СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Содружество Независимых Государств (СНГ)
региональная межправительственная организация составе бывших республик Советского Союза-Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Образована в 1991 г.

Источник: Курс лекций по политологии для студентов несоциологических направлений.

Содружество независимых государств
(СнГ) Gemeinschaft unabhängiger Staaten (GUS). Commonwealth of Independent States (CIS) СНГ является добровольным объединением двенадцати республикучастниц, входивших в бывший Советский Союз. Оно было создано в 1991 г. поначалу Россией, Белоруссией и Украиной и расширено вскоре после этого вступлением в него Армении, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Республики Молдова, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Последней в СНГ в 1993 г. вошла Грузия. За исключением балтийских государств (Эстония, Латвия и Литва), СНГ представляет все бывшие советские республики. Цель – создать тесное политическое объединение под руководством России – на практике превратилась во множество двусторонних договоров и деклараций о намерениях.

Источник: Политлексикон понятия факты взаимосвязи. На основе нем. справ. ShubertKlein. Das Politiklexicon. 2013

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
поспешная попытка интегрирования расколотого постсоветского пространства. 8 декабря 1991 г. в правительственном охотничьем «домике» при санатории «Вискули» (Беловежская Пуща) Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали документ о ликвидации СССР и об образовании СНГ, в котором было сказано: «СССР как геополитическая реальность прекратил свое существование». По славянской традиции, советское государство было развалено без представлений о реальном будущем. Трудно было найти более подходящих кандидатур для этого исторического события. Тройка «подписантов» с низким общеобразовательным уровнем и не обладающая стратегическим мышлением, в борьбе за личную власть развалила государство, и отбросили большинство советских народов на мировую периферию бедности и нищеты. При отсутствии мощного экономического «ядра» в СНГ не удалось создать монолитный политико-экономический и военный блок. Противоречивое воздействие на СНГ оказывает процесс формирования субрегиональных группировок.

Источник: Политический анализ. Учебное пособие.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
межгосударственное объединение, созданное на основании Соглашения о создании Содружеству независимых государств, подписанному 8 декабря в 1991 г. представителями трех республик СССР: России, Беларуси и Украины. В Соглашении, которое содержит 14 статьи, констатировалось прекращение существования СССР и появление на его пространстве новых независимых государств и образования нового формирования – С. н. г. (СНГ). 21 декабря в 1991 г. в Алма‑Ате состав СНГ был значительно расширен – к ней присоединились Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, а также Армения, Грузия, Азербайджан и Молдова (см. Алма‑атинская декларация). Согласно Уставу СНГ (подписанным 22 января в 1993 г.) целью этого межгосударственного объединения является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в отрасли политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, торговли, науки, окружающей среды, в гуманитарной и других сферах, содействие широкому информационному обмену, неуклонное выполнение взаимных обязательств. СНГ является открытым межгосударственным образованием, к которому может присоединиться любая страна. Главными консультативными и координирующими органами СНГ являются Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат, Межпарламентская ассамблея государств‑участников СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд СНГ, Совет министров иностранных дел. Официальное место расположения межгосударственных органов СНГ – г. Минск (Белоруссия).

Источник: Государственная служба в регионе. Глоссарий 2011 г.

Содружество Независимых Государств
СНГ
межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование, заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и др. областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 к СНГ присоединилась Грузия. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели. Созданы органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге и др. Постоянно действующий орган СНГ - Координационно-консультативный комитет в Минске.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
межгосударственное объединение независимых, суверенных стран, созданное в декабре 1991 г. непосредственно после распада СССР и включающее большинство его бывших союзных республик, ныне - независимых государств.
Ядро СНГ первоначально составили Россия, Украина и Белоруссия, подписавшие в декабре 1991 г. известные Беловежские соглашения. Позднее к ним присоединились Казахстан, Молдавия, среднеазиатские и закавказские государства. Литва, Латвия и Эстония в СНГ не вошли. При создании СНГ предполагалось, что оно поможет сохранить многие жизненные связи между его членами, сложившиеся за долгие годы существования единого народнохозяйственного комплекса в масштабах бывшего СССР. К сожалению, «детская болезнь» крайней суверенизации, националистические проявления не позволили это осуществить в главном и основном, что нанесло огромный ущерб всем новым независимым государствам. За последние годы усиливаются тенденции и стремления к большей интеграции, что нашло свое отражение в заключении широких договоров сотрудничества и многочисленных специальных соглашений по различным вопросам, таможенного соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном, к которому присоединяются и др. участники СНГ, создание новых межгосударственных органов и т д. Вместе с тем на этом пути выявляется и немало объективных и субъективных трудностей и противоречий. Тем не менее пути и перспективы СНГ прочно связаны с тенденцией усиления интеграционных процессов, что находит свое отражение, в частности, в выдвижении идеи и планов евразийства, в движении к созданию конфедеративного объединения государств-членов СНГ.

