СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
тесная взаимосвязь, существующая между международным и внутригосударственным правом. Международное и национальное право взаимодействуют и влияют на развитие друг друга. В науке международного права сформировались три направления по проблемам С. г. и в. п.: дуалистический и два монистический. Дуалистический (Г. Трипель, Д. Анцилотти) заключается в утверждении, что международное право и внутригосударственное право “представляют собой отдельные правопорядки”… государство – это “абсолютная власть на земле”. Исходя из этого, оно правомочно по собственной воле образовывать и изменять не только нормы внутригосударственного права, но и нормы “внешнего” (международного) права. Первое монистическое направление (конец XIX – начало XX ст.) возникло в Германии. Даже буржуазное международное право представляло определенные препятствия на пути немецкой экспансии. Это вызывало появление концепции верховенства внутригосударственного права над международным, чтобы теоретически оправдать действия немецкого милитаризма на международной арене. Самым авторитетным направлением (вторым монистическим) является концепция примата международного права (Г. Кельзен – австрийский юрист‑международник, философ). Сейчас эта концепция получила широкое распространение. Её сущность такая: международное и внутригосударственное право – две самостоятельных системы права, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии. В Декларации о государственном суверенитете (1990 г.) Украина провозгласила, что «признает преимущества общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутригосударственного права».

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА
существуют две теории соотношения международного и государственного права, которые оказывают влияние на правотворческую и правоприменительную практику государств: монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему. Согласно дуалистической теории международное и внутригосударственное право – две различные правовые системы, лежащие в различных плоскостях и не подчиненные друг другу.
Каждая из этих теорий имеет разновидности. В ряде случаев граница между ними практически исчезает. Основное положение монистической теории заключается в том, что международное право в принципе может регулировать непосредственно внутригосударственные отношения и применяться национальными судами, др. государственными органами и должностными лицами, если таково было намерение создателей соответствующих международно-правовых норм или если это допускается внутригосударственным правом того или иного государства, находя отражение в его законодательстве.
Дуалистическая теория, основанная на признании международного права и внутригосударственного права двумя различными правовыми системами, как и монистическая, имеет разновидности. Широкое распространение, особенно в западной доктрине, получил тот ее вариант, согласно которому для придания международному праву силы во внутригосударственной сфере необходимо в каждом конкретном случае (идет ли речь о международном договоре или об определенном международном обычае) принятие на внутригосударственном уровне соответствующего закона или подзаконного акта, часто называемого трансформационным актом. Сторонники этой точки зрения допускали прямое регулирование международным правом внутригосударственных отношений, но лишь в результате принятия трансформационного акта. Позднее, в советский период, указанная точка зрения в том или ином виде находила отражение в отечественной международно-правовой литературе.
Некоторые авторы предпочитают говорить не о монистической и дуалистической теориях, а о доктрине инкорпорации и доктрине трансформации, считая, что в практическом плане решение вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права зависит в первую очередь от законодателя и в странах общего права – от судов.
В отечественной доктрине серьезную поддержку находит разновидность дуалистической теории, которую предлагают иногда называть объективным дуализмом. Согласно этому варианту дуалистической теории международное и внутригосударственное право разделяют объективные границы, которые не зависят ни от законодателя, ни от намерений сторон, заключающих международный договор. Международное право создается участниками межгосударственных отношений для регулирования этих отношений и объективно поэтому не может регулировать внутригосударственные отношения.

Источник: Словарь международного права. 2014