СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Совет Федерации
согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета Федерации стоит Председатель, Первый заместитель Председателя и три заместителя Председателя.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
Council of Federation) - одна из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; ж) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Источник: Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
является верхней палатой Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Во всех федеративных государствах одна из палат парламента выступает как представительство членов федерации (например, Сенат в США, Бундесрат в Германии). Аналогична и роль С.Ф., компетенция и деятельность которого призваны отразить позиции и интересы субъектов Российской Федерации. Соответственно в С.Ф. (Конституция РФ, ст. 95, ч. 2) входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Представители избираются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ или назначаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов федерации). В качестве верхней палаты С.Ф. выступает как своеобразная вторая инстанция в законодательном процессе: законы, принятые Государственной думой, должны получить либо молчаливое одобрение (без обсуждения палатой), либо в итоге рассмотрения С.Ф. Обязательному рассмотрению в С.Ф. подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по следующим вопросам: федеральному бюджету; федеральным налогам и сборам; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статусу и защите государственной границы Российской Федерации; войне и миру.

Источник: Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
одна из двух (наряду с Государственной Думой) палат Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации - постоянно действующего представительного и законодательного органа, предусмотренного Конституцией РФ 1993 г.
В составе С.Ф. 178 членов: по два представителя от каждого из субъектов РФ - один из представительного и один из исполнительного органов власти. Члены С.Ф. не могут быть одновременно депутатами Государственной Думы. Они пользуются депутатской неприкосновенностью и имеют право законодательной инициативы. Порядок формирования С.Ф. определяется Конституцией РФ и федеральным законом. С.Ф. заседает отдельно от Государственной Думы, хотя могут проводиться и отдельные совместные заседания. Из своего состава С.Ф. избирает Председателя и его заместителей. К ведению С.Ф. относятся: утверждение изменений границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положений; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты Федерального Собрания РФ, а также половины состава ее аудиторов. По этим вопросам С.Ф. выносит постановления, которые, как правило, принимаются большинством голосов от общего числа членов С.Ф. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, рассматриваются С.Ф., который может одобрить или отклонить их. В последнем случае может создаваться согласительная комиссия и проходит повторное рассмотрение закона Государственной Думой, которая имеет возможность преодолеть вето С.Ф., если при повторном голосовании за закон выскажутся не менее двух третей от общего числа депутатов. С.Ф. - одно из важнейших звеньев механизма организации и функционирования федерализма в нашей стране, орган постоянного согласования интересов РФ в целом и ее субъектов.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ — сенаторами.
Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий: рассмотрение федеральных законов и федеральных конституционных законов, одобренных или принятых Государственной Думой, и принятие решений по ним, а также самостоятельная разработка законопроектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся отдельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Постоянно действующими органами палаты являются комитеты и постоянные комиссии СФ, которые осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.
Все сенаторы, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав тех или иных комитетов.
Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 75% от численного состава сенаторов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона сенатом палаты могут создать согласительную комиссию и позже рассмотреть его повторно.
К ведению СФ, кроме того, относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативнокоординационного органа было впервые утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. В состав СФ входили председатель Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), председатели ВС республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, в т. ч. его верхней палаты — Совета Федерации. Предусматривалось, что в этот орган должны входить по 2 депутата от каждого субъекта Федерации, избранных на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.
Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 г. Было избрано 175 депутатов. Первым Председателем СФ стал В. Шумейко.
СФ первого созыва (выборный) заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Его деятельность показала, что он не всегда выполняет отведенную ему авторами Конституции роль «фильтра» законов, принимаемых Государственной Думой, и нередко голосует за преодоление президентского вето.
Сделать Совет Федерации политически более близким исполнительной власти была призвана реформа СФ, проведенная в декабре 1995 г. Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в СФ входили по должности по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Все члены СФ совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.
Совет Федерации второго созыва приступил к работе 23 января 1996 г. Его Председателем был избран Е. Строев, глава администрации Орловской обл.
Именно в 1996–2000 гг. состоялось становление СФ в качестве «палаты регионов» — гаранта политической стабильности страны. Однако в силу своего состава СФ не мог работать на профессиональной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Для обеспечения осуществления полномочий членов СФ на постоянной основе в 2000 г. была проведена очередная реформа, предложенная Президентом РФ В. Путиным.
Согласно вступившему в силу 8 августа 2000 г. новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», губернаторы и главы законодательной власти заменялись в СФ назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. При этом одного из них назначает губернатор на срок своих полномочий, а второго — законодательный (представительный) орган региона на срок полномочий этого органа.
Взамен для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.
5 декабря 2001 г. Председателем СФ был избран С. Миронов, представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (переизбирался 29 января 2003 г., 30 марта 2007 г.).
Предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» сенаторов закончилась в январе 2002 г. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
30 января 2002 г. Совет Федерации принял новый Регламент палаты, основанный на трех основных принципах: точном отражении ее конституционных полномочий, сохранении преемственности в работе и создании структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в СФ были созданы 16 комитетов.

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
212.64 кб

Совет Федерации как инструмент лоббирования региональных интересов

Горшенин Александр Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Сотрудничество РНМОТ и комитета по социальной политике совета Федерации

Читать PDF
0.00 байт

Совет Федерации попросил у Скворцовой не допустить дефицита финансирования ВМП

В конце февраля 2014 г. состоялось заседание Совета Федерации.
Читать PDF
263.50 кб

Совета Федерации федерального собрания РФ: проблемы функционирования и легитимности

Жиронкин Д. С.
Читать PDF
0.00 байт

Сравнительный анализ инженерного образования советского Союза и Российской Федерации

Дубынин П.А., Клешнина И.А.
Рассмотрены история становления инженерного образования в СССР, его структура и влияние на образование в России.
Читать PDF
547.32 кб

ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОД

Дубровина Ольга Юрьевна
В статье рассматривается опыт и особенности деятельности Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России в 2005-2009 гг.
Читать PDF
244.96 кб

Основные направления деятельности Совета Федерации на современном этапе развития парламентаризма в Р

Орлинская Ольга Михайловна
В статье рассмотрены идеология и практика парламентаризма в России в современный период в контексте анализа статуса, полномочий, органов и основных направлений деятельности верхней палаты российского парламента при Б.Н.
Читать PDF
269.96 кб

Деятельность Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономи

Дубровина Ольга Юрьевна
В статье анализируется деятельность Консультативного Совета субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России и его влияние на развитие сотрудничества России с зарубежными странами в 2000-
Читать PDF
129.23 кб

Марчиняк В. Разграбленная империя: упадок советского Союза и образование российской Федерации. Marci

Лыкошина Л. С.
Читать PDF
0.00 байт

Роль Совета по межнациональным отношениям при президенте российской Федерации и Стратегии государств

Трусов Михаил Александрович
Рассматриваются основные положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, а также заявления участников Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, и выделяю
Читать PDF
0.00 байт

Трудная судьба общеевропейского сотрудничества (Выступление в Совете Федерации Федерального Собрания

Дашичев Вячеслав Иванович
В кратком выступлении сопоставляются два важнейших документа ХХ в., сохраняющих определяющее значение для судеб сотрудничества и безопасности в Европе и развития международных отношений в мире в целом.
Читать PDF
96.94 кб

Обращение Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания российской Федерации к парламентам ин

Читать PDF
144.88 кб

Парламентаризм и номенклатура в политической жизни района. Референдум, выборы членов Совета Федераци

Новиков Михаил Сергеевич
Одной из составляющей политической жизни России в обозначенный период являлись референдум по Конституции и выборы депутатов законодательных органов страны.
Читать PDF
0.00 байт

СОВЕТ ГЛАВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ МИД РОССИИ КАК МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗ

Дубровина Ольга Юрьевна
Данная статья посвящена мало представленной в научной литературе проблеме деятельности Совета глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел РФ (СГС). Созданный в 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

Курение подростков в Российской Федерации в сравнении с другими странами бывшего Советского Союза и

Токар А. В., Андреева Т. И.
Оценены особенности потребления табачных изделий среди подростков в Российской Федерации в сравнении с соседними странами Европы по данным Глобального опроса о табаке среди подростков 13-15 лет, который проводился в Европейских ст

Похожие термины:

  • СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по обеспечению защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведени
  • Совет Федерации Федерального Собрания РФ

    (СФ ФС рФ) Föderationsrat. Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation Верхняя палата Федерального Собрания (парламента) России, включающая по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представитель