Источник: Краткий словарь-глоссарий по политологии

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(СНГ) – региональная межправительственная организация (межгосударственное объединение), основана на Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанного в Минске Россией, Республикой Беларусь и Украиной. В Алма-Ате всеми бывшими республиками СССР, кроме Прибалтийских и Грузии, был подписан Протокол к этому Соглашению и принята Алма-Атинская декларация. Согласно Уставу СНГ (принят в 1993 г.), целями СНГ являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществление разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в СНГ; взаимная правовая помощь и сотрудничество в др. сферах правовых отношений; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами СНГ (ст. 2 Устава СНГ). На начало 2013 г. в состав СНГ входили Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Кыргызская Республика, Республика Армения, Республика Молдова, Туркменистан. Органами СНГ являются: Совет глав государств; Совет глав правительств, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, который является постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом во главе с Председателем – Исполнительным секретарем СНГ, Межпарламентская ассамблея, которая состоит из парламентских делегаций.

Источник: Словарь международного права. 2014

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения об образовании дружества Независимых Государств (подписан в Минске 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР - Республики Беларусь, РСФСР и Украины). Устав СНГ принят в Минске 22 января 1993 г.
В СНГ входят 12 бывших республик СССР - Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Армения, Республика Таджикистан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Туркменистан.
Целями СНГ являются: развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Основными институтами (консультативными и координирующими органами) СНГ являются: Совет глав государств Содружества, Совет глав правительств, Исполнительный секретариат СНГ, Межгосударственный экономический комитет, Экономический Суд СНГ, Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ, Совет министров обороны, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный совет по космосу, Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения, Совет по культурному сотрудничеству, Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ, Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности, Правовой консультативный совет, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения, Статистический комитет СНГ, Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.
В связи с расхождениями в оценке перспектив дальнейшего развития СНГ некоторые государства - участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, напр., Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Соглашение о создании Сообщества Суверенных Республик; учрежден также Таможенный союз в составе России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск (Беларусь).

Источник: Политология: Словарь-справочник

Содружество Независимых Государств

Президент РФ В. Путин:
«Нашим приоритетом остается работа по углублению интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества. <…> Содружество должно результативно работать на граждан наших государств, работать через обеспечение максимальной открытости экономик, через устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, деловой и общественной инициативы, прямых человеческих контактов».
(Послание 2004 года.)
8 декабря 1991 года руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 года к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства – члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентскую ассамблею.
СНГ создавалось в тяжелых условиях кризиса – прекращения существования СССР как единого государства. В настоящее время эффективность экономического взаимодействия в рамках Содружества ставится лидерами стран под сомнение. На первый план выходят вопросы адекватного реформирования СНГ, изменения приоритетов и механизмов взаимодействия.
Для синхронизации темпов и параметров реформаторских процессов, для создания эффективной основы решения вопросов защиты прав человека, борьбы с преступностью, терроризмом и т.д. необходимо, чтобы законодательства стран Содружества были унифицированы. Органы СНГ не обладают такими механизмами и полномочиями, документы практически не содержат пунктов, обязательных к выполнению. Поэтому в рамках СНГ нужно действовать гуманитарными, образовательными и иными рычагами.

Источник: Словарь текущей политики

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ)
Международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР и пожелавшими продолжить сотрудничество. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. Содружество Независимых Государств было основано главами России, Белоруссии и Украины путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Итогом стало заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов распадающегося Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в АлмаАте для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы одиннадцати бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни над государственным образованием». Также сохранялось объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения существования СССР с образованием СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

Источник: Дипломатический словарь для студентов. М. Издательство Дипломатической академии МИД России 2022.

