СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
направление в буржуазной социальной мысли кон. 19 нач. 20 в., представители к-рого биологические принципы естественного отбора (борьба за существование и выживание наиболее приспособленных) переносят на человеческое общество, считая их определяющими факторами. С. д. рассматривает борьбу классов, войны между государствами как «естественные» и «неустранимые». Наиболее реакционные варианты С. д. использовались для оправдания классового господства буржуазии, а также милитаризма и экспансионизма во внешней политике и фашистских. расистских методов во внутренней. Идеи С. д. возрождаются в концепциях современной буржуазной философии и социологии
Источник: Краткий политический словарь. 4-е изд. доп.-М. Политиздат 1987
СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ
(social Darwinism) Термин, широко распространенный в Европе и Америке после 1880 г. и имеющий бранный оттенок. Относится к учению (возможно, ошибочному) Дарвина, согласно которому естественный отбор приводит к выживанию более сильных особей (людей) и сообществ за счет уничтожения более слабых. Социальный дарвинизм был популярен в безмятежные 1890-е гг., но оказался полностью дискредитированным нацизмом. Некоторые усматривают его возрождение в социобиологии (sociobiology) и по этой причине относятся к ней с подозрением. Но "новый социальный дарвинизм", если он таковым является, опирается на генетику, свидетельствующую, что учение Дарвина не ведет ни к расистским (racist), ни к евгеническим выводам, которые ему приписывались с 1890-х по 1930-е гг. (о расовом превосходстве, о возможности и даже желательности подбора родителей для получения хорошего потомства). Трудность с разумным и обоснованным использованием данного понятия заключается в том, что идеи биологии о естественном отборе и "выживании сильнейших" не влекут за собой никаких единых социологических и политических законов. "Социал-дарвинист" может в такой же степени разделять взгляды laissez-faire (невмешательства государства в экономику), как и государственного социализма, быть империалистом или строгим евгеником. Многие передовые мыслители, на которых обычно приклеивали ярлыки "социальных дарвинистов", разрабатывали свои теории независимо от открытий и методов дарвиновской биологии. Так было, например, с У. Г. Самнером, и Спенсером (Spencer) – ярым приверженцем ламаркизма (lamarckism) и твердым сторонником теории наследования приобретенных свойств. Самнер же полностью разделял учение Мальтуса (Malthus). Учитывая все это, можно с полным основанием считать, что "социальный дарвинизм" используется в полемических и идеологических целях и поэтому представляет лишь временный интерес для истории науки.
Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь