СОВЕТСКИЙ ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Найдено 1 определение
СОВЕТСКИЙ ПЛАН ЛИКВИДАЦИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
Химическое оружие одно из опаснейших и варварских средств массового уничтожения, по своему поражающему эффекту соизмеримое лишь с ядерным. План его полной ликвидации еще в текущем столетии составная часть программы разоружения, сформулированной в Заявлении М. С. Горбачева от 15.1 1986. В Заявлении содержатся принципиально новые элементы, развивающие позицию СССР в отношении химического оружия. Поставлен вопрос не только об уничтожении запасов химического оружия, но и о быстрейшей ликвидации промышленной базы для его изготовления. Советский Союз предлагает распространить международную проверку на месте не только на уничтожение запасов этого вида оружия, но и на процесс уничтожения объектов по его производству. Заявлено о готовности СССР своевременно объявлять о местонахождении объектов по производству химического оружия. Советский Союз всегда строго придерживался принципов непередачи этого вида оружия и его неразмещения на территории др. государств. Высказана идея о целесообразности принятия договоренностей на многосторонней основе о непередаче химического оружия кому бы то ни было и о его неразмещении на территории др.государств
Новые советские предложения по вопросу о запрещении химического оружия конкретизированы делегацией СССР на женевской Конференции по разоружению 22.IV 1986. Советская сторона, в частности, предложила, чтобы к уничтожению запасов химического оружия государства-участники приступили не позднее чем через 6 месяцев после вступления конвенции о полном запрещении и уничтожении химического оружия в силу (позиция США предусматривает годовой интервал до начала таких операций). СССР внес предложение, чтобы через 30 дней после вступления конвенции в силу государства-участники сделали официальные объявления о том, что они имеют (или имели) на своей территории объекты по производству химического оружия, и об их количестве независимо от того, в чьей собственности (государственной или частной) такие объекты находятся (находились) и по чьему заказу (договору, контракту) такие объекты создавались и функционируют (функционировали) в целях производства химического оружия, с указанием точного местоположения каждого объекта. Не позднее чем через 30 дней после вступления конвенции в силу СССР предложил также начать выработку процедур по уничтожению соответствующей производственной базы для изготовления химического оружия.
Советская делегация изложила также свои конкретные предложения по своевременному прекращению производства химического оружия и обеспечению ^функционирования объектов по его изготовлению (запрещение обитаемости зданий, отключение и демонтаж всех коммуникаций обслуживания объекта и т. д.) в течение трех месяцев после вступления конвенции в силу Эти меры могут служить гарантией, что производство химических средств на соответствующих объектах незамедлительно прекращается после вступления конвенции в силу, а сами объекты закрыты. Уничтожение или демонтаж предприятий по производству такого оружия предложено начать не позднее чем через год после вступления конвенции в силу.
Предложения Советского Союза подкреплены новаторским и смелым его подходом к контролю за прекращением производства химического оружия и ликвидацией предприятий по его изготовлению. В частности, на конференции внесена инициатива о проведении систематических международных проверок на местах. Присутствие международных инспекторов предусмотрено на всех важных операциях по уничтожению или демонтажу соответствующих объектов. Позиция СССР предусматривает также итоговую международную проверку по полному завершению этого процесса.
СССР предложил выработать самые жесткие меры контроля, к-рые исключили бы возможность производства химического оружия под видом коммерческих химикатов как на государственных, так и на частных предприятиях, а также на дочерних предприятиях транснациональных корпораций, расположенных в др. странах. В соответствии с этими предложениями химикаты делились бы на четыре категории с установлением на них различных режимов ограничения и контроля, включающего проверку на местах. В зависимости от степени опасности тех или иных химикатов такие проверки могли бы иметь различную форму: постоянное присутствие международных инспекторов, систематические проверки, разовые проверки по запросу. СССР исходит из необходимости юридического закрепления принципа обязательных инспекций по запросу без права отказа в таких инспекциях.
Благодаря новым советским инициативам, выдвинутым на переговорах о запрещении химического оружия, ведущихся в рамках Конференции по разоружению с 1972 создалась ситуация, когда государства участники переговоров (их более 40) располагают всем необходимым материалом для окончательного согласования основных разделов конвенции.
Позиция СССР на переговорах в Женеве подкрепляется практическими шагами. 10.1V 1987 в Праге М. С. Горбачев объявил, что в СССР прекращено производство химического оружия и строится специальное предприятие по уничтожению его запасов. Для создания атмосферы доверия, в целях скорейшего заключения международной конвенции СССР организовал в октябре 1987 посещение советского военного объекта Шиханы участниками женевских переговоров по запрещению химического оружия для ознакомления с типовыми образцами имеющихся здесь химических боеприпасов и технологией уничтожения химического оружия в передвижном комплексе. С аналогичной миссией советские эксперты по проблеме химического разоружения посетили в ноябре 1987 военную базу армии США в Туэле (штат Юта) и осмотрели установку бундесвера по уничтожению боевых отравляющих веществ в районе Мунстера (ФРГ).
В подходе США отражается стремление совместить несовместимое переговоры о запрете химического оружия и стремление модернизировать американский химический арсенал в плане производства бинарных боеприпасов.
В то время как Советский Союз творчески развивает свою позицию на переговорах, США «заморозили» собственную на уровне внесенного ими еще в 1984 проекта конвенции, продолжают отстаивать ряд схем и шаблонов проекта, несостоятельность к-рых и неприемлемость для социалистических и многих др. государств очевидны.
Работа над конвенцией о полном запрещении и уничтожении химического оружия ведется в рамках открывшейся в феврале 1988 ежегодной сессии Конференции по разоружению. Проблема заключается в том, чтобы заложить в конвенции положения, полностью исключающие возможность возрождения где бы то ни было военнохимического потенциала.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987