Содружество Независимых Государств
(СНГ) (Commonwealth of Independent States, CIS) – межгосударственное объединение государств – бывших республик СССР. СНГ было учреждено 8 декабря 1991 г. руководством РСФСР, УССР и БССР как содружество без определенных обязательств его членов в отношении бывшего Союза ССР. Процесс формирования СНГ в основном был завершен на встрече в Алма-Ате 21 декабря 1991 г., где присутствовали главы всех бывших республик СССР, за исключением прибалтийских республик и Грузии. Согласно Алма-Атинской декларации СНГ формировалось как координационный орган на паритетной основе и не планировалось в качестве государства или надгосударственного субъекта международного права. Встреча в Алма-Ате положила конец существованию СССР, и на постсоветском пространстве начался процесс формирования независимых и суверенных государств.
Процесс организации СНГ оказался сложным и противоречивым. Только 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества Независимых Государств. До настоящего времени его не подписали Украина и Туркменистан, Украина де-юре не является членом Содружества. Грузия вошла в состав СНГ в 1993 г., но в 2009 г. покинула его.
Основные органы СНГ – созданные 30 декабря 1991 г. Совет глав государств – участников СНГ и Совет глав правительств государств – участников СНГ. Пост председателя СНГ ежегодно занимает глава одного из государств Содружества. Содружество имеет развитую внутреннюю структуру.
Существование СНГ придало процессу распада СССР и формированию новых субъектов международного права цивилизованный и договорной характер. В частности, в 1992 г. было подписано Соглашение Совета глав государств – участников СНГ о вооруженных силах и пограничных войсках, положившее начало формированию национальных вооруженных сил стран СНГ. В том же году в Бишкеке было заключено Соглашение о разделе имущества СССР. В рамках СНГ было сохранено безвизовое пространство, сформирована договорная база функционирования железнодорожного, трубопроводного и воздушного транспорта, получили законодательное обеспечение миграционные потоки и т. д. Однако до настоящего времени СНГ играет роль «договорного клуба», где каждый из участников вправе выполнять только те соглашения, к которым он присоединился.
СНГ только на первоначальном этапе воспринималось как своеобразный наследник СССР, способный сохранить и интегрировать все, что осталось от Советского Союза. Уже на этапе формирования СНГ обнаружились сложные политические и экономические противоречия, долгое время скрываемые в рамках СССР. В молодых государствах проявился различный уровень развития производительных сил, политических классов и протоэлитных групп. Быстро набирал силу национализм. Формировались национальные экономические модели. Некоторые участники СНГ имели друг с другом весьма напряженные отношения: Армения – Азербайджан, Узбекистан – Таджикистан, Россия – Грузия и т. д. В 1990-е годы на развитие государств – участников СНГ большое влияние оказывали внешние силы: США, Евросоюз, Польша, Румыния, Турция и т. д.
СНГ традиционно подвергается критике со стороны правящих кругов стран – участниц Содружества за его правовую слабость и интеграционную непривлекательность. Уже в первые годы существования СНГ появились проекты его реформирования и интенсификации деятельности в рамках интеграционных процессов. Наиболее радикальные предложения по реформированию СНГ выдвинул в 1998 г. Б. Березовский, в то время занимавший пост исполнительного секретаря СНГ. Он предложил реформировать СНГ по образу Евросоюза, создать единое экономическое и валютное пространство, а также разработал реформу секретариата, предполагавшую увольнение большинства чиновников.
Невозможность приступить к интеграционным процессам в рамках Содружества стимулировала появление различных вариантов разноскоростной интеграции, более узких интеграционных объединений – ЕЭП, ЕвразЭС, Союзное государство России и Белоруссии и т. д. Появились и военно-политические блоки, объединяющие группы стран – участниц СНГ: ОДКБ, ГУАМ.
Вместе с тем до настоящего времени не создано новой региональной организации, заменяющей СНГ в качестве единого координирующего органа 11 стран постсоветского пространства. Существование Содружества свидетельствует, что за два с лишним десятилетия, прошедших со времени распада СССР, постсоветское пространство сохранило определенную целостность и специфику как особый регион мира.
Подписание в 2010–2012 гг. в рамках СНГ соглашений о зоне свободной торговли продемонстрировало жизнеспособность и интеграционный потенциал организации. СНГ также в течение 20 лет выступало опорной региональной организацией для ООН в проведении миротворческих операций на постсоветском пространстве и тем самым предотвратил вовлечение во внутренние проблемы региона внешних держав в качестве миротворцев. (А.И. Суздальцев, М.В. Братерский)

Источник: Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь. Учебное пособие.

Содружество независимых государств
(СНГ) Созданное после распада СССР для организации «цивилизованного развода» наций Содружество независимых государств (СНГ) утратило последние остатки своего потенциала. На протяжении всей своей истории оно было неким форумом для неформального общения лидеров стран бывшего СССР. Большинство решений, принимаемых в рамках межгосударственных структур, практически не исполнялись, а любые экономические инициативы вызывали отторжение, особые позиции и не обеспечивали динамичного продвижения вперед. В то же время СНГ стало своего рода гарантом договоренностей начала 1990-х годов — прежде всего в том, что касалось обмена советских долгов на зарубежную собственность.
В меньшей степени, но все же актуальной, была и деятельность Содружества по разработке модельных законов, принятие или отклонение которых оставалось на совести отдельных стран СНГ.
В итоге к своему 14-летию Содружество подошло в крайне плачевной форме. Возник вопрос о том, кто же перехватит инициативу в роспуске этой структуры или ее глубоком реформировании.
Во многом СНГ сегодня повторяет опыт ООН. Для радикальных преобразований недостаточно политической воли и согласия среди участников этого образования, но и для его ликвидации таких ресурсов нет. Именно поэтому инициативы Казахстана по наполнению Содружества новым содержанием оказались выхолощены, и после обсуждения все предложения стали носить исключительно бюрократический характер.
На саммите в Казани в августе 2005 г. фактически столкнулись два направления. Одно из них представила Астана. Смысл его сводился к укреплению интеграции в рамках СНГ, созданию некоего аналога Совета Безопасности СНГ и формированию работающей организации (в том числе и для противодействия «оранжевым революциям»). Вторая концепция характерна для государств-«отщепенцев» (Украина, Грузия и т.п.), чье членство в СНГ во многом номинально и которые заинтересованы в окончательном распаде этой организации. Россия также не особенно заинтересована в усилении СНГ, поскольку в последнее время делает ставку на другие межгосударственные объединения — менее аморфные и объединяющие более дружественно настроенные по отношению к России страны (Евро-Азиатское Экономическое Сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности).
Москва не готова больше инвестировать серьезные политические и иные ресурсы в СНГ — это скорее мертворожденное дитя, имеющее для Кремля лишь символическое значение.
В итоге саммит ограничился «косметическим ремонтом» — поручения по активизации работы Экономического суда, Статистического комитета, сокращение аппарата Совета глав пограничных ведомств и упразднение Штаба по координации военно-технического сотрудничества (структуры, которая давно толком не работала, поэтому вполне логично ее функции были переведены в секретариат Совета министров обороны стран СНГ).
Как и ООН, СНГ переходит на формат гуманитарного сотрудничества. Именно эта идея постепенно становится центральной в деятельности организации — на саммите в Казани была подписана соответствующая декларация. Очевидно, что Россия еще может каким-то образом привлечь народы постсоветского пространства своим языком, культурой и образованием (хотя и этот ресурс исчезает по мере того, как новое поколение в бывших советских республиках проникается западной или национальной культурой). Создание единого гуманитарного пространства может в идеале стать инструментом для восстановления определенного влияния России в странах СНГ (некая альтернативная модель той же сети прозападных НПО, которые организуют «оранжевые революции»).
Какую форму отношений между республиками бывшего СССР россияне считают наиболее предпочтительной? За последние четыре года существенно сократилась доля тех, кто видит развитие взаимоотношений между бывшими республиками Советского Союза в формате объединения нескольких республик по их желанию в более тесные союзы — с 42% в 2001 г. до 26% в 2005 г. И наоборот, «новое дыхание» приобрела идея восстановления СССР и сохранения СНГ. Число тех, кто хотел бы восстановления СССР в прежнем виде, увеличилось до 32%, а готовы пестовать СНГ 23% опрошенных (четыре года назад их доля не превышала 15%).
В то же время возросла доля сторонников полностью независимого существования республик бывшего СССР — с 10 до 16%. Ностальгические настроения более характерны для старших возрастов (53%), нежели для молодежи (14%). И все же очевидно, что за этими цифрами скрывается разочарование в различных интеграционных объединениях, которые так и не заработали в полную силу. При этом СНГ, несмотря ни на что, видится неким якорем в океане стрессов, возникающих на постсоветском пространстве.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image97.png" width="443" height="184" alt="" style="border-width:0px;"
 Впрочем, мнения по поводу будущего СНГ разделились. Несмотря на «оранжевые» события в ряде стран (Грузия, Украина, Киргизия), относительное большинство опрошенных (47%) полагают, что СНГ сохранится независимо от того, кто стоит у власти в этих странах. Немало (37%) и тех, кто считает, что у Содружества нет будущего и оно скорее всего в ближайшее время распадется.
Отношение россиян к Содружеству во многом повторяет ту неопределенность, которая сложилась в умах элиты. СНГ отнюдь не является элементом практической работы или структурой, приносящей пользу, но при этом оно пока еще сохранило свое символическое значение. Россия все больше отходит от идей абстрактной многосторонности и поддержания символического капитала к более прагматичной тактике — это сотрудничество на двухсторонней основе или организация таких союзов, в которых все члены в целом настроены лояльно. Эти методы были предложены и с успехом опробованы в 2000-2001 гг., и отрадно, что они берутся на вооружение в настоящее время. По мере того, как все больший акцент будет делаться на ЕвразЭС и ОДКБ, российское общественное мнение также будет склонно поддержать «похороны» СНГ в пользу более эффективных организаций. Вопрос лишь в том, чтобы предложить людям такую значимую альтернативу.
Д. В. Поликанов

