимум политических партий в государстве тоже способствует равномерному — в случае двухпартийности — синусоидальному движению системы, создавая таким образом необходимые условия стабильности.
Политическую стабильность невозможно увязать с политическим устройством государства, будь то демократия или тирания. Стабильность это прежде всего гарантия того, что определенные правила, какими бы плохими они ни были, не будут переписываться во время игры.
Есть мнение, что политическая стабильность невозможна в демократическом государстве, что она достигается лишь при длительном пребывании у власти единственной политической силы и при существенном ограничении гражданских свобод. Однако практика показывает: подобные схемы утопичны. Системы, основанные на однопартийности и безальтернативности власти, не отвечают требованиям постоянно меняющейся среды; они неэффективны и склонны к стагнации.
Не обладая другими механизмами сглаживания политических и прочих противоречий, кроме механизма подавления и ограничения, они обречены на крах. Настоящая стабильность не противоречит развитию, а наоборот способствует ему.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Политическая стабильность
система связей между различными политическими субъектами, для которых характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на неб функции. Различают внутриполитическую, региональную и международно-политическую стабильность. Специфика этих систем связана, прежде всего, с включенными в них политическими субъектами.
Главными субъектами внутриполитической стабильности выступают государство и другие политические структуры общества. Систему внутриполитической стабильности отличает ряд принципиальных особенностей. Во-первых, здесь имеется два базисных политических субъекта: государство и общество. С точки зрения обеспечения функции управления системы и при известном уровне абстракции эти политические субъекты нередко называю) управляющим политическим классом и управляемой частью общества. Во-вторых, такое обозначение субъектов внутриполитической стабильности даст возможность убедиться в качественном отличии характера их связей по сравнению с характером связей субъектов региональной и международной систем политической стабильности. Государство и общество не могут не оказывать друг на друга заметного воздействия, само их качественное своеобразие формируется, прежде всего, в результате такого взаимовлияния. Система же региональной и международно-политической стабильности содержит в себе, как правило, более двух субъектов политического процесса, значительно более автономного и выступающих как целостные управляющие образования.
Цивилизация XX века и начала XXI столетия открыла новый, динамичный тип политической стабильности, принципиально отличный от статической стабильности социального и политического порядка. Этот последний основан на создании и сохранении неподвижных социальных и политических структур, постоянных политических институтов и отношений. Исторически он древнее и архаичнее и связан с представлениями о незыблемости социально-политических устоев, замедленным темпом исторического процесса, традиционалистскими и консервативными формами идеологии, закрепленными устойчивыми стереотипами в политическом сознании. Тоталитаризм XX века (и прежде всего немецкого, итальянского и франкистского типа) пытался усовершенствовать политическую стабильность такого вида, создав репрессивную политическую систему; этот политический режим стремился сочетать ее с динамичной, агрессивной внешней политикой; гонкой вооружения, экспансией, попыткой установления мирового господства для высших рас - немецкой, итальянской, будто бы созданных самим Богом и предназначенных управлять другими, низшими народами и государствами. В конце XX - начале XXI вв. идеи «богоизбранности» американскою этноса к установлении мирового господства, как уже отмечалось, стали превалирующими в теориях и политической практике США.
В прошлом такое сочетание несовместимых начал оказалось гибельным и для нацистского гитлеровского и итальянского фашистского режимов, и нет никаких оснований полагать, что эта историческая закономерность в обозримом или отдаленном будущем, особенно в связи с превращением Китая в супермировую державу не повторится вновь теперь в США. Тот же исторический опыт показал, что динамичный тип политической стабильности выработан открытыми политическими обществами, освоившими механизм обновления, социально-политического изменения и в пределах сложившихся социальных систем, находящихся в процессе исторического развития, которое воспринимается не как опасность их разрушения, а как стабилизирующий фактор. Такие политические системы обретают особую стабильность благодаря их способности воспринимать и ассимилировать мощные положительные внутренние и внешние трансформирующие их импульсы, органично включать в демократический процесс механизмы не только предотвращения, но и использования политических конфликтов для совершенствования и надежной стабилизации политических систем.

Источник: Энциклопедический словарь политологических терминов.-СПб. ИД Петрополис. 2013

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
устойчивое состояние политической системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться под влиянием внешней и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью , власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система.
Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.
К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитически авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.

