СПЕЦШКОЛЫ

Найдено 1 определение
СПЕЦШКОЛЫ
(сокращение от «специальные школы») — разветвленная система школ определенного назначения, преимущественно для детей советской элиты. Это — школы с обучением на иностранных языках, а также «школы для одаренных детей» : музыкальные, математические, физические, художественные. Формально С. открыты для всех желающих, но дети элиты составляют в них заметное большинство. Знания, которые приобретаются в С., шире, чем в других школах. Классы тут меньше, обучение и воспитание ведутся на более высоком профессиональном уровне, лучше дидактическое оборудование. Обычно есть хорошие гимнастические залы, а нередко и бассейны. Ясно, что такие условия в СССР нельзя создать для всех. Как учреждения, занимающиеся отбором и специализированным обучением детей из вышестоящих сословий советского общества, С. служат формированию единого господствующего класса, обеспечению преемственности. В отношении детей элиты они выполняют те же функции, что по отношению к их отцам реализуют в СССР разветвленная система политпросвещения и партшколы. Однако С. осуществляют эти функции гораздо основательнее и глубже. Здесь, в сущности, воспитывается и получает образование новая советская элита, в которой должны сгладиться различия между социальными пластами, образовавшими правящий класс старшего поколения.
Именно под влиянием этих школ дети разных элит вступают в жизнь членами единого господствующего класса советского общества. Опыт свидетельствует, что школы формируют общегосударственное единство высшего класса даже в большей степени, чем семьи. Захваченная нигилизмом и духом потребительства, такая семья нередко перестает служить рупором коммунистической идеологии и морали. Учеба в специализированной школе — начало жизненного пути юного представителя советской элиты. В возрасте 7 лет ребенок высокопоставленных родителей переходит из детского сада ЦК (Совета Министров, К Г Б ), где он был предоставлен заботам услужливых нянек и чутких гувернанток, в мир, где ему предстоит постичь мудрость жизни. Первый, второй, следующий классы... Любое его желание находит живое понимание, предупреждается каждая его склонность, удовлетворяются все виды любознательности: хочет рисовать — на подхвате многоопытные художники, играть на сцене — его приглашают в драматические кружки, руководимые именитыми артистами. К его услугам музыкальное обучение, спортивные секции — и тут, и там его ждут известные в стране специалисты. В школе он получает горячие завтраки, а если захочет — и обеды, домой его доставляет семейный шофер. Существует великое множество вариантов и ситуаций, но биография элитарного ребенка неизменно раскручивается по принципу: везде — свои.
С самого детства ребенок постигает мораль, психологию и шкалу ценностей элиты. Жизнь, объясняют ему в С., — это борьба за приобретение и сохранение привилегий, собственности и общественного положения. Обществом управляет небольшая группа людей, и вести достойную жизнь можно только в ее рамках. Находиться на периметре недостаточно, цель — войти в круг. В обществе много жестокости и несправедливости, бороться с ними или сострадать — напрасный труд, ибо ничего нельзя изменить. С деньгами и при наличии высокого статуса можно жить хотя бы в собственное удовольствие. Учитель осторожно намекает: товарищей надо выбирать среди себе подобных — детей видных партийно-правительственных деятелей, сотрудников КГБ, академиков. Никакого простонародья - детей инженеров, врачей, рабочих. И ребенок быстро усваивает уроки. Знакомясь, он прежде всего спрашивает: «А кто твой отец?»
Среди прочего ребенка обучают хорошим манерам: как разговаривать, как одеваться, как есть, как себя вести. Главное — как скрывать свои мысли, не обнаруживать чувств. Эти уроки сослужат элитарному ребенку добрую службу, когда он подрастает; они явятся тем ключом, который откроет ему доступ в правящий класс. Но пока что нужно шагнуть на следующую ступень — определиться в университет или институт. Для советских учащихся, кончающих школу, это трудноразрешимая проблема: желающих получить высшее образование куда больше, чем мест в высших учебных заведениях. Однако для питомцев специализированных школ, тесно связанных с привилегированными вузами, это не проблема. Многие выпускники вообще попадают туда вне конкурса. Но и конкурс для них не страшен. В С. — и только в них — преподавание иностранных языков поставлено на высоком профессиональном уровне. Уже по одному этому для их выпускников легко открываются двери таких престижных заведений, как Институт внешней торговли, Институт международных отношений, Высшая дипломатическая академия.
Цель С. — воспитать человека, уверенного в своих силах и в том, что власть, малая или большая, принадлежит ему по праву — по праву социального происхождения. Тут формируются и нужные для будущего руководителя качества: надменность, самонадеянность, беспринципность... С. готовят именно тех людей, которые нужны власти. В будущем воспитанников этих свяжет единая выучка, мировоззрение, круговая порука. Они привыкнут считаться друг с другом, если не как люди во всем равные (полного равноправия не может быть и между ними, ибо за одной школьной партой оказываются сын обычного генерала и дочка секретаря ЦК КПСС; потомок известного писателя, много раз удостоенного премий и званий, и наследник председателя районного исполкома), то во всяком случае как люди, имеющие много общего: в биографии другого каждый из них найдет черты своего собственного жизненного пути. Постепенно они проникнутся сознанием, что всем им придется служить одним и тем же интересам — интересам правящего класса. У этих людей, вырастающих вместе, доверяющих друг другу, личная близость будет сочетаться с уважением к потребностям товарища по кругу — человека, тоже принадлежащего к элите.
Молодой человек (или девушка) из элитарной семьи начинает свой путь, имея за спиной высокопоставленных, высокообеспеченных, высокопочитаемых мам, пап и дядей, братьев и сестер. Он (или она) слышат за семейным столом разговоры людей, делающих политику. Там он впитывает искусство вершить дела, проникается стремлением войти в круг тех, кто вершит историю. Приятно, когда общественные проблемы — такие, как распределение руководящих постов в государстве, — переплетаются с частными делами, с семейными заботами.
Закулисная форма замещения престижных мест — одно из средств негласной кооперации влиятельных семей. В каждой из сфер деятельности элитарный молодой человек непременно встретит людей, с которыми его связывает разного рода родство: через собственную семью или семью школьных товарищей. В каждой из сфер, в которой он будет вращаться, он встретит доверие и поддержку, симпатию и желание ему помочь. К нему никто не повернется спиной, в любом уголке страны он найдет «своих».
Его внешность, привычки, обращение сразу отличают в нем человека, получившего воспитание в С. Его знакомые и друзья служат порукой, что самые влиятельные люди сочтут его своим. Он живет в особом доме, в тщательно отделанной квартире. Его одежда, даже если она нарочито небрежна и поношена, отличается от одежды других людей не его сословия своим покроем и стилем. Она сшита обычно у лучших мастеров или куплена за границей. Он — желанный гость на пышных праздниках, устраиваемых элитой, на ее скромных и элегантных похоронах. Вместе с ней он участвует в веселых пикниках - там происходит обкатка его мыслей и чувств, его принципов и социальной ориентации. Таким образом, выпускников С. (а затем и привилегированных высших учебных заведений) связывает сознание причастности к единому социальному пласту — к касте людей, привыкших подчинять и править. Кончив школу и вуз, они пойдут работать в партийные комитеты, министерства, в органы безопасности, на дипломатическую службу. И при всех перемещениях они уже никогда не выпадут из глубоких кожаных кресел, не выйдут из общества фигур значительных и влиятельных. Их будут всюду окружать старые приятели, они будут вращаться в мире, где политику вершат их друзья или родственники. И они знают, что со временем эта нелегкая, но приятная обязанность перейдет к ним.
ПРИМЕРЫ: «Кинофильм «Последний побег» я обсуждал в Сланцевской спецшколе, где его снимали». («Агитатор», 1984, № 3, с. 45.) «...нет противоречия между целями верхов и целями воспитания: их дети воспитываются в спецшколах, закрытых для народа». («Посев», 1974, №2, с. 46.)

Источник: Политология. Классики науки. Термины. Тесты. 2012 г.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Спецшколы для детей с нарушением слуха: настоящее и будущее

Каришева С. В.
В статье анализируется количество и качество специализированных детсадов и спецшкол для детей с нарушениями слуха. А также выясняются проблемы в специализированных школах и нахождение решений для устранения этих проблем.
Читать PDF
563.59 кб

Страх влияния: к ранней истории советских языковых спецшкол (конец 1940-х — начало 1960-х годов)

Майофис Мария Львовна
На основании опубликованных и архивных документов анализируется комплекс причин, которые подтолкнули советское руководство к созданию языковых спецшкол в конце 1940-х годов — в период, когда шла наиболее активная борьба с «космопо