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
877.82 кб

Содружество Независимых государств у исторической черты

Цыкунов Григорий Александрович
Анализируется государственно-правовое и интеграционное развитие государств участников Содружества Независимых Государств.
Читать PDF
238.11 кб

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Пехтерева Е.
Читать PDF
257.36 кб

Этапы формирования Содружества Независимых Государств в 1990-е годы

Воробьев Владислав Валерьевич
Содружество Независимых Государств, появившись в 1991 г. и охватив большую часть постсоветского пространства, прошло несколько этапов в своем развитии. Какие функции были присущи ему на протяжении 1990-х гг.
Читать PDF
257.36 кб

Этапы формирования Содружества Независимых Государств в 1990-е годы

Воробьев Владислав Валерьевич
Содружество Независимых Государств, появившись в 1991 г. и охватив большую часть постсоветского пространства, прошло несколько этапов в своем развитии. Какие функции были присущи ему на протяжении 1990-х гг.
Читать PDF
387.01 кб

Содружество Независимых Государств: поиск оптимальной модели интеграции

Бирюкова Ольга Алексеевна
6 текущем году исполняется 17 пет с момента образования Содружества Независимых Государств основной интеграционной структуры, возникшей на постсоветском пространстве после распада СССР.
Читать PDF
126.66 кб

Конфликты и интеграционные процессы в Содружестве Независимых государств

Стребков А. И.
Читать PDF
316.35 кб

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Никаноров В. С.
Читать PDF
312.07 кб

Евразийская идея Н. А. Назарбаева в условиях Содружества Независимых государств

Гребениченко Сергей Федорович, Сагиндиков Рустем Елеусинович
В статье раскрывается международный имидж лидера Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, которому принадлежит известная на постсоветском пространстве евразийская идея, предложенная на качественно новой основе становления и раз
Читать PDF
172.62 кб

Инновационная экономика: новое качество жизни Содружества независимых государств

Мелехина Е. А.
Читать PDF
321.39 кб

К дискуссии об интеграционных ресурсах развития Содружества независимых государств

Соколова Н. В.
cтатья посвящена одной из наиболее интересных и актуальных проблем развития постсоветского пространства интеграции стран СНГ.
Читать PDF
84.76 кб

Содружество Независимых государств: история создания, проблемы, перспективы развития

Королев Анатолий Акимович, Мухамеджанов Мансур Михайлович
В статье анализируется двадцатилетняя история становления и развития Содружества Независимых Государств (СНГ) — международной организации, которая была создана на базе развалившегося СССР.
Читать PDF
180.66 кб

Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества независимых государств

Курылев Константин Петрович, Савичева Елена Михайловна
В статье рассматриваются особенности интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств, определяется роль и место в этих процессах сотрудничества в гуманитарной сфере.
Читать PDF
433.98 кб

Содержание образовательной деятельности социальных центров Содружества независимых Государств

Илакавичус Марина Римантасовна
Представлены результаты третьего этапа исследования «Реализация педагогического потенциала социальных центров в социокультурном пространстве стран Содружества Независимых Государств».
Читать PDF
293.18 кб

Формирование единого информационно-образовательного пространства Содружества независимых государств

Краснова Гульнара Амангельдиновна, Антропов Михаил Сергеевич
Формирование единого информационно-образовательного пространства СНГ как важнейшего направления сотрудничества государств участников СНГ определяется изменением роли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании
Читать PDF
179.51 кб

Содружество независимых государств в критериях Фонда "Вызовы тысячелетия": главное — эффективное упр

Кобонбаев Макс

Похожие термины: