Совет Безопасности ООН (СБ ООН)

Найдено 1 определение
Совет Безопасности ООН (СБ ООН)
(UN Security Council) – орган, несущий главную ответственность за поддержание мира. Состоит из 15 государств – членов ООН.
Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются его постоянными членами. Генеральная Ассамблея ООН избирает десять других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов учитывается участие государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На СБ возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. В свою очередь все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям СБ и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только СБ имеет право принимать решения, которые государства-члены согласно Уставу ООН обязаны выполнять. СБ ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.
Каждый член СБ имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами девяти его членов. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая голоса всех его постоянных членов. Это означает, что если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета решение не будет принято, т. е. в отношении него будет применено вето. Иными словами, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется девять голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член СБ не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые девять голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, которые могут привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный суд ООН.
Согласно Уставу ООН СБ обладает следующими функциями и полномочиями:
• поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;
• расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям;
• выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных
споров или условий их разрешения;
• определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
• призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
• предпринимать военные действия против агрессора;
• выносить рекомендации относительно приема новых членов;
• выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря ООН и совместно с ней выбирать судей Международного суда.
СБ уполномочен рассмотреть любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира, и в случае необходимости рекомендовать сторонам процедуру, методы или условия урегулирования (ст. 33 и 34 Устава ООН). Он также определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Предварительно СБ может потребовать от сторон выполнения временных мер для предотвращения ухудшения ситуации (ст. 39 и 40 Устава ООН). Он также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны быть применены, включая полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41 Устава). Если СБ сочтет, что вышеуказанные меры недостаточны, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира, включая демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств – членов ООН (ст. 42 Устава).
Таким образом, СБ играет главную и решающую роль в миротворческой деятельности ООН. Только этот орган ООН уполномочен предпринимать действия и, при необходимости, применять силу для сохранения международного мира. Как правило, при возникновении угрозы миру Совет сначала стремится достичь согласия и урегулирования ситуации мирными способами. Он может сам сформулировать принципы мирного урегулирования и рекомендовать их сторонам в конфликте. Осуществляя посреднические функции, СБ может отправить миссию, назначить специального представителя либо предложить Генеральному секретарю ООН осуществить посредничество. Если спор перерастает в военные действия, Совет прежде всего стремится как можно скорее положить им конец и с этой целью может дать указания или приказ о прекращении огня и установлении перемирия, которые могут предотвратить эскалацию конфликта. При этом Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы ООН для ослабления напряженности, разъединения противоборствующих сил, а также для создания спокойной обстановки, в которой можно вести поиск мирных решений.
В отличие от других органов ООН, которые работают, собираясь на сессии, СБ организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке: в 1972 е он проводил заседания в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. – в Панаме (Панама), в 1990 г. – в Женеве (Швейцария). При необходимости СБ создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств – его членов:
• Комитет СБ по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений;
• Комитет по приему новых членов;
• Комитет экспертов СБ.
По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:
• Контртеррористический комитет, учрежденный Резолюцией № 1373 (2001) от 28 сентября 2001 г.;
• Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540);
• Совет управляющих Компенсационной комиссии ООН, учрежденной Резолюцией 692 (1991) СБ.
Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:
• Бюро Комитетов по санкциям (2008);
• Афганистан («Аль-Каида» и Талибан) – Резолюция 1267 (1999);
• Демократическая Республика Конго – Резолюция 1533 (2004);
• Ирак – Резолюция 1518 (2003);
• Иран – Резолюция 1737 (2006);
• Корейская Народно-Демократическая Республика – Резолюция 1718 (2006);
• Кот-д'Ивуар – Резолюция 1572 (2004);
• Либерия – Резолюция 1521 (2003);
• Ливан – Резолюция 1636 (2005);
• Руанда – Резолюция 918 (1994);
• Сомали – Резолюция 751 (1992);
• Судан – Резолюция 1591 (2005).
По вопросам об операциях по поддержанию мира и другим вопросам создавались рабочие группы:
• Рабочая группа по операциям по поддержанию мира (за период с 1948 г. было проведено 63 таких операции ООН);
• Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке;
• Рабочая группа, учрежденная Резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения Талибан);
• Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах;
• Рабочая группа СБ по общим вопросам, касающимся санкций;
• Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, – учрежден Резолюцией 808 (1993) СБ;
• Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, – учрежден Резолюцией 955 (1994) СБ. (В.Л. Олеандров)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

|