Социальное самочувствие

Найдено 1 определение
Социальное самочувствие
Одно из проявлений социального самочувствия населения — удовлетворенность жизнью. Это сложное, комплексное понятие, аккумулирующее множество факторов. Чтобы количественно измерить степень удовлетворенности жизнью, ВЦИОМ использовал следующий вычислительный алгоритм: определение максимально полного состава факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью; оценка уровня удовлетворенности населения каждым из этих факторов (т.е. вычисление факторных индексов удовлетворенности Dj); оценка уровня важности каждого фактора (т.е. вычисление факторных индексов значимости Wj, на основе которых можно определить факторные коэффициенты значимости bj); вычисление обобщенного индекса удовлетворенности жизнью D в виде суммы факторных индексов удовлетворенности, скорректированных на факторный коэффициент значимости. И обобщенный индекс, и факторные индексы удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности сконструированы таким образом, что имеют, по крайней мере, три «подсказки»: 40, 50 и 60%. Если индекс меньше (больше) 50%, это означает в целом неудовлетворительное (удовлетворительное) социальное самочувствие населения; если падает ниже 40% — свидетельствует о крайне плохом социальном климате; если больше 60%, то говорит о явном преобладании позитивных оценок текущей жизни. Соответственно «болевые» факторы образуют группу со значениями индекса удовлетворенности менее 40%; значение «благополучных» факторов превышает 60%; остальные факторы могут считаться более или менее нейтральными.
Методика апробирована на результатах опросов, проведенных ВЦИОМ в июле 2005 г. Итоговая величина обобщенного индекса удовлетворенности жизнью составила 53,1%.
img src="/upload/content/1561661565_14_files/image98.png" width="446" height="457" alt="" style="border-width:0px;"
 Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
Факторные индексы удовлетворенности жизнью более подвижны, чем факторные индексы важности. Абсолютная поляризация (разница между максимальным и минимальным значениями) для первых составляет 39,1%, для вторых — 29,1%. Относительная поляризация (отношение абсолютной поляризации к минимальному значению) еще выше: для факторных индексов удовлетворенности жизнью 108%, а для факторных индексов важности — 44%. Таким образом, различия в социальной обстановке являются более значимыми, чем различия в степени важности отдельных сторон жизни людей. Значение обобщенного индекса удовлетворенности жизнью в 53,1% лежит в «зоне неопределенности». Можно сказать, что население России скорее удовлетворено жизнью, нежели не удовлетворено. Однако с учетом возможных статистических погрешностей, перевес подобной позитивной тенденции в 3% настолько мал, что самочувствие россиян правильнее оценить как пограничное — «50 50».
В число «болевых» попадают два фактора: экономическая и политическая обстановка в стране (36,2%); материальное положение семьи (39,8%). Оба этих фактора в определяющей степени подчинены действиям властей, текущей экономической конъюнктуре и мало зависят от индивидуумов. Невозможность активного воздействия на сложившуюся ситуацию с одновременным осознанием ее тупиковости приводит к формированию пессимистических настроений. На противоположной стороне социальной иерархии стоят такие «благополучные» факторы удовлетворенности жизнью, как отношения в семье (75,3%); дружба, общение (72,1%); климат, погода (61,6%). Здесь просматривается иная закономерность: семейные отношения и положительные социальные контакты почти целиком зависят от самого человека, который может выстраивать их таким образом, чтобы повысить уровень удовлетворенности данными сторонами жизни. Климат и погода, наоборот, являются природными феноменами, не зависящими ни от индивидуума, ни от властей. Соответственно люди приспосабливаются к ним, зачастую с самого рождения, что позволяет более или менее эффективно противостоять этому фактору и формирует вполне приемлемый уровень удовлетворенности им.
Помимо общих закономерностей следует отметить важные частные тенденции. Для раскрытия последних используется упрощенная методика анализа: по всем социальным группам сравнивается только одна характеристика — доля респондентов, вполне удовлетворенных соответствующим фактором жизнедеятельности.
Удовлетворенность жизнью у мужчин в среднем выше, чем у женщин. По всем факторам доля респондентов, вполне удовлетворенных положением дел, среди мужчин выше, чем среди женщин. Исключение составляет только фактор общения с друзьями, где перевес в сторону женщин составляет лишь 0,1%.
