СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.
Источник: Политический анализ. Учебное пособие.
Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.
межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 к СНГ присоединилась Грузия. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели. Созданы органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге и др. Постоянно действующий орган СНГ - Координационно-консультативный комитет в Минске.
Источник: Политическая наука: Словарь-справочник
Ядро СНГ первоначально составили Россия, Украина и Белоруссия, подписавшие в декабре 1991 г. известные Беловежские соглашения. Позднее к ним присоединились Казахстан, Молдавия, среднеазиатские и закавказские государства. Литва, Латвия и Эстония в СНГ не вошли. При создании СНГ предполагалось, что оно поможет сохранить многие жизненные связи между его членами, сложившиеся за долгие годы существования единого народнохозяйственного комплекса в масштабах бывшего СССР. К сожалению, «детская болезнь» крайней суверенизации, националистические проявления не позволили это осуществить в главном и основном, что нанесло огромный ущерб всем новым независимым государствам. За последние годы усиливаются тенденции и стремления к большей интеграции, что нашло свое отражение в заключении широких договоров сотрудничества и многочисленных специальных соглашений по различным вопросам, таможенного соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном, к которому присоединяются и др. участники СНГ, создание новых межгосударственных органов и т д. Вместе с тем на этом пути выявляется и немало объективных и субъективных трудностей и противоречий. Тем не менее пути и перспективы СНГ прочно связаны с тенденцией усиления интеграционных процессов, что находит свое отражение, в частности, в выдвижении идеи и планов евразийства, в движении к созданию конфедеративного объединения государств-членов СНГ.
Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии
Источник: Словарь международного права. 2014
В СНГ входят 12 бывших республик СССР - Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Армения, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Туркменистан.
Целями СНГ являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.
В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства - участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, напр., Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск (Беларусь).
Источник: Политология: Словарь-справочник
Президент РФ В. Путин:
«Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. <…> Содружество должно результативно работать на граждан наших государств, работать через обеспечение максимальной открытости экономик, через устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и общественной инициативы, прямых человеческих контактов».
(Послание 2004 года.)
8 декабря 1991 года руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства – члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентскую ассамблею.
СНГ создавалось в тяжелых условиях кризиса – прекращения существования СССР как единого государства. В настоящее время эффективность экономического взаимодействия в рамках Содружества ставится лидерами стран под сомнение. На первый план выходят вопросы адекватного реформирования СНГ, изменения приоритетов и механизмов взаимодействия.
Для синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов, для создания эффективной основы решения вопросов защиты прав человека, борьбы с преступностью, терроризмом и т.д. необходимо, чтобы законодательства стран Содружества были унифицированы. Органы СНГ не обладают такими механизмами и полномочиями, документы практически не содержат пунктов, обязательных к выполнению. Поэтому в рамках СНГ нужно действовать гуманитарными, образовательными и иными рычагами.
Источник: Словарь текущей политики
Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.
Процесс организации СНГ оказался сложным и противоречивым. Только 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества Независимых Государств. До настоящего времени его не подписали Украина и Туркменистан, Украина де-юре не является членом Содружества. Грузия вошла в состав СНГ в 1993 г., но в 2009 г. покинула его.
Основные органы СНГ – созданные 30 декабря 1991 г. Совет глав государств – участников СНГ и Совет глав правительств государств – участников СНГ. Пост председателя СНГ ежегодно занимает глава одного из государств Содружества. Содружество имеет развитую внутреннюю структуру.
Существование СНГ придало процессу распада СССР и формированию новых субъектов международного права цивилизованный и договорной характер. В частности, в 1992 г. было подписано Соглашение Совета глав государств – участников СНГ о вооруженных силах и пограничных войсках, положившее начало формированию национальных вооруженных сил стран СНГ. В том же году в Бишкеке было заключено Соглашение о разделе имущества СССР. В рамках СНГ было сохранено безвизовое пространство, сформирована договорная база функционирования железнодорожного, трубопроводного и воздушного транспорта, получили законодательное обеспечение миграционные потоки и т. д. Однако до настоящего времени СНГ играет роль «договорного клуба», где каждый из участников вправе выполнять только те соглашения, к которым он присоединился.
СНГ только на первоначальном этапе воспринималось как своеобразный наследник СССР, способный сохранить и интегрировать все, что осталось от Советского Союза. Уже на этапе формирования СНГ обнаружились сложные политические и экономические противоречия, долгое время скрываемые в рамках СССР. В молодых государствах проявился различный уровень развития производительных сил, политических классов и протоэлитных групп. Быстро набирал силу национализм. Формировались национальные экономические модели. Некоторые участники СНГ имели друг с другом весьма напряженные отношения: Армения – Азербайджан, Узбекистан – Таджикистан, Россия – Грузия и т. д. В 1990-е годы на развитие государств – участников СНГ большое влияние оказывали внешние силы: США, Евросоюз, Польша, Румыния, Турция и т. д.
СНГ традиционно подвергается критике со стороны правящих кругов стран – участниц Содружества за его правовую слабость и интеграционную непривлекательность. Уже в первые годы существования СНГ появились проекты его реформирования и интенсификации деятельности в рамках интеграционных процессов. Наиболее радикальные предложения по реформированию СНГ выдвинул в 1998 г. Б. Березовский, в то время занимавший пост исполнительного секретаря СНГ. Он предложил реформировать СНГ по образу Евросоюза, создать единое экономическое и валютное пространство, а также разработал реформу секретариата, предполагавшую увольнение большинства чиновников.
Невозможность приступить к интеграционным процессам в рамках Содружества стимулировала появление различных вариантов разноскоростной интеграции, более узких интеграционных объединений – ЕЭП, ЕвразЭС, Союзное государство России и Белоруссии и т. д. Появились и военно-политические блоки, объединяющие группы стран – участниц СНГ: ОДКБ, ГУАМ.
Вместе с тем до настоящего времени не создано новой региональной организации, заменяющей СНГ в качестве единого координирующего органа 11 стран постсоветского пространства. Существование Содружества свидетельствует, что за два с лишним десятилетия, прошедших со времени распада СССР, постсоветское пространство сохранило определенную целостность и специфику как особый регион мира.
Подписание в 2010–2012 гг. в рамках СНГ соглашений о зоне свободной торговли продемонстрировало жизнеспособность и интеграционный потенциал организации. СНГ также в течение 20 лет выступало опорной региональной организацией для ООН в проведении миротворческих операций на постсоветском пространстве и тем самым предотвратил вовлечение во внутренние проблемы региона внешних держав в качестве миротворцев. (А.И. Суздальцев, М.В. Братерский)
Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.
В меньшей степени, но все же актуальной, была и деятельность Содружества по разработке модельных законов, принятие или отклонение которых оставалось на совести отдельных стран СНГ.
В итоге к своему 14-летию Содружество подошло в крайне плачевной форме. Возник вопрос о том, кто же перехватит инициативу в роспуске этой структуры или ее глубоком реформировании.
Во многом СНГ сегодня повторяет опыт ООН. Для радикальных преобразований недостаточно политической воли и согласия среди участников этого образования, но и для его ликвидации таких ресурсов нет. Именно поэтому инициативы Казахстана по наполнению Содружества новым содержанием оказались выхолощены, и после обсуждения все предложения стали носить исключительно бюрократический характер.
На саммите в Казани в августе 2005 г. фактически столкнулись два направления. Одно из них представила Астана. Смысл его сводился к укреплению интеграции в рамках СНГ, созданию некоего аналога Совета Безопасности СНГ и формированию работающей организации (в том числе и для противодействия «оранжевым революциям»). Вторая концепция характерна для государств-«отщепенцев» (Украина, Грузия и т.п.), чье членство в СНГ во многом номинально и которые заинтересованы в окончательном распаде этой организации. Россия также не особенно заинтересована в усилении СНГ, поскольку в последнее время делает ставку на другие межгосударственные объединения — менее аморфные и объединяющие более дружественно настроенные по отношению к России страны (Евро-Азиатское Экономическое Сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности).
Москва не готова больше инвестировать серьезные политические и иные ресурсы в СНГ — это скорее мертворожденное дитя, имеющее для Кремля лишь символическое значение.
В итоге саммит ограничился «косметическим ремонтом» — поручения по активизации работы Экономического суда, Статистического комитета, сокращение аппарата Совета глав пограничных ведомств и упразднение Штаба по координации военно-технического сотрудничества (структуры, которая давно толком не работала, поэтому вполне логично ее функции были переведены в секретариат Совета министров обороны стран СНГ).
Как и ООН, СНГ переходит на формат гуманитарного сотрудничества. Именно эта идея постепенно становится центральной в деятельности организации — на саммите в Казани была подписана соответствующая декларация. Очевидно, что Россия еще может каким-то образом привлечь народы постсоветского пространства своим языком, культурой и образованием (хотя и этот ресурс исчезает по мере того, как новое поколение в бывших советских республиках проникается западной или национальной культурой). Создание единого гуманитарного пространства может в идеале стать инструментом для восстановления определенного влияния России в странах СНГ (некая альтернативная модель той же сети прозападных НПО, которые организуют «оранжевые революции»).
Какую форму отношений между республиками бывшего СССР россияне считают наиболее предпочтительной? За последние четыре года существенно сократилась доля тех, кто видит развитие взаимоотношений между бывшими республиками Советского Союза в формате объединения нескольких республик по их желанию в более тесные союзы — с 42% в 2001 г. до 26% в 2005 г. И наоборот, «новое дыхание» приобрела идея восстановления СССР и сохранения СНГ. Число тех, кто хотел бы восстановления СССР в прежнем виде, увеличилось до 32%, а готовы пестовать СНГ 23% опрошенных (четыре года назад их доля не превышала 15%).
В то же время возросла доля сторонников полностью независимого существования республик бывшего СССР — с 10 до 16%. Ностальгические настроения более характерны для старших возрастов (53%), нежели для молодежи (14%). И все же очевидно, что за этими цифрами скрывается разочарование в различных интеграционных объединениях, которые так и не заработали в полную силу. При этом СНГ, несмотря ни на что, видится неким якорем в океане стрессов, возникающих на постсоветском пространстве.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image97.png" width="443" height="184" alt="" style="border-width:0px;"
Впрочем, мнения по поводу будущего СНГ разделились. Несмотря на «оранжевые» события в ряде стран (Грузия, Украина, Киргизия), относительное большинство опрошенных (47%) полагают, что СНГ сохранится независимо от того, кто стоит у власти в этих странах. Немало (37%) и тех, кто считает, что у Содружества нет будущего и оно скорее всего в ближайшее время распадется.
Отношение россиян к Содружеству во многом повторяет ту неопределенность, которая сложилась в умах элиты. СНГ отнюдь не является элементом практической работы или структурой, приносящей пользу, но при этом оно пока еще сохранило свое символическое значение. Россия все больше отходит от идей абстрактной многосторонности и поддержания символического капитала к более прагматичной тактике — это сотрудничество на двухсторонней основе или организация таких союзов, в которых все члены в целом настроены лояльно. Эти методы были предложены и с успехом опробованы в 2000-2001 гг., и отрадно, что они берутся на вооружение в настоящее время. По мере того, как все больший акцент будет делаться на ЕвразЭС и ОДКБ, российское общественное мнение также будет склонно поддержать «похороны» СНГ в пользу более эффективных организаций. Вопрос лишь в том, чтобы предложить людям такую значимую альтернативу.
Д. В. Поликанов
Источник: Словарь политических терминов.