Источник: Политология: Словарь-справочник

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. П. С. основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп, решении возникающих противоречий и конфликтов на базе консенсуса. Обычно говорят о П. С. демократических обществ. Условиями П. С. выступают: 1. Стабильный экономический рост, сопровождаемый увеличением средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в политической культуре. 2. Высокий уровень политической культуры, наличие признаваемых большинством демократических ценностей, позволяющее согласовывать противостоящие и противоборствующие интересы, цели, позиции. 3. Наличие демократических традиций, толерантности (терпимости) в обществе, уважительного отношения к закону и лояльного — к политическим институтам. Соблюдение определенных «правил» участниками политического процесса, основанное как на взаимодоговоренности, так и на страхе перед эффективными санкциями со стороны «партнера» за нарушение таковых. 4. Обеспечение максимально свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политической жизни). Подобное обеспечение позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе. Там, где политическая система оказывается закрытой, социальные группы, стремящиеся к власти начинают действовать методами решительного нажима и революции, а, следовательно, ставить под угрозу П. С. Социальные группы, которым приходится силой пробиваться к государственной власти, как правило, преувеличивают возможности, даваемые участием в политической жизни. 5. Создание возможностей для реализации интересов большинства социальных групп в экономической сфере. Отсутствие такой возможности порождает Стремление «надавить», «нажать» на государственные органы с целью получения дополнительных материальных преимуществ, улучшения материального положения и т. Р. Возникает «цепная реакция»: группы втягиваются в своеобразное соревнование по «выколачиванию» материальных благ, а поскольку органы власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается поле конфликтов, конфронтации и социальной напряженности. 6. Признание военными гражданской власти, или, по крайней мере, нейтральное отношение к ней. П. С. — предмет заботы правящих политических сил, политического руководства. Среди методов, используемых политической элитой для обеспечения П. С., наиболее распространены следующие: 1. Социально-политическое маневрирование, содержанием которого является ослабление противодействия самой ущемленной части общества. Наиболее часто применяемым средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп. Использование данного метода позволяет частично ослабить социальную напряженность — угрозу П. С. Спектр способов маневрирования достаточно широк — от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание. 2. Политическое манипулирование — массированное воздействие средств массовой информации для формирования общественного мнения нужной направленности. 3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция. 4. Применение силы. Последний метод, как показывает практика, наименее эффективен и может осуществляться только в условиях изоляции от внешнего мира. П. С. является неизменным условием успешных экономических реформ. Опыт стран Восточной Европы показывает, что прологом к формированию П. С. может служить формирование правительства национального доверия, переговоры и установление компромисса между ведущими политическими силами. В СССР подходы к формированию П. С. привели к появлению идеи «круглого стола» как первоначального этапа установления П. С.
Литература: Липсет С. М. Политическая социология // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972; Западная демократия: основы стабильности. М., 1990; Галкин А. А. Общественная стабильность: некоторые теоретические подходы // Международная экономика и международные отношения. 1990, № 9; Социальная стабильность и перестройка («круглый стол») // Социально-политические науки, 1991, № 1

Источник: Толковый политический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.94 кб

РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Полосин Андрей Владимирович
В данной статье представлена прикладная модель оценки политической стабильности в субъектах Российской Федерации, периодически применявшаяся на практике в течение 2011-2016 гг.
Читать PDF
115.39 кб

Кавказская модель политической стабильности

Албаков Магомед Махмутович
В статье предлагается универсальная для Северо-Кавказского региона модель политической стабильности, разработанная на основе социально-политических, национально-культурных особенностей региона.
Читать PDF
330.82 кб

Политическая система Алжира: причины стабильности

Мохов Н.
Востоковедный сборник, М., 2006 г., с. 425-441.
Читать PDF
128.70 кб

Некоторые аспекты политической стабильности в Китае

Дин И.
Социальные последствия политической и экономической реформы в КНР выражаются в тех сдвигах, которые происходят в китайском обществе с конца 80-х гг. ХХ-го столетия.
Читать PDF
132.03 кб

Социальная трансформация и политическая стабильность

Мингариев Ф. К.
Читать PDF
138.40 кб

Политическая стабильность и национальная безопасность

Коровай Е. А.
В статье рассматривается проблема обеспечения национальной безопасности.
Читать PDF
10.72 мб

Политическая стабильность в годы перемен и потрясений

Галкин Александр Абрамович
В статье рассматриваются условия, факторы и состояние стабильности в мире как открытой системы, реагирующей на внешние и внутренние вызовы. Основу политической стабильности образует состояние общественного сознания.
Читать PDF
244.73 кб

Социальный кризис как угроза политической стабильности

Симоянов Алексей Вячеславович
Взаимная зависимость экономики, социальной сферы и политики порождает ситуацию, когда кризис экономики и последующее ухудшение уровня жизни граждан создает угрозу для существующей в стране политической системы.
Читать PDF
1.60 мб

Измерение психолого-политической стабильности общества

Пушкина М. А.
В соответствии с теорией А.И. Юрьева политическая стабильность рассматривается как психологическая способность населения сохранять спокойное поведение, невзирая на внешние или внутренние дестабилизирующие факторы.
Читать PDF
608.70 кб

Экономический рост как фактор политической стабильности

Ярославцева Анна Олеговна
Статья посвящена анализу актуальной проблемы влияния динамики экономического роста на уровень политической стабильности стран.
Читать PDF
108.24 кб

Политическая стабильность как спроектированный конфликт

Гордеева Мария Александровна
Стабильность как парадигма социального развития становится все более привлекательной по мере развития таких явлений, как общество потребления и социальное государство.
Читать PDF
496.11 кб

Оппозиция и стабильность политического процесса в России

Зелетдинова Эльвира Анваровна
В статье рассматривается проблема стабильности политической системы через призму развития российской оппозиции в последние 2 года.
Читать PDF
67.95 кб

Информационное измерение стабильности политического режима

Балахнин И.
Читать PDF
95.58 кб

Парламентаризм и политическая стабильность: факторы влияния

Колесников Владимир Николаевич
Статья раскрывает взаимосвязь парламентаризма и политической стабильности в условиях современной России.
Читать PDF
918.96 кб

Научные достижения исследователей политической стабильности

Семченко Ольга Ростиславовна
Статья посвящена анализу степени разработанности проблемы информационного обеспечения политической стабильности.

Похожие термины: