СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Совет Экономической Взаимопомощи
СЭВ
в 1949-91 межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (прекратила участие в работе СЭВ в 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в Москве.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

Совет экономической взаимопомощи
(СЭв) Rat für gegenseitige Wirtschaftshilfe (RGW). Council for Mutual Economic Assistance (COMECON) СЭВ (1949−1991) был организацией стран Восточно-го блока (со штаб-квартирой в Москве), которая отвечала за взаимные соглашения и помощь в странах с социалистической экономикой. См.: Государства Восточно-го блока – Плановая экономика

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
(СЭВ) международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. Создана в 1949. В СЭВ входят НРБ, ВНР, СРВ, ГДР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР. В 1949 в члены СЭВ вступила Албания, однако с кон. 1961 в деятельности организации не участвует. СЭВ призван содействовать путем объединения и координации усилий стран-членов совершенствованию сотрудничества и углублению социалистической экономической интеграции, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития, непрерывному росту производительности труда и неуклонному подъему благосостояния народов стран членов СЭВ. В своей работе руководствуется Уставом (вступил в силу в 1960), Осн. принципами международного социалистического разделения труда (1962), Комплексной программой дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран членов СЭВ (1971), Комплексной программой научно-технического прогресса стран членов СЭВ до 2000 года (1985) и др. документами. Экономическое и научно-техническое сотрудничество в рамках СЭВ осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, уважения государственного суверенитета и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, равноправия и взаимной ответственности, взаимной выгоды и взаимной помощи. В СЭВ существует равное представительство, равные права и обязанности каждой страны-участницы, независимо от экономического потенциала, численности населения и взносов в бюджет Совета. Решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран.
В ходе осуществления Комплексной программы социалистической экономической интеграции утверждались новые, более совершенные методы и формы хозяйственного взаимодействия сотрудничающих стран. Экономическое совещание стран — членов СЭВ на высшем уровне (Москва, 1984) одобрило согласованную стратегию дальнейшего хозяйственного развития, углубления социалистической экономической интеграции. Разработанная по решению совещания и принятая в декабре 1985 Комплексная программа научно-технического прогресса стран членов СЭВ до 2000 года призвана придать этому процессу новое ускорение.
На 43м (внеочередном) заседании сессии СЭВ (Москва, октябрь 1987) принят ряд важных постановлений: о необходимости поэтапного осуществления перестройки механизма социалистической экономической интеграции; о подготовке Коллективной концепции международного социалистического разделения труда на 19912005; о разработке специальных комплексных программ многостороннего сотрудничества европейских стран — членов СЭВ с Вьетнамом, Кубой и Монголией в интересах постепенного выравнивания уровней их развития и др., к-рые были одобрены на 44м заседании сессии СЭВ (Прага, июль 1988). Реализация этих решений будет способствовать ускорению социально-экономического развития стран членов СЭВ, повышению благосостояния народов, все более полному раскрытию созидательного потенциала социализма.
Страны члены СЭВ укрепляют свое могущество, способствуют социальному прогрессу. Они выступают за развитие хозяйственных связей с др. регионами мира, рассматривая такое сотрудничество как одно из важных средств расширения взаимопонимания народов и укрепления всеобщего мира. СЭВ инициатор установления официальных отношений с ЕЭС. В июне 1988 в Люксембурге подписана Совместная декларация об установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС. Созданы благоприятные условия для развития торгово-экономических обменов между крупнейшими организациями, между странами, входящими в их состав. С момента создания СЭВ является открытой организацией, в к-рую может вступить любая страна, разделяющая принципы Совета и желающая участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами членами СЭВ. Высший орган СЭВ сессия Совета, уполномоченная обсуждать принципиальные вопросы, входящие в компетенцию СЭВ, и определять основные направления его деятельности.

Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987

Совет экономической взаимопомощи
(СЭВ) (The Council for Mutual Economic Assistance, COMECON, CMEA или CAME) – межправительственная экономическая организация, созданная в 1949 г. полномочными представителями Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Появление СЭВ оказалось востребованным в период становления мировой системы социализма, в рамках которой на него была возложена задача организации социалистической экономической интеграции.
Официальная задача СЭВ состояла в содействии путем объединения и координации усилий стран-членов углублению и совершенствованию экономического сотрудничества, планомерному развитию их экономик, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ считались сессии, на которые собирались представители руководства стран – участниц организации. Исполнительные функции были переданы Исполнительному комитету и Секретариату Совета, расположенным в Москве.
СЭВ создавался в формате открытой организации, к которой могла присоединиться любая страна. Его состав постоянно менялся, что отражало политические и экономические изменения в мире социализма: в 1950 г. к СЭВ присоединились ГДР и Монголия, в 1991 г. его покинула Албания, но в эти же годы в работе организации периодически принимала участие Югославия (с 1964 г. – ассоциированный член), в 1972 г. в состав СЭВ вошла Куба, в 1978 г. – последняя страна – Вьетнам.
СЭВ имел свою расчетную валюту – «переводной рубль», позволяющий создать закрытую валютную систему и без использования конвертируемой валюты вести товарообмен между странами. Торговля между странами была клиринговая (бартерная).
На начальном этапе своего развития (1949–1960) СЭВ играл важную роль для подъема экономик стран Центральной Европы, принадлежащих к советскому блоку и объявивших о строительстве социализма. Помощь со стороны СССР в эти годы носила в основном ресурсный и технический характер, но она позволила создать основу для национализации промышленности по советскому образцу, приступить к реформам на селе и в определенной степени заменить программу Маршалла, к которой присоединились страны Западной Европы. Таким образом, СЭВ во многом способствовал развитию стран-участниц. За годы нахождения в организации некоторые страны прошли этап индустриализации, в них резко поднялся жизненный уровень населения, осуществлялось масштабное жилищное строительство. За одно поколение большинство стран полностью изменили свой хозяйственный уклад. В то же время в 1950-е годы СССР смог в рамках СЭВ воспользоваться технологическим опытом, прежде всего ГДР, Чехословакии и в меньшей степени Венгрии. В последующие периоды основным источником технологий в СЭВ оказался Советский Союз.
С конца 1950-х годов СЭВ стал восприниматься как альтернатива набирающему динамику процессу европейской интеграции и должен был продемонстрировать преимущество социалистической плановой экономики. К этому моменту в рамках СЭВ вошло в практику координирование народно-хозяйственных планов его членов. В 1960-х годах основным принципом развития сотрудничества в рамках СЭВ стало социалистическое разделение труда. Были сделаны попытки перейти в рамках СЭВ на отраслевую специализацию, охватывающую как промышленность, так и сельское хозяйство.
В 1960-е годы выросло значение советской энергетической поддержки развивающихся экономик европейских стран – членов СЭВ. Был построен нефтепровод «Дружба», и страны СЭВ стали получать советский природный газ. Появилась объединенная энергосистема «Мир». На Кубу был организован «мост» по доставке нефти.
В 1970-е годы в рамках СЭВ появились первые совместные международные отраслевые организации, координирующие выпуск своей продукции в разных странах. В эти же годы в рамках многочисленных совместных планов страны СЭВ приступили к созданию совместных предприятий, большей частью по добыче полезных ископаемых в СССР и Монголии, на Кубе.
Решения высших органов СЭВ носили рекомендательный характер и страны-участницы могли выполнять их по мере необходимости. На начальном этапе СССР своим авторитетом мог подвинуть членов СЭВ к выполнению согласованных решений. С вступлением Советского Союза во второй половине 1980-х годов в период структурного кризиса влияние его в СЭВ стало ослабевать. Советский Союз уже не мог оказывать решающего влияния на ситуацию в организации. К этому моменту нарушился товарообмен, стали накапливаться взаимные долги и невыполненные обязательства.
С переходом с начала 1990-х годов в расчетах между странами СЭВ на свободно конвертируемую валюту необходимость в СЭВ отпала, и в 1991 г. организация прекратила свое существование. (А.И. Суздальцев)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.