Для женщин важнее, чем для мужчин факторы, непосредственно направленные на жизнеобеспечение, а для мужчин — факторы, так или иначе связанные с творческой самореализацией. Женщины уделяют больше внимания личной безопасности, материальному положению, семейным отношениям, погодно-климатическим условиям жизни, экологии, социальной инфраструктуре и состоянию здоровья, а мужчины — возможности достижения поставленных целей, наличию эффективного досуга, творческой самореализации, социальному статусу, общению с друзьями, экономическому и политическому положению в стране. Однако отмеченные перекосы весьма незначительны, чтобы говорить о принципиально различной системе ценностей у мужчин и женщин.
С ростом благосостояния человека растет уровень важности всех факторов жизнедеятельности. Например, среди «бедняков», едва сводящих концы с концами, доля лиц, отмечающих важность фактора творческой самореализации, составляет 26,9%, а среди «богачей», способных приобретать квартиры, дачи и прочие дорогостоящие жизненные блага — 72,7%. Имеет место следующая закономерность: чем больше доходы (богатство) человека, тем более значимы для него все жизненные ценности. И, наоборот, по мере обеднения человека, его социальной люмпенизации, роль и значение большинства ценностей для него все больше превращаются в фикцию. Кроме того, более «выпуклая» система ценностей высокодоходных социальных групп поддерживается и более высоким уровнем удовлетворенности жизнью. Так, доля лиц, отмечающих полную удовлетворенность материальным положением, среди «бедняков» — 2,4%, а среди «богачей» — 45,5%. Применительно к семейным отношениям цифры составляют соответственно 39,2% и 63,4%, к возможностям достижения поставленных целей — 4,7% и 45,5%, наличию эффективного досуга — 7,6% и 54,6%, творческой самореализации — 7,7% и 24,8%, здоровью — 9,9% и 54,6%, погоде — 21,9% и 36,4%, экологии — 7,6% и 13,6%.
Российские мегаполисы — Москва и Санкт-Петербург — разрушительно влияют на все стороны удовлетворенности жизнью. Благотворное воздействие оказывают крупные города с численностью жителей более 0,5 млн. человек. К сожалению, структура анкетного опроса такова, что определить грань между благополучным крупным городом и социально неблагоприятным мегаполисом пока нельзя. Однако выявленная закономерность не подлежит сомнению. Так, доля лиц, полностью удовлетворенных уровнем личной безопасности, в Москве и Санкт-Петербурге — 6,8%, а среди жителей крупных городов — 30,3%. По остальным факторам разброс также велик: материальное положение — 6,1% и 14,3%; отношения в семье — 42,9% и 58,2%; возможность достижения целей — 9,2% и 19,2%; наличие эффективного досуга — 12,9% и 23,0%; творческая самореализация — 7,9% и 21,9%; климат и погода — 18,4% и 29,4%; экономическая и политическая обстановка — 2,5% и 10,1% соответственно.
Выявлены весьма интересные «возрастные шоки». Доля лиц, отмечающих полную удовлетворенность общением с друзьями, в группе 18–24 лет составляет 52,1%; в следующей возрастной группе — 25–44 лет — падает примерно на 10 %, после чего в группе 45–59 лет уменьшается еще на 10%. Не менее интересный эффект наблюдается в динамике доли респондентов, отмечающих полную удовлетворенность экологией: в группе 18–24 лет — 17,4%, группе 25–44 лет — 7%, после чего медленно возрастает.
Различия в удовлетворенности жизнью между разными социальными группами позволяют говорить о наличии эффекта «профессиональных преимуществ», когда представители одних профессий получают чрезвычайно большой перевес над представителями других. Например, полную удовлетворенность фактором личной безопасности продемонстрировали только 13,9% безработных по сравнению с 69% сотрудников силовых ведомств. Эффективным досугом полностью удовлетворены 10,6% домохозяек и 32% «силовиков», социальным статусом — 22,8% предпринимателей и 32,0% «силовиков». Семейными отношениями полностью удовлетворены 38,0% неквалифицированных рабочих и 63,4% руководителей предприятий и главных специалистов.
По-видимому, приобретенные на работе профессиональные навыки управления довольно успешно переносятся в семью, способствуя упорядочению семейных отношений.
В целом межфакторные различия в степени важности тех или иных факторов жизнедеятельности и в уровне удовлетворенности ими, как правило, значительно меньше, чем внутрифакторные перекосы между различными социальными группами.
Е. В. Балацкий

Источник: Словарь политических терминов.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
107.16 кб

Социальное самочувствие россиян

Иванов Вилен Николаевич
Vilen N.
Читать PDF
469.96 кб

Социальное самочувствие учителей

Русских Людмила Викторовна
Статья посвящена анализу социального самочувствия учителей.
Читать PDF
625.36 кб

Социальное самочувствие студентов

Гужавина Татьяна Анатольевна, Садкова Дарья Александровна
В статье рассматриваются вопросы динамики социального самочувствия социальной группы «студенчество». Анализ основан на трактовке социального самочувствия как удовлетворённости человека различными сторонами его жизни.
Читать PDF
1.35 мб

Социальное самочувствие пенсионеров

Козырев Артём Артурович
В статье рассматривается специфика социального самочувствия пенсионеров.
Читать PDF
4.24 мб

Факторы социального самочувствия горожан

Цветкова Ирина Викторовна
Проблемы оценки социального самочувствия являются актуальными для науки и социальной практики.
Читать PDF
256.62 кб

Социальное самочувствие хронических больных

Солодухина Дина Павловна, Фатеева Оксана Валерьевна
Статья представляет результаты социологического исследования 2470 пациентов с хроническими терапевтическими заболеваниями. Цель работы изучение социального самочувствия хронических больных.
Читать PDF
375.59 кб

Проблемы измерения социального самочувствия

Карамельский Руслан Валерьевич
В различных сферах общественной жизни существует объективная потребность исследования социального самочувствия для применения результатов на практике.
Читать PDF
392.82 кб

К вопросу о социальном самочувствии россиян

Рассадина Татьяна Анатольевна
Актуальность и цели. Предмет исследования социальное самочувствие россиян как интегральный социальный феномен, отражающий состояние общественного сознания и настроения россиян.
Читать PDF
402.92 кб

Социальное самочувствие человека в организации

Грачев Александр Алексеевич, Русалинова Алла Александровна
В статье проводится анализ понятия «социальное самочувствие», позволяющий определить его психологическое содержание.
Читать PDF
3.94 мб

Понятие «Социальное самочувствие» в социологии

Суняйкина Ольга Николаевна
Данное понятие представляет собой эмоционально-оценочное отношение индивидов к окружающей социальной реальности и своему месту в ней.
Читать PDF
183.35 кб

Социальное самочувствие военнослужащих в России

Аглиуллин А. А., Зинурова Р. И., Гаязова Э. Б.
В статье анализируется понимание социального самочувствия военнослужащих с точки зрения ученых.The paper deals with the meaning of the content of social well-being of military based on the scientists` points of view.
Читать PDF
569.64 кб

Социальное самочувствие молодежи республики Тыва

Кан Валерия Сергеевна
В статье дается оценка современному состоянию социального самочувствия молодежи Тувы, основанная на субъективных представлениях о степени удовлетворенности материальным положением, жилищными условиями, а также экологической обстан
Читать PDF
16.76 мб

Социальное самочувствие казачества в Алтайском крае

Дунец Александр Николаевич, Дорофеев Виктор Александрович, Бухнер Наталья Юрьевна, Визер Виктор Григорьевич
Актуальность. Статья посвящена анализу социального самочувствия казачества в Алтайском крае. На основе эмпирического социологического исследования. Предмет.
Читать PDF
293.93 кб

Социальное самочувствие семьи в современных условиях

Мустаева Ф. А., Потрикеева О. Л.
Понятие социального самочувствия исследуется учеными различных областей научного знания. Однако, категория «социальное самочувствие семьи» является недостаточно разработанной в современной социологии.
Читать PDF
167.51 кб

Социальное самочувствие населения: основные критерии

Гулягина Анна Ивановна
В статье представлен анализ основных критериев социального самочувствия населения.