(sophists) Странствующие учителя и мудрецы в Греции примерно в 450–400 гг. до н.э. Объективно оценить их деятельность трудно: главным источником сведений о них является Платон (Plato), относившийся к ним с предубеждением. Они не создали школы и весьма отличались друг от друга по интересам и философским взглядам. Софисты обучали в основном богатых молодых людей, стремившихся к политической карьере; поэтому почти все они преподавали риторику, необходимую для участия в общественной жизни. Это искусство пользовалось особым спросом в древних Афинах, которые стали неофициальным центром деятельности софистов. Среди предметов, которые преподавали софисты, можно назвать также метафизику, эпистемологию и лингвистику, однако основное внимание они обращали на взаимоотношения личности и общества. По их мнению, главными в них были связи между между "природой" (nature) и "соглашением". Протагор считал, что, хотя общественные добродетели сами по себе не являются врожденными, способность приобретать их врожденна, и всем необходимо развивать эти добродетели, чтобы процветать как личности и как виду. Напротив, Антифонт утверждал, что по своей природе все мы стремимся к собственной выгоде, а большинство созданных человеком законов враждебны такому стремлению, и их следует обходить, чтобы избежать разоблачения. Некоторые софисты углубляли эту точку зрения, заявляя, что диктат природы является "естественной справедливостью", которая подтверждает превосходство сильного над слабым. Другие склонялись к теории общественного договора (social contract), заставляющего человека отказаться от конечного блага, совершения обычной несправедливости, чтобы избежать конечного зла – страдания за совершенную несправедливость.
0.00 байт
«Странствующие» софисты в культурном пространстве провинции (на примере биографии Либания)
Либаний знаменитый ритор и преподаватель ораторского искусства, крупнейшая литературная величина IV века.